Соловьёв Александр Владиславович
Дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.
Художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, Тульского государственного хора; декан по работе с иностранными учащимися, член Учёного совета, профессор кафедры хорового дирижирования МГК имени П.И. Чайковского и МГИМ имени А.Г. Шнитке.
В 2002, окончив с отличием дирижёрский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, А.В. Соловьёв сформировался под влиянием своего учителя по аспирантуре, народного артиста РФ, профессора Б.Г. Тевлина. Безупречный художественный вкус отточило творческое общение со многими крупными хоровыми и симфоническими дирижерами; участвовал в мастер-классах К. Аренга (Эстония), Э. Эриксона (Швеция); в качестве хормейстера подготовил ряд программ для Г. Рождественского, Ю. Башмета, М. Плетнёва, В. Юровского, А. Лазарева, В. Полянского, А. Сладковского, А. Мустонена.
С 2005 – музыкальный руководитель и дирижер постановки оперы И. Цукамото «О-Нацу» в рамках фестиваля «Душа Японии». В 2008 – основал Концертный хор МПГУ.
Ныне А.В. Соловьёв – художественный руководитель фестивалей Московской консерватории: «Международный Осенний хоровой имени профессора Б.Г. Тевлина», «Дню Победы посвящается…», «Запечатленный ангел» (в честь 85-летию Родиона Щедрина), «Рождённые Россией»; музыкальный руководитель Всероссийского фестиваля искусств «Лев Толстой глазами музыкантов».
Официальный представитель России, член Всемирного хорового совета «World Choir Games» и жюри конкурсов хоров международной ассоциации «Интеркультур». Соучредитель и председатель жюри Международного открытого фестиваля-конкурса молодых музыкантов «Vivat Musica!». Инициатор проведения и член жюри конкурса композиторов «Крейцерова соната», «Партитура будущего».
А.В. Соловьёв является членом Московского музыкального общества, Международного союза музыкальных деятелей (председатель – А.С. Соколов), Российского музыкального союза (председатель правления – А.Б. Кричевский), Всероссийского хорового общества (председатель – В.А. Гергиев), Союза театральных деятелей РФ (председатель – А.А. Калягин), Союза журналистов Москвы (председатель – П.Н. Гусев); главный приглашенный дирижер Educational Bridge Project Festival Choir (Бостон, США), приглашенный дирижер Taipei Philharmonic Chorus (Тайвань/Китай).
Выступает в качестве дирижёра специальных проектов на сценах ГАБТа России; за большой вклад в развитие культуры награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ; в июне 2019 присвоено учёное звание – профессор.
С 2016 – профессор МГИМ имени А.Г. Шнитке, где в 2016 создал Концертных хор. Коллектив принял участие в Международных фестивалях современной музыки «Зеркало в зеркале», «Кабалевский-фест 2017», «На пересечении прошлого и будущего», а также мировых премьерах одноактных опер А. Чайковского «Король шахмат» и Вл. Агафонникова «Юбилей» в Большом зале консерватории; проекте «Хоровые мистерии» (премьеры сочинений композиторов Москвы). По приглашению генерального директора Российского национального музея музыки М.А. Брызгалова коллектив в присутствии Маэстро В.А. Гергиева принимал участие в церемонии открытия Памятника С.С. Прокофьеву в Камергерском переулке в Москве.
Удостоен гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства; звания лауреата Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность», Премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства в номинации «Культурно-просветительские проекты». Среди наград: почётная грамотой Международного Фонда единства православных народов «За укрепление единства православных народов»; звание Магистра хора и Почётного члена Ассоциации хоровых дирижёров Хорватии; памятный знак «1150-летию крещения Болгар» за особый вклад в развитие и укрепление болгарско-российских духовных и культурны связей; Благодарность Губернатора Тульской области «За добросовестный плодотворный труд в отрасли культуры и высокий профессионализм» и др.
Дискография: «Антология современной хоровой музыки композиторов России», «Моцарт. Реквием» на фирме «Мелодия»; «А. Шнитке. История Доктора Фауста. Реквием», «Формула успеха», «Многая лета», «Лики Щедрина», «Дорогами Высоцкого», «Партитура будущего» на лейбле «Moscow Conservatory Records» и др.
Маэстро Соловьёв неоднократно выступал в качестве дирижёра известных исполнительских коллективов России: Симфоническим оркестром Московской консерватории, Центральным симфоническим оркестром Министерства обороны РФ, Государственным академическим русским хором им. А.В. Свешникова, Камерным оркестром «Musica Viva», Калужским молодёжным симфоническим оркестром им. С. Рихтера, Тульским филармоническим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром «Opensoundorchestra» и др. С 2016 художественный руководитель Тульского государственного хора.
Автор научных статей и публикаций по вопросам современного хорового исполнительского искусства. Составитель хрестоматии хоровой музыки сочинений современных авторов «Поёт Камерный хор», «Репертуар хормейстера XXI века». Редактор-составитель монографии «Борис Тевлин. Материалы и документы» (совместно с Е.Д. Кривицкой).
Среди учеников А.В. Соловьёва лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Адильхан Акбопе (Казахстан), Ванг Чао, Су Чао, Чжоу Чжоу (Китай), Борха Кинтас (Испания), Лаура Карвахаль (Эквадор), Дэвид Кокрэйн (США), М. Чекръкчиева (Болгария/Россия), Л. Ерюткина, О. Власова, Н. Лёвина, М. Пимонихин, В. Саранская (Россия) и др.
С 2018 – почётный профессор Хейхэского Университета (Китай).
В 2019 окончил курсы повышения квалификации по направлению «Эффективный Топ-менеджер» в Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС. В 2019 – Камерный хор МГК п/у А. Соловьёва принял участие в торжественном концерте в Осаке, посвященном закрытию перекрёcтного года России и Японии в присутствии Президента РФ В.В. Путина и Премьер-министра Японии Синдзо Абэ, в рамках саммита G20.
С 2020 – действительный член Международной академии творчества, признан лучшим дирижёром конкурса «Поющий мир» (Санкт-Петербург). Главный хормейстер мировой премьеры хоровой оперы А Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе» (музыкальный руководитель Ю. Башмет).
Ведёт активную просветительскую и общественную деятельность в качестве Президента фонда НО Фонд развития творческих инициатив, руководителя Ассоциация народных и хоровых коллективов Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза.
- Хрестоматия «Поёт Камерный хор», выпуск №1 «Хоровые миниатюры современных отечественных композиторов».Учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для студентов и слушателей высших учебных заведений, обучающихся по специальности 073301 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором». Составитель, автор вступительной статьи.
- Хрестоматия «Поёт Камерный хор Московской консерватории», выпуск №2 «Премьеры сочинений отечественных и зарубежных композиторов для хора a cappella». Рекомендовано федеральным УМО в системе высшего образования по укрупнённой системе специальностей и направлений подготовки 53.00.00 «Музыкальное искусство» в качестве хрестоматии для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» и 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором». Составитель, автор вступительной статьи.
- Хрестоматия «Поёт Камерный хор Московской консерватории», выпуск №3 «Оригинальные сочинения и транскрипции для хора с сопровождением». Рекомендовано федеральным УМО в системе высшего образования по укрупнённой системе специальностей и направлений подготовки 53.00.00 «Музыкальное искусство» в качестве хрестоматии для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» и 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором». Составитель, автор вступительной статьи.
- «Репертуар хормейстера XXI века» вып.1 Транскрипции для хора шедевров мировой классики. Автор транскрипций К. Бодров. Составитель, автор вступительной статьи.
- «Репертуар хормейстера XXI века» вып.2
- А. Клевицкий. Сочинения для хора a cappella, в сопровождении органа и солистов. Составитель, автор вступительной статьи.
- Родион Щедрин. Век двадцать первый. Сочинения для хора a cappella.
- Инициатор и составитель издания хоровых сочинений Р.К. Щедрина, написанных после 2000 года.
- Александр Чайковский Хоровая опера «Сказ о Борисе и Глебе». Редактор клавира оперы и автор вступительной статьи
- Иссей Цукамото опера «О-Нацу». Автор инструментальной версии.
- Всероссийский музыкальный фестиваль «Запечатленный ангел. К 85-летию Родиона Щедрина». Ред.-составитель
- Борис Тевлин. Материалы и документы / Авт. проекта и ред.-сост.: Е.Д. Кривицкая, А.В. Соловьёв.
- Творческий портрет Уильяма Уолтона / А.В. Соловьев // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики.
- За «Фасадом» Уильяма Уолтона (научная статья)
- Хоровое наследие Уильяма Уолтона / А.В. Соловьев // Камерный хор Московской консерватории. Формула успеха. К 80-летию Бориса Тевлина: сб. ст. –
- IX Международный Осенний хоровой фестиваль. Тебе поем. К 140-летию Сергея Рахманинова / Ред.-сост.
- Образовательный и воспитательный потенциал отечественной хоровой культуры (научная статья)
- Импровизируемые произведения композиторов-авангардистов ХХ века как форма развития творческих способностей студентов-музыкантов (научная статья)
- Преемственность педагогических традиций в образовательном пространстве вузов культуры и искусства как основа профессиональной подготовки будущих музыкантов (научная статья)
- Ценностно-смысловые ориентиры педагогического сообщества в процессе профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе (научная статья)
- Педагогические традиции хоровой исполнительской школы и их роль в развитии отечественной художественной культуры (научная статья)
- Формирование личностно значимых профессиональных качеств у будущих дирижеров хора в вузе: проблемы и пути решения (научная статья)
- Современная хоровая литература и проблема ее освоения студентами музыкально-педагогических и дирижёрско-хоровых факультетов (научная статья)
- Значение хоровых аранжировок народной музыки в формировании универсальных компетенций дирижеров-хоровиков в вузах культуры и искусства