Союз Композиторов России

Всероссийская общественная организация

uc@unioncomposers.ru

+7 (495) 629-52-18

Композиторы и музыковеды

Бызов Андрей Борисович

Бызов Андрей Борисович

Композитор
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»
Член союза композиторов России

Талант — данность. Это верно. Но он растет, зреет не только сам по себе, ему обязательно нужна художественная среда, нужна потребность в нём…

Давно заслужив внимание слушателей, признание исполнителей, Андрей Бызов справедливо считает, что мастерство и опыт, которые приходят с годами, безусловно, нужны, но автору гораздо важнее, когда у него есть потребность, что сказать и кому. Вероятно поэтому, по словам тех, кто знаком с композитором, он пишет музыку быстро и хорошо, неизменно находя при этом и своих слушателей, и своих исполнителей. Знают и играют сочинения Бызова очень многие: студенты и преподаватели Уральской консерватории, выдающиеся музыканты-исполнители не только России, но и многих зарубежных стран. Среди них: Народные артисты РФ В. Гридин, Ф. Липс, В. Бесфамильный, Уральское трио баянистов (Народные артисты И. Шепельский, А. Хижняк, А. Худяков), Заслуженные артисты РФ Т. Вольская, З. Алёшина, В. Романько, Ш. Амиров и др. Исполняют его сочинения такие творческие коллективы, как Государственный оркестр народных инструментов «Россия», Уральский государственный оркестр народных инструментов, Уральский народный хор, ансамбль «Аюшка». Произведения композитора включали в репертуар и зарубежные музыканты: Гамбургский дуэт баянистов, Варшавский квинтет аккордеонистов, солист из Швеции Иоханн Андерсен, Вильнюсский дуэт аккордеонистов.

Музыка А. Бызова звучала далеко за пределами Уральского края — в Италии, Чехословакии, Германии, Швеции, Польше, Испании, Франции, Израиле, США, Японии, Индии, Австралии, Монголии, Корее. Сочинения А. Бызова выпущены в свет центральными и местными издательствами, есть грамзаписи и лазерные диски.

Ко всем своим завоеваниям Андрей Бызов шел достаточно сложными путями, и в его художественном становлении большую роль сыграла духовная атмосфера семьи, а позже — общение с педагогами, музыкантами, обладающими глубокими знаниями и большой культурой. Будущий композитор родился 2 января 1953 года в городе Арамили Свердловской области в семье известного хирурга и учительницы. Первые музыкальные впечатления детства связаны у Андрея с домашним музицированием: играли родители (баян, фортепиано), многие родственники владели народными инструментами, в доме часто звучали балалайка, гитара, домра, мандолина.

Систематические занятия музыкой — обучение на фортепиано — нача-лись под руководством матери, а затем получили продолжение в кружке баянистов в Арамили. Вспоминая сейчас свои самые-самые первые «композиторские опыты», А. Бызов благодарен любимому инструменту: тогда он с упоением распевал стихи из «Родной речи» на мелодии собственного сочинения под сопровождение баяна. Полный курс Сысертской музыкальной школы А. Бызов прошел за два года. С 1968 года он учился в Свердловском музыкальном училище в классах Т.Н. Запорожец (баян) и А.В. Минеева (дирижирование). В Уральскую консерваторию А. Бызов поступил вначале как баянист, хотя на вступительном экзамене по дирижированию исполнил свою «Балладу о льдах». Окончил же консерваторию он по двум специальностям: баян (класс профессора А.Я.Трофимова — 1976) и композиция (класс профессора Л.И.Гуревича — 1980). Многие сочинения этих лет не только с успехом были исполнены на концертной эстраде, но и записаны на грампластинки. Так, пьеса «Во пиру была» (1973), прозвучавшая впервые в исполнении студенческого ансамбля, затем была включена в репертуар Уральского трио баянистов и вскоре записана на грампластинку, вышедшую в нашей стране и во Франции. Пьеса «Уральский перепляс» (1974) также была записана на грампластинку Тюменским ансамблем народных инструментов.

Среди работ, выполненных А. Бызовым в период обучения в классе композиции, — прелюдии для фортепиано, вокальный цикл на стихи Р.Гамзатова. В 1980 году Андрей был удостоен диплома на Всесоюзном конкурсе студентов-композиторов. Самое незабываемое событие этого периода для молодого композитора — первый авторский вечер в мае 1980 года, в котором наряду с его соучениками приняли участие известные в городе солисты и творческие коллективы: Уральское трио баянистов, ансамбль «Аюшка», оркестр профтехобразования Дворца молодежи (руководитель Л. Болковский). По словам А. Бызова, именно в консерватории для него «многое открылось»: заметно расширился кругозор, диапазон общений. «Художественный вкус, — замечает автор, — формировался у меня постепенно, порою через критическое отношение к ре-пертуару, который имел хождение среди студентов и исполнителей-народников».

С годами расширяется география исполняемой музыки Бызова, меняются ее жанровые границы, увеличивается круг исполнителей-единомышленников. Большое количество сочинений создается композитором для народных инструментов. Особого внимания заслуживает музыка для детей, порой написанная с определенными педагогическими целями. Программные заголовки, лаконичность изложения, яркое игровое начало в самой стихии музыки, технические «изюминки» отличают, к примеру, «Сборник для фортепиано из 19 пьес». Особенно колоритны в этом альбоме такие миниатюры, как «Разбойники», «Снегурочка», «Принцесса», «Частушка», «Галоп», «Отзвуки танго», «Сивка», «Дождь».

Детские хоровые коллективы с удовольствием исполняют «Потешки» и шуточные английские песенки А. Бызова. Живым мелодическим током, ясно-стью композиции и динамичностью увлекают юных музыкантов его фортепианные, баянные, гитарные, оркестровые сочинения. Значительный интерес ребят вызвали и два детских балета Бызова «Тимур и его команда» (по А.Гайдару) и «Стойкий оловянный солдатик» (по Г.Х.Андерсену). Участниками этих ярких по музыке спектаклей были сами дети. Композитор всегда охотно откликался на предложения написать музыку для спектаклей ТЮЗа, для новогодних мюзиклов.

Дать портрет художника «в пути», в его становлении, на подходе к зрелости, в период стилистических поисков — задача весьма сложная. А.Бызову в данный момент именно это и интересно: впитать и переплавить разные художественные явления, испытать себя на профессиональное умение в самых разных жанрах, в неожиданных стилевых манерах. «Предложений-заказов больше, чем успеваю реализовать», — сетует композитор. Рядом с пьесами, основанными на разработке русского фольклора («Во пиру...», «Ваталинка», «В бане черти табак толкли» и др.), появляются сочинения, потребовавшие изучения разнообразных «инонациональных языков». Это грузинская «Лезгинка», «Шведский псалом» (тему подарил шведский музыкант), еврейская «Ша, штил», «Бенгальский напев», английские песни, обработки украинских и татарских мелодий...

Заметно тяготение композитора к сюитным, вариационным циклам, которые являются достаточно традиционными для разработки народно-национальных образов. Вот, к примеру, названия частей сюиты «Русские сю-жеты» для трех баянов: «У лукоморья дуб зеленый», «По дороге зимней, скучной», «Плясать — не языком чесать», «Аты-баты», «Лохматое-мохнатое чудище-юдище», «По¬лет Бабы-Яги».

И рядом — свежее, неожиданное использование жанра классического Соncerto grosso для электронного баяна. Классическая схема (быстро — мед-ленно — быстро), характерный для этого жанра прием диалога «тутти» и «соло», тематическая разработка материала и современное объемное звучание электронного инструмента, с сохранением привычных приемов техники игры на инструменте, — таковы наиболее приметные черты сочинения, освещающие еще одну сторону творческих интересов Бызова, так отличных от главной линии его художественных привязанностей — фольклора.

Музыка А. Бызова интересна активным, жизнелюбивым тоном высказывания, образной программностью, творческим освоением фольклорной стилистики не только русских, но и многих «инонациональных образов». Виртуозный блеск и сложные исполнительские задачи позволили включать его сочинения в программы творческих конкурсов, в концертные программы как мастеров, так и в учебные занятия начинающих музыкантов. Многие сочинения А. Бызова привлекательны еще и тем, что они рождаются в непосредственном контакте с исполнителями. Еще по рукописи играли новые, только что написанные им сочинения Уральское трио баянистов, ансамбль «Аюшка», Т.Вольская, В. Романько, В. Дерун, разучивались песни младшей группой хора «Аврора». В тесном содружестве с автором ставились детские балетные спектакли («Стойкий оловянный солдатик» в Детской школе искусств №2). С учетом возможностей конкретных исполнителей, по их заказу были сделаны композитором концертные обработки столь известных песен, как «Катюша» Блантера, «Казаки» Покрасса, «Ты, одессит, Мишка...».

Перемены в общественной и художественной жизни конца ХХ века потребовали переосмысления характера звучания уже известной музыки, синтеза знакомых интонаций с пульсацией современных ритмов и разнообразием тембровой палитры. Не удивительно, что одно и то же сочинение композитора можно услышать в самых разнообразных тембровых вариантах, исполнительских интерпретациях. Так, первая версия «Ваталинки» предназначалась вначале для балалайки и баяна. Затем появились многочисленные трансформации ее: пьеса для ансамбля, пьеса для баяна, для балалайки с оркестром, для балалайки и фортепиано. «Три пьесы по мотивам рассказов Джека Лондона» первоначально были написаны для балалайки и гитары (1983). Потом появились версии для фортепиано, для ансамбля народных инструментов. Пьеса «Ша, штил», пользующаяся неизменным успехом у исполнителей и слушателей, также известна в различных транскрипциях — для балалайки, домры, скрипки, ударных инструментов. Концерт для электронного баяна и струнного оркестра (1983) имеет версию для трех баянов (1984), Уральское трио баянистов вдохновенно исполняет эту музыку в нашей стране и за рубежом.

В настоящее время А. Бызов — доцент кафедры народных инструментов Уральской консерватории, ведет классы инструментовки, чтения партитур, ансамбля и, как всегда, много сочиняет. Он — лауреат Всесоюзного (1978) и дипломант Всероссийского (1988) композиторских конкурсов, известный автор, признанный и среди музыкантов-профессионалов, и среди широкой публики. С успехом проходят его авторские концерты в Екатеринбурге, Тюмени, Ижевске, Перми, издаются сочинения, выходят в свет его научные работы, например, «Методические и практические рекомендации по чтению партитур для ансамблей и оркестров народных инструментов».

  • Обладатель специального приза Первого Всесоюзного конкурса "Avanti" в номинации «Сольное инструментальное сочинение» («Детям до 16», детский альбом для фортепиано) (2018)
  • Лауреат III степени Первого Всесоюзного конкурса "Avanti" в номинации «Сочинение для камерного ансамбля» («Камерная сюита» для мандолины и виолончели) (2018)
  • Лауреат I степени Первого Всесоюзного конкурса "Avanti" в номинации «Сочинение с участием этнических инструментов» (Соната для балалайки и фортепиано) (2018)

Произведения для музыкального театра

  • 1983 «Живой огонь», мюзикл в 1 д. по пьесе В. Вербовой
  • 1984 «Стойкий оловянный солдатик», балет в 1 акте, либр. В. Титова по мотивам сказки Г. Х. Андерсена
  • 1985 «Хрустальная планета», мюзикл в 1 д. по пьесе Р. Каца
  • 1986 «Новогодние приключения», мюзикл в 1 д. по пьесе Н. Головина
  • 1986 «Тимур и его команда», балет в 1 акте, либр. В. Титова по мотивам пов. А. Гайдара
  • 1987 «Новогодняя фантазия», мюзикл в 1 д. по пьесе Л. Низкер
  • 1988 «Зеркальный лед», мюзикл в 1 д. по пьесе Б. Шергина
  • 1989 «Такие разные ветры», мюзикл в 1 д. по пьесе Л. Ткаченко и А. Гу-ляева
  • 2008 «Чугунная цепочка», нар. мюзикл в 2 д., либр. С. Белова

Симфонические произведения

  • 1980 Симфония для больш. симф. орк. в 3 ч.
  • 1983 Концерт (Concerto grosso) для электрон. баяна и камер. орк. в 3 ч.
  • 1986 «Тимур и его команда», cюита из балета по мотивам пов. А. Гайдара
  • 2003 Концерт для фп с орк. в 3 ч.
  • 2005 Концерт для 4-стр. домры (мандолины) с орк. в 3 ч.
  • 2005 «Под небом Парижа», шансон-фантазия для 2 аккорд., бас-гитары и симф. орк.
  • 2006 «Челентано-фейерверк» для 2 аккорд., бас-гитары и симф. орк.
  • 2006 «Виват, Элтон!» для губной гармоники, фп, ритм-группы и камер. орк.
  • 2006 «Шотландские долины», для волынки, фп, ритм-группы и камер. орк.
  • 2009 Концерт для кварт. нар. инстр., флейты, гобоя и камер. орк.

Вокально-инструментальные произведения

  • 1975 Шесть романсов на ст. Р. Гамзатова для баритона и фп
  • 1979 «Александр Матросов», кант. для баса, смеш. хора и симф. орк. на ст. С. Кирсанова
  • 1988 Три урал. песни для сопр. и фп: «Посылала меня мать», «За-бывало-позабывало», «Из-за бани ветер дует»; (вар. для орк. нар. инстр.)
  • 1989 Уральская нар. «Скушно, пташка», для меццо-сопр. и анс. нар. инстр. (гитара, балалайка, баян)
  • 1991 Две рус. песни для гол. и анс. (домра, гитара, баян, бас): «Од-нозвучно гремит колокольчик», «Посею лебеду на берегу»
  • 1993 «Иванушка», на ст. Э. Вериго для жен. группы нар. хора в сопров. баяна
  • Две рус. песни для сопр. и анс. нар. инстр.: «Ах вы сени», «Уральская»
  • Две укр. нар. песни для сопр., тенора и орк. нар. инстр.
  • 2005 «Добрый берег Ямала», ст. Э. Вериго
  • 2008 «Озату», татар. нар. песня в сопров. орк. нар. инстр.
  • 2009 Сюита из мюзикла «Чугунная цепочка» для нар. хора и орк. нар. инстр.

Хоровые произведения

  • 1983 «Прибаутки» для дет. хора и фп
  • 1985 «Потешки» для дет. хора, чтецов и орк. нар. инстр.
  • 1988 Три песенки на ст. англ. поэтов для дет. хора и фп: «На пруду», «Алхимик», А. Милн; «Цветочное нашествие», Э. Фарджен
  • 1989 «Песня о дружбе» для дет. хора и фп на ст. Б. Шергина
  • 1991 «Уходит лето», «Ночной снегопад» на ст. Тим. Собакина для дет. хора и фп
  • 1997 Три песни на ст. Б. Заходера для дет. хора и фп
  • 2000 «Стихи сысертских ребятишек» для дет. хора и фп в 6 ч. (вар. для орк. нар. инстр.)
  • 2003 Четыре хора без сопров. на ст. польск. поэтов
  • «Таусень» ст. Э. Вериго
  • 2005 «Добрый берег Ямала», ст. Э. Вериго
  • 2007 «Утренний кот» на ст. Д. Герасимовой, «Урок зоологии» на ст. Л. Яковлева для дет. хора и фп
  • 2008 «Хранитель времени», «Наш праздник» на ст. Э. Вериго
  • 2010 Гимн Арамильского авиаремонтного завода, ст. Э. Вериго

Камерно-инструментальные произведения

  • 1977 Соната для скр. и фп
  • 1978 Стр. кварт. для двух скр., альта и виолонч.
  • 1979 Четыре пьесы для гитары
  • 1984 «Стойкий оловянный солдатик», сюита для фп в 4 руки (в 3 ч.)
  • 1990 Пьесы для фп: Танец, «Принцесса», Менуэт, Марш, Вальс, «От-звуки танго»
  • 1990 «Вариации и маленькая увертюра на одну тему» для флейты, кларн., трубы, тромб., скр., виолонч., органа и ударн.
  • 1991 Concerto grosso, авт. версия для пяти аккорд.
  • Пьесы для фп: Ноктюрн, Галоп, Вальс, Прелюдия, «По Бейкер-Стрит», Частушка
  • 1993 Ноктюрн и Галоп, для анс. скр.
  • 1993 «Ее портрет», пьеса для анс. скр. (домристов) и фп
  • 1999 «Прогулка под дождем» для фп в 4 руки
  • 2000 10 польск. нар. песен для фп
  • 2001 «Маленькая мучная серенада» («Несерьезная увертюра» для флейты, фп, стр. кварт. и анс. рус. нар. инстр.)
  • 2002 Сюита для флейты и клавесина (фп) в 4 ч.
  • 2004 «Два сюжета из деревенской жизни» для кварт. флейт
  • 2006 «Новорусская сюита» для 2 фп в 4 ч.: «Биржевые новости», «Аукцион», «Неофициальный визит», «Депутатский галоп»
  • 2007-2008 «Токкатина», «Балет», «Поездка Баха в Кострому», «Реплики» для фп
  • 2009 «Черный квадрат», Этюд-тарантелла для фп
  • 2009 Сюита для 2 флейт и фп: 1. «Паспье»; 2. «Хранитель времени»; 3. «Пастораль»; 4. «Каприччио»
  • 2010 Второй кварт. для двух скр., альта и виолонч.
  • Б/д Маленькая фуга для стр. анс.

Произведения для нар. инстр.

  • 1973 «Разудалая» («Во пиру была») для трех баянов
  • 1977 «Русские зарисовки», сюита для баяна в 4 ч.
  • 1977 «Припевки», «Хоровод», «Эх вы, сани!», для анс нар. инстр.
  • 1977 «Ваталинка», сибир. наигрыш для баяна
  • «Ваталинка» для домры или балалайки и фп; для орк. нар. инстр.
  • 1977 «Уральский перепляс» для анс. нар. инстр.
  • 1978 «Русские сюжеты», сюита для 3 баянов в 6 ч.
  • 1978 Две пьесы на урал. темы для 3 баянов: «В бане черти табак толкли», «Марков камень»
  • «В бане черти табак толкли» для орк. нар. инстр.
  • 1979 «Мальчишки с нашего двора», сюита для баяна в 3 ч.
  • 1979 «Марш-гротеск» для орк. баянистов
  • 1979 «Огороды городили», пьеса на урал. тему для баяна
  • 1981 «Катюша», пьеса на тему М. Блантера для трех баянов
  • 1981 «Прогулка» для анс. нар. инстр.
  • 1983 «В уездном городе N», сюита для анс. нар. инстр.
  • 1984 «Казаки», пьеса на тему братьев Покрасс для 2 баянов; вар. для орк. нар. инстр.
  • 1988 Сонатина № 1 для баяна
  • 1988 «Во горнице» для орк. нар. инстр.
  • 1989 «Парад-алле» для орк. баянов
  • Вальс для балалайки и гитары
  • 1990 «Три рассказа Дж. Лондона», сюита для анс. нар. инстр.
  • 1991 «Ты – одессит, Мишка», пьеса для баяна на тему М. Валовца
  • 1992 Сонатина № 2 для баяна
  • 1993 Пять пьес для баяна
  • «Бенгальский танец» для анс. нар. инстр.
  • Три зарисовки для гитары
  • 1994 «Русский вальс» для баяна и орк. баянистов
  • 1994 Три пьесы для гитары
  • 1994 «Ша, штил», пьеса на еврейскую тему для домры и фп; вар. для орк. нар. инстр.
  • 1994 Сюита для двух домр в 4 ч.
  • 1995 «Шведский псалом» для трех баянов
  • 1995 «Лезгинка» для баяна; вар. для орк. нар. инстр.
  • 1995 «Рэг-тайм» для гитары
  • 1998 «Со старой пластинки» для орк. нар. инстр.
  • 1999 Пять эскизов для балалайки solo
  • 1999 «Эпилог» памяти Н. Худякова для 3 баянов
  • 2000 «Легенды горы Благодать» (Сказы Земли Уральской) для орк. нар. инстр.
  • 2001 «Зимняя сюита» для 3 баянов в 4 ч.
  • 2001 «Косил отец сено» для домры и гитары
  • 2003 «Воробей и синица», пьеса на чеш. тему для анс. нар. инстр.
  • 2003 «Уж я золото хороню», пьеса на рус. тему для анс. нар.инстр.
  • 2004 Концертино для домры и фп
  • 2004 «Колобок», илл. к рус. сказке для анс. рус. нар. инстр.
  • 2005 «Уральская рябинушка» на тему песни Е. Родыгина для фп с орк. нар. инстр.
  • 2006 «Тагильский экспресс» для орк. баянистов
  • б/д Три пьесы для готово-выборного баяна:
  • «Интродукция», «Лабиринт», «P.S.»
  • б/д «Травушка-муравушка», вар. на рус. тему для баяна
  • б/д «Туринская игрушка», хореогр. миниатюра для баяна
  • б/д «Воспоминание о вальсе» для баяна с оркестром
  • б/д «Новорусская сюита» для орк. нар. инстр.
  • Музыка к хореографическим постановкам
  • 1980 Матросский танец для анс. танца п/у А. Поличкина
  • 1981 «Матрешки» для анс. танца п/у А. Поличкина
  • 1984 «Екатеринбург в лицах» (для Урал. нар. хора)
  • 1989 Нижнеисетская кадриль
  • 1995 Хореогр. комп. по сказам П.П. Бажова для анс. танца ДК им. Окунева Уралвагонзавода
  • 1996 «У причала» (Программы Театра танца Дворца молодежи п/у М.Баланчука)
  • 1996 Танец на табуретках
  • 1998 «У колодца»
  • 1999 Самба
  • 1999 Цыганский танец
  • 2000 «Девочка со скрипкой»
  • 2002 «Огневушка-поскакушка»
  • 2003 «Косари»
  • 2006 «Пингвины»
  • 2008 «Каменный цветок» (хореогр. комп. по сказу П.П.Бажова)
  • 2010 «Под окном черемуха колышется» (вок.-хореогр. комп.)

Музыка к спектаклям и кинофильмам

  • 1979 Е. Шварц. «Два клена» (СГТЮЗ, реж. В. Рубанов)
  • 1981 К. Мешков. «Милое мое привидение» (Курган, т. «Гулливер», реж. Б. Понизовский)
  • 1984 «Любовь, любовь, любовь» по мотивам расск. А.Чехова (СГТЮЗ, реж. В. Рубанов)
  • 1985 Л. Устинов. «Бочка меда» (СГТЮЗ, реж. Л. Лелянова)
  • 1987 Н. Воронов. «Следствие» (СГТЮЗ, реж. А. Праудин
  • С. Козлов. «Поющий поросенок» (СГТЮЗ, реж. В. Иванский и В. Сизов
  • 1997 Музыка к к/ф «Алиса в стране Метрополитении». Свердл. киностуд., 1998 (реж. И. Брызгалина)