Союз композиторов России а Малом зале Московского зала "Зарядье" запустил просветительских цикл для юных меломанов "Я - композитор!"
«Мы хотим, чтобы здесь звучали ныне живущие композиторы. Они, как мы, просыпаются утром, пьют кофе и работают. Но работа у них особенная. В голове у них звучит музыка, которую никто никогда не слышал, а потом они переносят ее на бумагу. Надеюсь, мы вместе со слушателями лучше поймем процесс сочинения», – такими словами культуролог и ведущая Анна Генина открыла первый концерт. Его героем стала Елена Лебедева – композитор из Костромы.
У себя в регионе она – персона, возглавляет Костромское региональное отделение Союза композиторов России, является автором балетов, симфонических и камерных произведений, музыки к театральным постановкам. Как композитор известна не только в России, но и за рубежом: ее играют в Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и США.
Концепция цикла «Я – композитор» предполагает не только исполнение музыки наших дней, но и прошлых столетий, тех, что вдохновляют наших авторов. Поэтому помимо четырех произведений Лебедевой была представлена сюита Грига к драме «Пер Гюнт». «Мне очень нравится свежесть, образность, ясность и доступность музыки Грига», – так она объяснила свой выбор. Для интерпретации произведений пригласили Губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» Тверской филармонии под управлением Андрея Кружкова.
«Образность» и «ясность» – те критерии, которыми руководствуется в своем творчестве и наша героиня. Ее опус «Посвящение “Зарядью”», специально созданный к концерту, – лучший тому пример. По словам автора, когда ей предложили написать произведение с посвящением концертному залу, то она не знала, как подойти к этой задаче. «Здесь я никогда не была, но потом пришла в голову мысль сочинить пьесу о самом историческом месте. Древняя история, берег Москвы-реки, близость к Кремлю – все это запечатлено в увертюре», – рассказывает автор. Увертюра вышла светлой и праздничной, а выдержанная в «русском стиле» музыка и отчетливая «картинность» произведения уводила слушателя в средневековую Москву.
Полная противоположность «Посвящению» – «Симфония-поэма». Для композитора это произведение очень личное. «Оно написано под впечатлением от истории моего деда, который погиб в сталинских лагерях. Бабушка хранила его письма из заключения. Когда их читаешь, то мурашки идут по телу: это была удивительная любовь, разорванная трагическими событиями», – рассказывает автор. Образные доминанты «Симфонии-поэмы» – трагизм, мрак и боль. Всё это удалось передать дирижеру Андрею Кружкову, чья интерпретация отличилась глубиной и одновременно красочностью. Кстати, именно серьезная «Симфония-поэма» вызвала наибольший интерес у юных меломанов: дети услышали в ней историю Серой шейки из одноименного рассказа Д. Мамина-Сибиряка, а именно, тот момент, когда уточка осталась совсем одна.
«Фамаликао» для баяна и камерного оркестра – пример жанра музыкальной зарисовки, написанной под впечатлением от путешествия. Фамаликао – город в Португалии, известный больше футбольным фанатам как домашняя арена одноименного футбольного клуба. Но Елену там поразило другое: каменная резьба, замок тамплиеров, португальские изразцы «азулежу». Она пыталась «избежать “испанщины”», хотя, по ее собственному признанию, «мавританские интонации трудно обойти». Баян – один из самых любимых инструментов композитора: «Это многотембровый инструмент, на котором можно сыграть, например, тембром флейты или фагота, а сочетание со струнным оркестром даёт новые краски. Мне кажется, баян – лучший выбор для этого произведения». Под стать этой во всех смыслах увлекательной фантазии оказался и солист Максим Сальников, показавший удивительную виртуозность, мастерское владение всей звуковой палитрой баяна и яркую артистическую индивидуальность.
Завершала первое отделение «Сюита в старинном стиле» для гобоя с оркестром Каждая из трех частей произведения имеет название: «Гравюра», «Пастораль», «Скерцо». Солировал лауреат международных конкурсов Дмитрий Булгаков, который продемонстрировал не только ожидаемое от музыканта такого уровня техническое мастерство, но и умение «играть в стиль», а точнее, в стили прошлых эпох.
Второе отделение было отдано «Пер Гюнту» Грига. Здесь, пожалуй, стоит отметить прекрасное исполнение «Российской камератой» переложения этого популярнейшего произведения для струнного оркестра. Несмотря на отсутствие ударных и духовых, сюита прозвучала ярко и интересно.
О цикле «Я — композитор» лучше всего сказала Елена Лебедева: «Я очень благодарна Союзу композиторов. Они начали удивительный просветительский проект, каких сейчас мало. Ведь воспитание детей в музыкальном плане немножко запущено, и такие концерты в какой-то степени решают эту проблему. Здесь воспитывается будущее поколение слушателей».
Следующие концерты цикла пройдут в Малом зале «Зарядья» 19 октября (А. Чайковский, Дж. Перголези, Дж. Паизиелло) и 23 ноября (Е. Подгайц, А. Вивальди).