Комарова Татьяна Викторовна
Татьяна Викторовна Комарова родилась 14 мая 1954 года в Караганде. Окончила Детскую музыкальную школу в Свердловске (Екатеринбург), затем поступила в Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского на теоретическое отделение. Параллельно занималась композицией в классе О.А. Головиной. На последнем курсе музыкального училища , когда сочинения юных уральских авторов были исполнены на очередном выездном пленуме СК России, на пьесы Т. Комаровой обратил внимание Борис Дмитриевич Гибалин, предложив избрать сочинение музыки своей специальностью и заниматься у него в классе. Сочинение музыки, связанной со словом, настолько увлекло Комарову, что одно время она писала лишь вокальную и камерную хоровую музыку. Это её пристрастие проявилось и в годы учёбы в консерватории (1973-1979) в классе профессора Б.Д. Гибалина. Среди сочинений этого периода — кантата для солистов, хора и симфонического оркестра «Уральские свадебные напевы», написанная на подлинные народные тексты, собранные во время фольклорных экспедиций по Уралу.
С 1980 года Комарова работала на кафедре композиции и инструментовки в Уральской консерватории. В этот период появляются два струнных квартета (1987; 1997) и две симфонические поэмы (1979; 1989). Пожалуй, во всех сочинениях, написанных до 1990 года, Татьяна Комарова так или иначе продолжала экспериментировать в области поисков новых звучаний, причём предметом пристального внимания и любования был сам звук, его краски, колоритные звуковые сочетания.
1990-й год в жизни Т. Комаровой оказался рубежным. К этому времени уже была закончена ассистентура-стажировка в Горьковской консерватории (1984-1988) по классу профессора А.А. Нестерова. В этом же году она была принята в СК России. Кроме того, в этом году в Уральской консерватории была открыта Студия электроакустической музыки, что положило начало новому «электронному» периоду в творчестве композитора. Благодаря новым средствам выразительности, которые раскрывают перед авторами компьютерные технологии, рафинированный и эмоционально сдержанный, изменчивый, многомерный, колористичный мир её музыкальных образов обрёл новую грань.
За годы работы в Студии в жанре электроакустической музыки Комаровой было создано несколько значительных работ: прелюдия для электронных инструментов «Взгляд Девы Марии» (1992), композиции для синтезаторов и компьютера «Reflektions» и «Sensation» (1995), триптих для голоса и электронных инструментов «Осенние отражения» на стихи В. Луйк (1995), «Сцены из оперы Я.Пери «Эвридика» — версия для солистов, хора и электронных инструментов (1992). Все эти сочинения были показаны на различных фестивалях электронной и современной музыки как в России («Панорама музыки России» и «Альтернатива-95»: Москва, 1995; фестивали к 100-летию со дня рождения Л.С. Термена: С.-Петербург и Казань. 1996), так и за рубежом (Беллажио, Италия, 1994; Де Калб, США, 1994; Бурж, Франция, 1995).
Работая в Студии, Татьяна Комарова принимала участие как организатор и автор исполняемых композиций в фестивалях и концертах электронной музыки, проходивших в Екатеринбурге и Свердловской области. На основе многолетней творческой и педагогической деятельности ею разработан ряд учебно-методических пособий и учебных программ по преподаванию основ электроакустической музыки для студентов консерваторий, обучающихся композиции и звукорежиссуре. Ряд научных и публицистических статей, вышедших в различных российских и зарубежных изданиях, отражают опыт Татьяны Комаровой в избранной ею области творчества.
- Лауреат Всесоюзного конкурса молодых композиторов, Диплом II степени, 1985 г., Москва
- Лауреат Всесоюзного конкурса молодых композиторов, Диплом II степени, 1987 г., Москва
- специальный Диплом «За подготовку студента», Международный Фестиваль-конкурс электроаку-стической музыки и мультимедиа >SYNC.2010
- I место и звание лауреата Международного конкурса «Музыкальная Электроника и МультиМедиа», г. Москва, ноябрь 2013 г.,
- III место и звание лауреата Международного конкурса «Музыкальная Электроника и МультиМедиа», г. Москва, ноябрь 2013 г.
- специальный Диплом «За подготовку студента», Международный Фестиваль-конкурс электроаку-стической музыки и мультимедиа >SYNC.2013
Участник российских и зарубежных концертов, фестивалей и проектов:
1995, 2000, 2003, 2005 - "Панорама музыки России", Москва; ;
1995 г. – Франция, г. Бурж, Международный фестиваль электроакустической музыки Synthese-95,
1995 г. – «Московская осень», г. Москва
1996 г. – «Дни Термена», 100-летию со дня рождения Л.С.Термена, Санкт-Петербург
1996 г. – «Музыка. Свет. Электроника», Казань
1998 г. – Франция, г. Бурж, Международный фестиваль электроакустической музыки Synthese-98,
1999-2000 гг. – sound-проект ARIA;
2000 г. – «Панорама музыки России», г. Москва
2001г. – Франция, г. Бурж, Международный фестиваль электроакустической музыки Synthese-2001,
2003 г. – Австрия, г. Грац, фестиваль “VN:M”,
2003 г. – США, г. Гановер, фестиваль “Electric Rainbow Coalition”,
2005 г. – «Московская осень», Москва.
2006 – Франция, г. Бурж, Международный фестиваль электроакустической музыки Synthese-2006;
Также участие во всех Фестивалях ЭАМ, организованных в Екатеринбурге
Участник Международной конференции “Music Technology and Post Modernism in Russia, Eu-rope and the Americas”. (Беллажио, Италия) - январь 1994 г. , презентации Студии электроакустиче-ской музыки г. Екатеринбурга. (Концерты электроакустической музыки в г. ДеКалб, США - октябрь 1994 г., Международной конференции «Электроакустическая музыка и ее современное состояние» (Москва, Россия) – октябрь 2002 г.
С 2002 по 2012 гг. - член Совета Международной сетевой программы центров и студий элек-троакустической музыки Европы и России IT NetWork и один из кураторов программы.
Симфонические произведения
1979 Поэма для симф. орк.
1989 Поэма для симф. орк.
Вокально-симфонические произведения
1978 «Уральские свадебные напевы», кан¬т. для сол., хора и симф. орк, сл. нар.
Камерно-инструментальные произведения
1982 «Дилогия» для домры и фп
1987 Струнный квартет в 4 ч.
1997 «Диафония» для стр. кварт. в 2 ч.
Камерно-вокальные произведения
1973 Вок. цикл на ст. Ф.Г. Лорки для меццо-сопр. и фп в 6 ч.
1978 «Пять планет», вок. цикл на ст. М. Маркарян (пер. Д. Са-мойлова) для сопр. и фп в 5 ч.
1981 «Немного о снегопаде и любви», 4 прелюдии для сопр. и фп на ст. В. Луйк (пер. Э. Тамм).
Хоровые произведения
1985 «Красные листья», цикл для жен. хора а’ cappella на ст. В. Луйк и М. Гриезане в 6 ч.
1986 «Слово Земле», поэма для хора а’ cappella на ст. С. Щипачева.
Музыка театра и кино
1982 «Веселые медвежата», дет. муз. спектакль. Сцен. Л. По-ливановой
1983 «Про белку и лису», муз. к спек¬таклю Свердл. телев.
1992 Сцены из оп. Я. Пери «Эвридика», версия для сол., хора и электрон. инстр.
1994 «Улыбки Парижа», муз. к спектаклю по мотивам водев. Э. Лабиша «Пощечина» и «Мизантроп»
1996 Музыка к худ. фильму «Парижский чу¬дак, или Искуситель правды», реж. В. Лаптев.
Электроакустическая музыка
1992 «Взгляд Девы Марии», прелюдия для электр. Инстр.
1995 «Reflections», композ. для синтезат. и комп.
1995 «Sensation» (посв. 25-летию Студии GMEB, г. Бурж, Франция), миниатюра для синтеза¬т. и комп.
1995 «Осенние отражения», трипт. для гол. и электрон. инстр., на ст. В. Луйк
2002 AncientSun для электрон. инстр., MIDI-контроллеров и tape
2003 Richtpunkt для сакс. и tape
2005 «Play!» для электрон. инстр., комп. и MIDI-контроллеров
2006 «Досье искусственного интеллекта» для tape, комп. и 2 touch-панелей Kaoss PAD
2007 «Гранулярные колокола» (Musique concrete)
2007 «Семейное счастье» (Musique Concrete)
2007 «Импровизация» для сакс., бубна, трубы, тарелки и 2 touch-панелей Kaoss PAD
Песни на стихи отечественных поэтов (около 30), в т.ч.:
1985 «Убежденность», ст. В. Луйк
1985 «Двое», ст. В. Шефнера
Музыка для детей
1974 «Хоровод», мал. песни для детей на сл. англ. и чеш. дет. песенок в пер. С. Маршака в 9 ч.
1983 Четыре миниатюры для дет. хора, ст. В. Левина, В. Глу-щенко, сл. нар. п-ра кл.
1996 «МАЛюсЕНЬКИЕ ПЬЕСчинКИ», 4 дет. пьесы для фп в джаз. Стиле
Дискография
«Красные листья», цикл для жен. хора. Исп. хор препод. детской хоровой школы №1 под рук В. Буланова / Мелодия, С-10 30029 001, 1985; «Осенние отражения» для жен. гол. и электр. инстр. (Т. Сасовских – вокал) /CD “Electroacoustic Music on the Ural” (vol. I), DD, 2001; Sensation для электрон. инстр. – CD “Electroacoustic Music on the Ural” (vol. I), DD, 2001; “AncientSun” для пленки, электрон. инстр. и MIDI-контроллера – CD “Electroacoustic Music on the Ural” (vol.2), DD, 2003.
Научные труды:
The new Music Technology and academic musical education: Тез. докл. на междунар. конф. «Music Technology and Post Modernism in Russia, Europe and the Americas». Bellagio, 1994; The Electroacoustic Music Studio of Yekaterinburg // Leonardo Music Journal. Vol. 6. New York, 1996; Развитие электроакустической музыки на Урале: Тез. докл. на междунар. конф. «Электроника. Музыка. Свет» / НИИ «Прометей». Казань, 1996; Электроакустическая музыка. Критерии. Специфика: Тез. докл. на междунар. конф. «Дни Термена в Санкт-Петербурге» / СПб. гос. консерв. СПб., 1996; Электронная музыка на Урале: тез. // Электроника. Музыка. Свет: Сб. докл. междунар. конф. Казань.: НИИ «Прометей», 1996; Курс «Электронная и компьютерная музыка» в учебном плане специальности «Композиция»// Сб. тез. докл. науч.-практ. конф. «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности». Екатеринбург: УрГПУ, 1999; Понятие «электроакустическая музыка» в спецкурсе «Электронная и компьютерная музыка»// Мат-лы науч.-практ. конф. «Муз.-эст. образ. в социокультурном развитии личности». Т.2. Екатеринбург: УрГПУ, 2000; О классическом содержании понятия «компьютерная музыка» // Екатеринбург: УрГПУ, 2001; Конкретная музыка как феномен музыкального искусства. Екатеринбург: Учеб.-метод. центр УрГУ, 2002; В.А. Бояршинов // УГК им. М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009; А.А. Иванова // Там же; Л.А. Медведев // Там же; Л.В. Вакарь // Там же; Д.В. Тиунов // Там же; Е.Г. Цигель // Там же; В.В. Келлер // Там же; Н.В. Сумина // Там же; М.Р. Хаматов // Там же.
Выпуск CD, DVD (официальные издания
«Electroacoustic music on the Ural», vol. 1, 2000, YEAMS.
CD «Путешествие с Авророй», 2002 (публикация в программе диска)
«Electroacoustic music on the Ural», vol. 2, 2003, YEAMS.
«Electroacoustic music on the Ural», vol. 3, 2005, YEAMS.
«Electroacoustic music on the Ural», vol. 4, 2006, YEAMS;«Electroacoustic music on the Ural», vol. 5, 2007, YEAMS