Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Макеева Людмила Ивановна

Макеева Людмила Ивановна

Макеева Людмила Ивановна

Композитор
Брянское отделение Союза композиторов России

Родилась 25.12.1948 г. в г. Брянске. С ранних лет отличалась уникальным слухом, чистотой интонации. Много солировала. Пела в вокальном ансамбле, многие годы в хоровых коллективах г. Брянска.

Первым учителем игры на фортепиано ул. Макеевой была её мама. В 11 летнем возрасте Людмила поступила в музыкальную школу им. П.И. Чайковского на отделение фортепиано и успешно закончила её в 1963г, за пять лет. С 1963 по 1967 гг. Л. Макеева – учащаяся фортепианного отделения Брянского музыкального училища.

Уже с первых лет обучения игре на фортепиано ученица проявляла интерес к подбору мелодий по слуху, неуемное желание сочинять музыку, музицировать.

Рано проявился и концертмейстерский дар Л. Макеевой. С третьего курса обучения в Брянском музыкальном училище она работает концертмейстером в студии бального танца, позже - в школе Олимпийского резерва (спортивная гимнастика), где именно требовались композиторские наклонности пианиста.

По окончании обучения Л. Макеева оставлена по распределению концертмейстером и преподавателем в училище. Проработала пять лет. В 1969 г. создает из учащихся дирижерско-хорового отделения первый в Брянске многоголосный ансамбль эстрадной песни, который явился творческой лабораторией, где автор пробует свои композиторские силы.

Первая обработка Л. Макеевой для солиста с ансамблем — «Русское поле» Я. Френкеля. Это сочинение, как и последующие за ним, десятки новых обработок песен советской и зарубежной эстрады, песен военных лет, народных песен исполнялись как на сцене БМУ, так и на различных концертных площадках города и Брянской области многократно и снискали любовь зрительской аудитории и исполнителей.

В 1972 г. Л. Макеева принята концертмейстером в Астраханскую консерваторию. Проработала шесть лет. Имеет отличную характеристику.

В 1974 г. — Л. Макеева студентка первого курса Астраханской консерватории; создает из студентов вокальный ансамбль, который явился пропагандистом лучших образцов народной и эстрадной музыки. Сочиняет новые обработки, композиции из песен популярных композиторов, делает восемь обработок русских народных песен Астраханской области из сборника музыковеда консерватории Александра Ярешко. Обработки восьми народных песен включены позже в сборник хоровых и вокальных сочинений «Белые птицы» и по сей день систематически исполняются как на концертах разного уровня, так и на авторитетных конкурсах в Брянске, и за его пределами (г. Клинцы, Москва, Орел, Санкт-Петербург)

В 197. Л. Макеева приглашена в качестве руководителя вокального ансамбля на эстрадное отделение музыкального училища. В этом же году по рекомендации администрации Астраханского музыкального училища прошла обучение на курсах повышения квалификации преподавателей эстрадных отделений в Академии музыки им. Гнесиных ( педагоги – И. Бриль, Ю. Саульский, Ю. Чугунов, Г. Гаранян и др. ) Имеет удостоверение.

По окончании консерватории Л. Макеева возвращается в Брянск и приступает к работе в музыкальном училище.

Создает вокальный ансамбль «Ниолла» на базе городского Дома культуры г. Брянска, которым руководит восемь лет. Продолжает делать обработки песен. Ансамбль «Ниолла» становится впоследствии заметным явлением в культурной жизни г. Брянска.

В 1986 г. по инициативе л. Макеевой впервые в Брянске был открыт класс гармонического подбора и основ импровизации в ДМШ No 4. с последующим показом этой работы на областных методических семинарах для преподавателей музыкальных школ города и области. Это событие вызвало определенный резонанс среди педагогов ДМШ и явилось толчком для переосмысления процесса преподавания.

Л. Макеева, наделенная импровизаторским даром, сконцентрировав свои знания, в 1987 году пишет работу «Гармонический подбор и способы ритмического изложения». Работа была опубликована Областным методическим кабинетом г. Брянска и разослана в музыкальные школы города и области. Осенью 1988г. работа была удостоена Диплома 1-й степени Министерства культуры РСФСР.

С 1987 г. преподаватель Л. Макеева вела большую работу по внедрению своей методики на курсах повышения квалификации преподавателей ДМШ города и области, где были прочитаны лекции для директоров ДМШ, пианистов, теоретиков, дирижеров.

С 1992 г. Л. Макеева вела уроки «Основы импровизации» в БМУ. Воспитала ряд последователей. Обучила игре по слуху – этому редкому дару пианистов, дирижеров, теоретиков, что явилось толчком для поступления некоторых учащихся на композиторское отделение консерватории.

В 2002 г. Для музыкального колледжа Л. Макеева разработала авторский календарный план по специализации «Подбор по слуху и основы импровизации», который был одобрен его рецензентом Имханицким М.И. — профессором Российской академии им. Гнесиных, доктором искусствоведения, академиком.

Творческие встречи Макеевой состоялись с композиторами М. Таривердиевым, Г. Струве, А. Пахмутовой (в Брянске), Я. Френкелем в доме Союза композиторов ( г. Юрмала 21. 08, 1988г.) Я. Френкель положительно отозвался об обработках его песен «Поле», «Журавли», оставив в нотах свое резюме.

С 1986 года — Л. Макеева член секции брянских композиторов, которую курировал по 2003г. профессор Московской консерватории В. Калистратов. Занятия с Валерием Юрьевичем, проводимые им мастер-классы, явились для Л. Макеевой стимулом для создания авторских произведений. Появляются песни для вокального ансамбля «Шxyны на рейде», «Метель», для солистов — «Я родом отсюда», «Откровение». Позже произведение для детского хора - «Зяблик», для смешанного хора - «Моей России», для женского хора – «Верь, Земля» на стихи С. Наровчатого, А. Новицкого. С. Михалкова, В. Динабургского. На проводимых систематически конкурсах композиторской секции (председатель В.Ю. Калистратов) как правило, сочинения Л. Макеевой получали высокую оценку. Её музыка стала включаться в репертуар хоровых коллективов, вокальных ансамблей БМУ, музыкальных школ города и области, вокальных студий Домов культуры.

Диапазон сочинений постепенно расширяется, появляется «Колыбельная» для женского хора, «Ноктюрн для трубы с фортепиано», «Мелодия для ансамбля скрипачей в сопровождении фортепиано», два романса на стихи Ф. Тютчева — «Из края в край» и «Гроза (Неохотно и несмело)» для академического голоса.

В конце 90-х годов Л. Макеева сочиняет маленькую сюиту «Картинки природы» на стихи брянских поэтов В. Динабургского и Н. Иванина для женского хора с сопровождением фортепиано, которая отличается свежестью гармонического языка и включена в репертуар лучших хоровых коллективов г. Брянска.

С вышеназванными сочинениями сюита исполнялась хором ДШИ им. Чайковского на авторском вечере Л. Макеевой в большом зале БМУ (1999 г.), на авторском вечере в 2012 г. сводным хором музыкальных школ, вг. Орле, на Всероссийском конкурсе «Поющая Россия» в г. Москве ( 2006, 2007 гг.),на Международном фестивале славянской музыки в г. Туапсе (2007 г.), на гос экзаменах музыкального колледжа 2013 г.: «Ручейки», «Ветер»; 2014г — «Радуга».) и см дип ап, 142 Ик. им. Моцеѕ, а е 26 08 Хоровые сочинения Л. Макеевой неоднократно звучали на гос. экзаменах в г. Орле в Институте искусств и культуры ( «Верь, Земля», «Колыбельная»), на гос. экзаменах БМУ – обработка русской нар. песни «Я в садочек вышла», «Моей России», «Верь, Земля».

В конце девяностых годов Л. Макеева обращается к фортепианной музыке. Появляются два произведения — «Дорога без конца» и «Воспоминания о Партените», исполненные на авторских вечерах Л. Макеевой (1999, 2012гг.), на ответственных концертах в Брянском художественном музее (2011, 2012 гг.), Брянском музыкальном колледже (2013, 2014, 2015 гг.)

В 1998 г. появляется обработка Л. Макеевой «Жаворонок» (музыка М. Глинки) для балалайки с фортепиано, которая прошла отборочный тур в Институте им. Гнесиных для исполнения в Голландии учащимся БМУ. Она же звучит и на концертах г. Брянска.

Романсы Л. Макеевой «Гроза» и «Из края в край» несколько раз исполнялись на госэкзаменах Брянского музыкального колледжа, их поют солисты областной филармонии, солисты вокально-опарных студий; они звучат на проводимых конкурсах им. А. Вяльцевой (г.Брянск).

В 2010 г. на городском конкурсе песен о Брянске новой обработке песни Б.Быкова «В брянском лесу тишина» на смешанного хора присужден диплом лауреата.

В 2013 г. Л. Макеева создает обработку русской народной песни «Тонкая рябина» для смешанного хора a capella. Эти две монументальные обработки прочно вошли в репертуар Городского академического хора под руководством М. Бустилло.

В 2011 г. издан сборник Л. Макеевой «Белые птицы», куда вошли вокальные и хоровые произведения, и презентация которого состоялась 30 октября 2011 г. в Областном художественном музее.

Отдельно сочинения Л. Макеевой были включены в сборник «Музыкальный теремок» (г. Брянск, 1996 г.), в сборник «Мелодии родного края» (Брянск, 1999 г.), сборник «Край березовых снов» ( Брянск, 2004 г.)

Короткая творческая характеристика Л. Макеевой дана в буклете о брянских композиторах, изданным Областным методическим центром народного творчества и Областным управлением культуры под названием «Дарить людям песню» (1989 г.), а также в книге Ф. Исайчикова «Таланты г. Брянска».

В настоящее время Л. Макеева - преподаватель концертмейстерского класса и камерного ансамбля фортепианного отделения БОКМиИИ; сочинила за последние годы двенадцать фортепианных произведений, часть из которых исполняют сегодня ученики ДМШ, студенты БОКМиИИ.

В ближайших планах композитора - издание сборника фортепианных произведений для учащихся старших классов ДМШ и музыкальных училищ.

Л. Макеевой в 1997 г. было присвоено звание Заслуженной работник России.