Конкурс проходил в два этапа. Экспертная комиссия сформировала шорт-лист, а далее жюри, куда вошли известные российские композиторы и музыковеды — Сергей Слонимский (председатель), Алексей Рыбников, Александр Чайковский, Всеволод Задерацкий, Рауф Фархадов, Рашид Калимуллин, – уже отобрало победителей.
Комментируя итоги, член экспертной комиссии, шеф-редактор издательства «Композитор», критик и композитор Петр Поспелов отметил, что «побывав членом отборочного жюри, я просмотрел около 150 партитур. Впечатления разные. Некоторый процент составили сочинения дилетантов, в которых доминанта не сходится с тоникой, и порой даже неграмотно набранные на компьютере. И это написал член Союза композиторов?
Но есть и хороший “улов”, причем в разных жанрах и направлениях. Для меня в композиторском искусстве важен талант и профессионализм, но главным образом креатив – когда композитор мыслит не звуками, а системой ассоциаций и общекультурных кодов, наводит парадоксальные мосты с территориями искусства. Моих фаворитов в конкурсе оказалось два.
Один написал отличный “музон” на стихи Гете “Маргарита за прялкой” в стиле “Воццека”, тем самым совершил апгрейд XIX века до XX-го, но не до XXI-го, то есть проявил виртуозное чувство меры. Но он не прошел в призеры. Другой – для квартета саксофонов и владимирского рожка. Тут сошлись пижонский в прошлом веке стиль ECM и русская лесная дикость. Забавно то, что саксофоны академично записаны в строях in Es и in B, в то время как владимирский рожок нотирован в до мажоре, а реально звучит на полтона ниже. Таким образом сочетаются современная практика и низкий строй (415) времен Баха, только услышанный во владимирских лесах. Такое произведение укладывает три века в семь минут и будит множество мыслей. Когда оно вошло в список победителей и конверты с девизами были вскрыты, я узнал, кто композитор – Марина Шмотова, давно известный мне автор, написавший еще одно прекрасное произведение.
Половину победивших композиторов я знал раньше, а другую половину — нет. Среди приятных открытий – екатеринбургский композитор Андрей Бызов, занявший призовые места в трех номинациях. Может быть, он умеет творить волшебство по заказу. Такие люди нужны будущему российской музыки».
Жюри выбирало финалистов в четырех номинациях и определяло имена лауреатов на условиях анонимности – участники представляли свои произведения под девизом. Отметим, что в номинации «Сольное инструментальное сочинение» разрыв между победителем и остальными лауреатами был настолько велик, что второе место решили не присуждать. Напротив, в номинации «Сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» явного лидера не выявили, и первое место осталось вакантным.
Конкурс «Avanti» проводит Всероссийская общественная организация «Союз композиторов России» при поддержке «Фонда президентских грантов», Общероссийской общественной организации «Российский музыкальный союз», АО «Фирма Мелодия» и ООО «Издательство “Композитор”». Сочинения лауреатов конкурса будут опубликованы Издательством «Композитор», заключительный концерт, который состоится 30 сентября в Малом зале МГК имени П.И. Чайковского, будет записан «Фирмой Мелодия» с последующей международной дистрибуцией, что поможет привлечь внимание к современной академической музыке. Кроме того, лауреаты конкурса награждаются дипломами и денежными премиями.