Финкельштейн Юлия Анатольевна
Кандидат искусствоведения (2012), доцент (ВАК), доцент кафедры музыковедения Института «Академия имени Маймонида», музыковед, преподаватель, критик, исследователь, Ученый секретарь Совета Института «Академия имени Маймонида», композитор.
Родилась в Евпатории (Крым). В 1996 году закончила Симферопольское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (отделение теории музыки, класс Е.Н. Неведровой), в 2001 − Российскую академию музыки им. Гнесиных в Москве (ИТК факультет), а затем в 2004 году − аспирантуру РАМ им. Гнесиных (научный руководитель − доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных Т.В. Цареградская).
В 2012 году под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.В. Цареградской защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему – «Балетное творчество Н.Н. Черепнина в контексте идей эпохи» (специальность 17.00.02 – музыкальное искусство)
Сфера научных интересов – история музыкальной культуры, история и теория стилей, история и теория исполнительского искусства, история отечественной и зарубежной гитарной музыки. Автор ряда научных статей по проблемам современной музыки и исполнительства.
Преподает «Основы композиции», «История и теория исполнительского искусства», «Полифония», «Инструментоведение», «Чтение и анализ партитур» на кафедре музыковедения Института «Академия имени Маймонида» РГУ им. Косыгина.
Автор пьес для различных инструментов и ансамблевых составов: фортепиано, классической гитары, гитары с баяном, гитары с флейтой, скрипкой, гобоем, виолончелью, для арфы, виолончели, баяна, гитарного оркестра, пьесы для голоса с фортепиано и голоса с гитарой, транскрипций старинной музыки.
- Вальс для фортепиано ля-минор ор. 1 – 1989
- Вальс ми-минор для скрипки и фортепиано ор. 2 - 1989
- Соната До-мажор (для фортепиано) в классическом стиле в трех частях ор. 3 – 1989
- «Бахчисарай» (триптих для фортепиано) 1998, ор. 4
- Прелюдия си-минор для шестиструнной гитары соло – 1999 ор. 5
- Прелюдия Ля-мажор для шестиструнной гитары соло – 1999 ор. 6
- «Признательность» для шестиструнной гитары (лауреат конкурса пьес для музыкальных школ) – 1999
- Детские: «Вокализ», «Признательность», «Прогулка», «Шаги» – 1999, ор. 6
- «Три вальса» для шестиструнной гитары (Евгению Финкельштейну) – 1999, ор. 7
- Интерлюдия – для струнного оркестра 2000
- Песни – «Я тебе кохаю», Зима, Вечер – 2001-2002 слова и музыка Ю. Финкельштейн
- Сюита для шестиструнной гитары соло (6 частей: Прелюдия, Фуга, Ноктюрн, Элегия, Ариетта, Марш) – лето 1999 - март-апрель 2004, ор. 8
- Соната для двух гитар в трех частях – 21 апреля 2004, ор. 9
- «Шутка» (для Фрица Вальтера) – для скрипки и фортепиано – 25 апреля 2004, ор. 10
- Обработка русской народной песни «Катенька веселая» для гитарного оркестра - 7 мая 2004, ор.11
- Соната для флейты и гитары (Allegro, Прелюдия и Дождь) – лето 2003 – 26 мая 2004, ор. 12
- «Интермеццо» (посвящено Фрицу Вальтеру) для фортепиано – 21 мая 2004, ор.13
- Семь песен на стихи японских поэтов «Из японской поэзии» – 22 мая 2004, ор. 14 (Цикл «Из японской поэзии» – для сопрано и гитары, вариант – флейта с гитарой)
- «Pas de deux» (для гитары и скрипки) – 29 мая 2004, ор.16
- «Трио» («Облака») посвящено Евгению Финкельштейну и Григорию Кацу - для гитары, гобоя и скрипки (транскрипция для фортепиано, гобоя и скрипки) – 7 июня 2004, ор. 17. Премьера 22 марта 2005 года – Лада Морозова (скрипка), Светлана Усачева (гобой) и Евгений Финкельштейн (гитара)
- Сюита для фортепиано – Прелюдия, Сарабанда, Жига – ор. 15, лето 2004
- «Открытка» («Postcard») – для фортепиано, август 2004 г., ор. 15.
- «One black walk» – для двух фортепиано. Октябрь 2004 года. Ор. 18
- «Скандинавская весна» – для скрипки и гитары – 15 марта 2006 года, ор. 19.
- «Картины Хуана Миро» (Miro's Paintings) – сюита для шестиструнной гитары (транскрипцию для семиструнной гитары сделал Стефан Вестер, Швеция, 2008):
Золото лазури
Крылья жаворонка, окруженные золотисто-голубым, присоединяются к сердцу мака, спящего на усыпанном бриллиантами лугу
Капля росы, падающая с крылышка птички, пробуждает Розали, которая спала в тени паутины
Букет цветов
Материнство
Карнавал Арлекина
Песнь соловья в полночь и утренний дождь
- Вальс для гитары соло – Декабрь 2013
- «Рождественская» (Памяти Стравинского) – сюита для гитары и баяна в трех частях – 2014
- Транскрипции английской и итальянской музыки барокко для струнного оркестра – 2017
- Доуленд Дж. –
Can she excuse
Fine knacks for ladies
In darkness
It was a lover
Shall i come
Ланди С. – Augellin
Мерула Т. – Folle e ben chi crede
Санчез Дж.Ф. – Usurpator tirrano
Каччини Дж. – Non ha'l ciel cotanti lumi
Тарантелла
- Доуленд Дж. Пять пьес для лютни – транскрипции для струнного оркестра 2017:
Прелюдия
Аллеманда
Гальярда королевы Елизаветы
Гальярда капитана Диггери Пайпера
Павана Лакрима
- «I will» – транскрипция песни The Beatles для гитары и струнного квартета – 2017
- Соната для гитары и виолончели в трех частях – Аркадию Резнику и Олегу Бугаеву Allegro - Adagio – Vivace – 2017
- 7 Эстампов для виолончели соло – 2017:
Зачин
Веснянка
Рассвет
Скерцо
Прелюдия
Двенадцать
Финал
- Катенька веселая – версия для двух гитар – 2017
- Катенька веселая – версия для гитары и скрипки – 2017
- Танцы для арфы Памяти Равеля (Павана и два танца) – 2014-2018
- Вальс для арфы – 2018
- Ноктюрн для гитары и альта – 2018
- «Перезвоны» для четырёх гитары – 2018
- Три Акварели для фортепиано – 2018
- «Сон у обочины» – для гитары, электрогитары и лютни – 2018
- «Напев» для баяна – 2019
- «Суздаль» для гитары и арфы – 2019
- Бурдон, Веснянка и Павана для семиструнной гитары – 2019-2020
- Adagio для гитары и скрипки – 2020
- «Рассвет» для гитарного оркестра – 2020
- Катенька веселая – обработка рнп для гитарного оркестра, новая редакция – 2021
- «Времена года» – 13 характеристических пьес для гитары соло: 2020–2021
Январь – Молчание
Февраль – Рисунок на стекле
Март – Снег
Апрель – Менуэт Прокофьева
Май – Кошки и лягушки под дождем
Июнь – Токката
Июль – Жара – Аврора (Утренняя заря)
Август – Кот
Сентябрь – Алиса у моря
Октябрь – Листопад
Ноябрь – Чаепитие
Декабрь – Акварель
- Пьесы для детей – 2019–2022
- Звонили звоны
- Сказка о вкусном рисе
- Аврора
- Туманы
- Вокализ для сопрано – 2017
- Песня – «Время бежит назад» – 2021
- 24 прелюдии для гитары соло 1999 – 2021
- Финкельштейн Ю. Поздние балеты Николая Черепнина// «Русское искусство», 1 (21) / 2009. «Академическая тетрадь». С. 27-34. — 0,6 п.л.
- Финкельштейн Ю. Балеты Н.Н. Черепнина в контексте стилистических тенденций модерна // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей / М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 57-65.— 0,58 п.л.
- Финкельштейн Ю. Балет Н.Н. Черепнина «Маска Красной смерти»: Опыт воплощения символистского сюжета в балетном жанре // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия : Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9-13 апреля 2013 г. — М.: Нобель-пресс, 2013. — С. 454-463. — 0,66 п.л.
- Финкельштейн Ю. Миницикл в творчестве Н.А. Кошкина // Классическая гитара в Ярославле. Традиции и Инновации : материалы научно-практической конференции, 25-26 ноября 2013 г. / ред.-сост. А.А. Харчев; ЯМУ (колледж) им. Л.В. Собинова. — Ярославль, 2013. — С. 58-69. — 0,42 п.л.
- Финкельштейн Ю.А. Особенности трактовки шестиструнной гитары в «Четырех русских песнях» Игоря Стравинского // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия : Сборник материалов Международной научной конференции 14−19 апреля 2014 года [Текст] / Ред.-сост. Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. — М.: Нобель-пресс ; Edinbourg, LennexCorporation, 2014. — С. 584-592. — 0,63 п.л.
- Финкельштейн Ю.А. Балеты Н.Н. Черепнина: воплощение живописных тенденций времени // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции, 7 февраля 2014 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — Тамбов, 2014. — С. 86-94. – 0,5 п. л.
- Финкельштейн Ю.А. Игорь Стравинский и академическая гитарная музыка // Обсерватория культуры. Москва, Российская государственная библиотека, 2015 (№ 1). — С. 40-45. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю.А., Маковская Н.В. Специфика трактовки тембра классической гитары в творчестве С. Губайдулиной. «Токката» и «Серенада» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (36). 2015. С. 183-194. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю.А. Гитара в творчестве Бориса Владимировича Асафьева: жанры, стиль// Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (37). 2015. С. 183-194. – 0,5 п.л.
- Демьянова М.А., Финкельштейн Ю.А. Творчество Никиты Кошкина: к вопросу о специфике гитарной музыки // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры». Москва, 2015, вып. 2. — С. 172-185. – 0,8 п. л.
- Финкельштейн Ю., Нилов В. Александр Михайлович Иванов-Крамской: творческий портрет / Музыка и время, № 7. 2015. – С. 8-18. − 0,66 п.л.
- Финкельштейн Ю.А. Произведения А. Иванова-Крамского для классической гитары // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 2 (19). С. 127-131. – 0,6 п.л.
- Финкельштейн Ю. Классическая гитара в музыке композиторов ХХ века: к вопросу трактовки инструмента // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам международной научной конференции Государственной Классической Академии им. Маймонида 12-16 апреля 2016 года / под общ.науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. — М.: Государственная Классическая Академия им. Маймонида, 2016. С. 374-383.– 0,5 п.л.
- Финкельштейн Ю. Классическая гитара в творчестве Эдисона Денисова – Музыкальная академия 2016, № 4. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю. Концерт для гитары с оркестром Бориса Владимировича Асафьева // Классическая гитара в Ярославле. Традиции и инновации. Материалы II научно-практической конференции, 9 декабря 2016 г. / ред.-сост. А.А. Харчев; ЯМУ (колледж) им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2016. – С. 80-94. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю.А., Вихров Д.А. Первая соната для гитары соло Никиты Кошкина // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (48). 2017. – С. 108–118. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю. Сочинения для шестиструнной гитары Виссариона Шебалина // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры : Сборник статей по материалам международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. — М.: Академия имени Маймонида, 2017. — С. 362–369. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю.А., Звягин А.Т. Гитарные миниатюры Александра Тансмана // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Девятая Международная научно-практическая конференция. 24 марта 2018 г. / Редактор-составитель В.Р. Ганеев: — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. — С. 33–38. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю.А. «Сюита зеркал» Андрея Волконского: к вопросу трактовки классической гитары в условиях отечественного музыкального авангарда // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018; (4). – С. 162-176. – 0,7 п. л.
- Финкельштейн Ю.А. Формирование образа классической гитары на раннем этапе обучения: направления и перспективы // Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации. Перспективы. Первая межрегиональная педагогическая научно-практическая конференция. 18 ноября 2018 г. / Ред.-сост. В. Г Борисевич. М.: ЛЕНАНД, 2019. – С. 17-23.
- Финкельштейн Ю. А. Этюды по истории гитарного искусства ХХ века. Конспект лекций: Учебное пособие – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. — 153 с. – 10 п.л.
- Финкельштейн Е.Ю., Финкельштейн Ю.А. Хрестоматия по гитарному ансамблю для студентов 3–4 курсов: Учебное пособие – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. – 76 с.
- Финкельштейн Ю.А., Насыров А.М. «Соната одиночества» Петериса Васкса: гитара в авангарде // Струнные инструменты: исполнительство, репертуар, педагогика, практика // Материалы Первой межвузовской научно-практической конференции, 15 апреля 2019 / Редактор-составитель Ю.А. Финкельштейн. – М.: Институт «Академия имени Маймонида», РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. – С. 84-92.
- Сушкова-Ирина Я.И., Финкельштейн Ю.А., Талицкий А.М. Соната для лютни a-moll Сильвиуса Леопольда Вайса в транскрипции для шестиструнной гитары // Струнные инструменты: исполнительство, репертуар, педагогика, практика // Материалы Первой межвузовской научно-практической конференции, 15 апреля 2019 / Редактор-составитель Ю.А. Финкельштейн. – М.: Институт «Академия имени Маймонида», РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. – С. 117–127.
- Финкельштейн Ю.А, Финкельштейн Е.Ю. Особенности трактовки жанра гитарной сонаты в отечественной музыке второй половины ХХ века на примере Сонаты для гитары Валерия Кикты // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование : Сб. ст. по м-лам I Междунар. науч.-практ. конф. Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 10 января 2020 года / под общ. науч. ред. Я. И. Сушковой-Ириной ; ред.-сост. М. А. Казачкова. — М. : Академия имени Маймонида, 2020. — С. 165–171. — 0,6 п. л.
- Финкельштейн Ю.А. Отечественная гитарная музыка: темброво-колористический аспект // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020; №3 (68). — С. 242–250. — 0,6 п. л.
- Финкельштейн Ю.А. Этюды по истории гитарного искусства ХХ века. Часть II. Конспект лекций: Учебное пособие — М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2021. — 146 с.