Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Лобанкова Екатерина Владимировна

Лобанкова Екатерина Владимировна

Лобанкова Екатерина Владимировна

Музыковед

Историк музыки, лектор, педагог, музыкальный критик и писатель.

Родилась в Казани, окончила Архангельское музыкальное училище. Училась также в Петрозаводской государственной консерватории им. Глазунова (фортепианный и музыковедческий факультеты, научный руководитель – кандидат искусствоведения Л.А. Купец). Окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных в 2006 г. (музыковедческий факультет). Там же аспирантуру. Защитила диссертацию в 2009 г. по теме «Национальные модели в русской музыке» (научный руководитель – доктор искусствоведения В.Б. Валькова).

В 2014-2016 гг. обучалась в пост-докторантуре в Бар-Иланском университете в Израиле (научный руководитель – доктор искусствоведения М.Г. Рыцарева).

Ей принадлежат две монографии: «Национальные мифы в русской музыкальной музыке: от Глинки до Скрябина» (Издательство им. Новикова, 2014) и «Михаил Иванович Глинка: Жизнь в истории, история в жизни» (Молодая гвардия, серия «ЖЗЛ», 2019).

Автор более 40 научных публикаций по истории музыки, и более 100 критических статей, посвященных оперной и концертной жизни России. Лауреат премии «Резонанс» для молодых музыкальных критиков (2015).

Редактор-составитель 7 сборников для издательств ИД «Классика-XXI», издательство «Композитор-Москва», издательство «Композитор – Санкт-Петербург». Принимает участие в подготовке полного собрания сочинений М.С. Вайнберга, которое выпускает издательство «Композитор – Санкт-Петербург».

Обладатель грантов Президента России на обучение за рубежом, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, грантов Фонда Форда.

Преподает в Московской школе социальных и экономических наук. Автор образовательных курсов по «Социологии музыки» и «Истории исполнительских искусств». Занимается разработкой электронных образовательных продуктов.

Имеет дополнительные специализации в области социологии национализма, социологии искусства, повышения квалификации в сфере психологии и современных образовательных технологий.

В настоящее время работает над Указателем сочинений М.С. Вайнберга.

2019

  • Уцелевший из Варшавы. К 100-летию со дня рождения М.С. Вайнберга // Музыкальная жизнь. Декабрь, 2019.
  • Н.А. Римский-Корсаков vs М.П. Мусоргский: проигравший победитель и новый советский пьедестал (о механизмах девальвации и восстановлении репутации композитора) // Год за годом. Римский-Корсаков – 175. Материалы международной научной конференции. СПб.: СПб ГБУК СПбГМТиМИ, 2019. С. 209-218.
  • Монография «Михаил Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни». – М.: Молодая гвардия, 2019. Серия «ЖЗЛ». 32 п.л.
  • Генерал Мариинки. К 180-летию со дня рождения дирижера, композитора и общественного деятеля Э. Ф. Направника // Музыкальная жизнь. Сентябрь, 2019. См. также электронный ресурс: http://muzlifemagazine.ru/general-mariinki/
  • Эстет, дворянин и меланхолик. 215 лет со дня рождения М.И. Глинки // Музыкальная жизнь. Май, 2019. См. также электронный ресурс: http://muzlifemagazine.ru/yestet-dvoryanin-i-melan...
  • 12 цитат из дневников Сергея Прокофьева // Арзамас. Образовательный онлайн-журнал. Электронный ресурс. Режим доступа: https://arzamas.academy/mag/667-prokofiev

2018

  • Наследие М.С. Вайнберга в России (в преддверии 100-летнего юбилея) // Польская музыка в пространстве российской музыкальной культуры. Материалы международной научной конференции. М.: ГИИ, 2018.
  • Шостакович и Шаляпин на отдыхе: плейлист Иваново // Арзамас. Образовательный онлайн-журнал. Электронный ресурс. https://arzamas.academy/materials/1603
  • Чайковский и «Могучая кучка»: спор о русской музыке // Арзамас. Образовательный онлайн-университет. Электронный ресурс: https://arzamas.academy/materials/1375
  • Воспитание слушателя. Опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки в литературных «сражениях» В. Одоевского // Петрозаводская государственная консерватория им. Глазунова. Школы. Исследования. Персоны. К 50-летнему юбилею. Сборник научных статей. Петрозаводск, 2018. С. 43-63.

2017

  • Испытание идентичностью. Рецензия на книгу Е. Дубинец «Моцарт отечества не выбирает…» // Музыкальная академия. №4, 2017.

2016

  • Рецепции Н.А. Римского-Корсакова за 100 лет: от национального гения к автору «детских» опер (по материалам отечественных энциклопедий) // Триумф русской музыки. Римский-Корсаков – окно в мир. Сборник статей. – СПб.: СПб ГБУК СПбГМиМИ, 2016. С. 297-314.
  • Образ А.Н. Скрябина в эпоху Первой мировой войны (по материалам «Русской музыкальной газеты») // Ученые записки. Мемориальный музей А.Н. Скрябина. Выпуск 8. М.: Мемориальный музей А.Н. Скрябина, 2016. С. 32-38.
  • Восприятие Н.А. Римского-Корсакова в русской культуре конца XIX – начала XX вв. // Мусоргский и Римский-Корсакова: две грани великого содружества. Сборник статей. СПб.: Санкт-Петербургская консерватория, 2016. С. 95- 128.

2015

  • А.К. Глазунов и А.Н. Скрябин: история творческих контактов (модель биографии русского композитора) // Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. №4 (39). 2015. С. 110-121.
  • «Неактуальный классик»? Образ П.И. Чайковского в эпоху Первой мировой войны (по материалам «Русской музыкальной газеты») // Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. №3 (38). 2015. С. 137-146.

2014

  • Монография Национальные мифы в русской музыкальной культуре: От Глинки до Скрябина. СПб: Издательство им. Новикова, 2014. 26 п. л.

2013

  • «Национальный миф» в системе взглядов «Кучкистов» // Наследие. XVIII – XIX вв. Сборник статей, материалов и документов. Вып. II. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. С. 224 - 234
  • А.Н. Скрябин и национальный диспут начала XX в.: контексты и подтексты русского мессианства // Философия. Литература. Искусство. Андрей Белый. Вячеслав Иванов. Александр Скрябин. Сборник статей. М.: РОССПЭН, 2013. С. 426 – 443.

2012

  • «Национализация» образа А.Н. Скрябина в раннесоветской культуре // Ученые записки. Мемориальный музей А.Н. Скрябина. Выпуск 7. Книга 1. М.: Мемориальный музей А.Н. Скрябина, 2012. С.24 – 35.
  • Образ А. Скрябина в современной отечественной культуре: от романтика к эротическому безумцу // Музыковедческий Форум – 2012. Материалы конференции. Сборник статей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gnesin-academy.ru/sites/default/files/docs/LobankovaMF12.pdf.

2011

  • Мессианство Скрябина и Серебряный век. В поисках национального // Ученые записки. Вып. 4. – М.: Мемориальный музей Скрябина, 2011. - С. 70-89.
  • Три взгляда на проблему национального музыкального искусства: социология науки // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках. Материалы международной конференции. – М.: Композитор, 2011.

2010

  • Формирование национальной идентичности в русской музыкальной культуре 1880-1890-х годов (на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова) // Музыкальная наука на постсоветском пространстве. Интернет-конференция РАМ им. Гнесиных. – М., 2010. Режим доступа: http://musxxi.gnesin-academy.ru/?p=984
  • Педагогические идеи Римского-Корсакова: национальный образ профессии // Н.А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы международной музыковедческой конференции. – СПб., 2010. – С.124-129.
  • Рецепции творчества А.Н. Скрябина после 1917 года // Обсерватория культуры. - №4, 2010 – С.86-93.
  • О музыке и русской душе, прогрессивной гармонии и варварских диссонансах. Marina Frolova-Walker, Rus¬sian Music and Nationalism from Glinka to Stalin (New Haven and London: Yale University Press, 2008). 416 pp., ills. Index. ISBN: 978-0-300-11273-3. - Ab imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. - №1, 2010. – С. 356-389.

2009

  • Поиски «национального образа» профессии музыканта на рубеже XIX-XX веков в России: школа Н.А. Римского-Корсакова // Вестник Российской академии музыки им. Гнесиных. Интернет-журнал. – 2009, №2. Режим доступа: https://docs.google.com/viewer?url=http://vestnikram.ru/file/4kluchnikova.pdf&embedded=true.
  • Стратегии национализации в русской музыкальной культуре второй половины XIX в.: мифы и символы // Pax Sonoris: история и современность. Сб. ст. – Астрахань, 2009. - С. 166-179.
  • Творчество Н.А. Римского-Корсакова в контексте панславизма Н. Данилевского // Наследие Н.А. Римского-Корсакова в русской культуре. Материалы конференции. – М., 2009.
  • Мессианство как национальный миф Серебряного века и личностно-социальная стратегия А.Н. Скрябина // А.Н. Скрябин в пространствах культуры XX века. – М.: Композитор, 2009. – 23-31.
  • «Грезы» музыкальных СМИ: функции, идеология, коммуникация (на примере печатной периодики) // Системные исследования культуры – 2008. М.: Алетейя, 2009. – С. 573-586.

2008

  • Массовая публика и «Прометей» А.Н. Скрябина: рецептивные парадоксы // Развлечение и искусство. Сб. ст. – М.: Алетейя, 2008. – С. 422-435.
  • Richard Taruskin, Defining Russia Musically: Historical and Hermeneutical Essays. Рецензия на книгу // Ab imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. - №3, 2008. – С. 487-501.

2007

  • А.Н. Скрябин и национальный диспут начала XX века: контексты и подтексты русского мессианства // Вестник Евразии - №2, 2007. – С.125-140.

2006

  • Отечественная скрябиниана и национальный вопрос (опыт моделирования наррадигмы) // Науки о культуре – шаг в XXI век. – М.: РИК, 2006. – С.193-198.

2005

  • Имиджелогия А.Н. Скрябина за 100 лет // Ученые записки: Мемориальный музей им. А.Н. Скрябина. – Вып. 5. – М., 2005. – С.112-133.

2004

  • Авторские стратегии А.Н. Скрябина в культурном поле Петербурга и Москвы: факты и комментарии // Российская культура глазами молодых ученых: Сборник трудов молодых ученых. – Вып. 15. – СПб.: Информ-Пресс-Культура, 2004. - С.168-186.

2003

  • Вокальные модели в творческой практике А.Н.Скрябина: от Глинки до Дебюсси // Инструментальное наследие Е.В.Гиппиуса и современная наука. Материалы Международного инструментоведческого симпозиума, посвященного 100-летию Е.В.Гиппиуса. - СПб.: РИИ, 2003. - С.154-159.

2002

  • Современная петербургская полонистика: «Zaskoczenia» Мациевского – Ружевича // Петербургская музыкальная полонистика. - Выпуск 2. - СПб.: РИИ, 2002. - С.139-144.

2001

  • Отечественное музыкознание и гендерные исследования (факты – имена – гипотезы) // Северное сияние. Альманах молодых ученых. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2001. - С.148-165.

Авторские сборники

  • Скрябин в квадрате. – М.: ИД «Классика XXI», 2008.
  • Прокофьев в квадрате. – М.: ИД «Классика XXI», 2008.
  • Разговоры за кулисами о музыке и власти. – М.: ИД «Классика XXI», 2008.
  • Разговоры за кулисами о музыке и эросе. – М.: ИД «Классика XXI», 2008.
  • Как исполнять русскую фортепианную музыку. – М.: ИД «Классика XXI», 2009.
  • Как обучать музыке одаренных детей. - М.: ИД «Классика XXI», 2010.

Редактор-составитель сборников

  • Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках. Материалы международной конференции. – М.: Композитор, 2011.
  • Международный конкурс им. Чайковского. Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии. 1994 – 2011. СПб.: Композитор –СПб., 2014.
  • Вступительные статьи к Полному собранию сочинений М.С. Вайнберга. Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2019. См.: https://compozitor.spb.ru/collected-works/weinberg...