Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Овсянкина Галина Петровна

Овсянкина Галина Петровна

Овсянкина Галина Петровна

Музыковед
Региональное представительство в г. Санкт-Петербург

Пианистка, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки и образования, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член Союза композиторов России.

Автор свыше 350 научных, учебно-методических и музыкально-критических работ, в том числе монографий «Фортепианные сонаты Бориса Тищенко», «Фортепианный цикл в отечественной музыке ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича», учебника «Музыкальная психология» для студентов факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и других гуманитарных вузов. В сферу научных интересов входит творчество Шостаковича и композиторов России второй половины ХХ века – Бориса Чайковского, Галины Уствольской, Бориса Тищенко, Георгия Фиртича и других. Также занимается проблемами психологии творческого процесса в музыке, музыкальной семантики, взаимосвязи литературы и музыки. Постоянный участник научных конференций в России и за рубежом. Автор проекта «Выдающиеся композиторы современной России», который с 2014 года реализуется в виде организации научно-практических конференций на базе Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена и издания коллективных монографий.

Под руководством Г.П. Овсянкиной защищено 15 диссертаций на соискание ученых званий кандидатов наук.

Как пианистка Галина Овсянкина популяризирует творчество композиторов Санкт-Петербурга. В концертах Ассоциации современной музыки ею впервые исполнены ряд сочинений Бориса Тищенко, Геннадия Белова, Георгия Фиртича, Дмитрия Толстого.

(всего опубликовано около 400 научных, музыкально-критических работ и учебно-методических; ниже приводятся избранные 25 работ).

• Овсянкина Г. П. Фортепианные сонаты Бориса Тищенко. Исследовательский очерк. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2001. – 154 с.

• Овсянкина Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостакович: Монография. – В 2-х кн. – СПб.: Композитор, 2003. – Кн. 1. – 320 с.; Кн. 2. – 130 с.

• «Как слово наше отзовется…» П. И. Чайковский в современном мире : Коллективная монография / науч. ред. и сост. : Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. — СПб. : Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 254 с.

• Лики музыки XXI века: Приношение Галине Уствольской ∙ Борису Тищенко : Коллективная монография / науч. ред. и сост. : Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. — СПб. : Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 378 с.

• Овсянкина Г. П. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. – Изд. 2, испр. – СПб.: Союз художников, 2016. – 240 с.

• Овсянкина Г. П. Концерт длиною в жизнь. Галина Фёдорова – служение искусству: Исследовательский очерк / науч. ред. Р. Г. Шитикова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. – 96 с.

• Андерсен А. В., Овсянкина Г. П., Шитикова Р. Г. Современные музыкально-компьютерные технологии: Учебное пособие. – Изд. 2-е, испр., доп. – СПб.: Изд-во «Лань», Изд-во «Планета музыки», 2018. – 224 с.

• Овсянкина Г. П. Юрий Фалик и Борис Тищенко о своей виолончельной музыке и о некоторых проблемах творчества; Два этюда о творческом процессе Бориса Тищенко // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. – М., 1999. – Вып. 155.

• Овсянкина Г. П. Идеи Священного писания сквозь призму поэму Данте в балете «Беатриче» Бориса Тищенко // Жизнь религии в музыке. Сб. статей /Санкт-Петербургская государственной консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб.: Сударыня, 2006.

• Овсянкина, Г. П. Музыка к радиосказкам Б. А. Чайковского: жанрово-стилистический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: http: // www: science – education.ru/120-17068 (дата публикации 22.01.2015)

• Овсянкина Г. П. Роль цикла «Dante-симфоний» в творчестве Бориса Тищенко // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 9. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, 2015. – 417 с.

• Овсянкина Г. П. Личная библиотека Б. И. Тищенко как материал для изучения творческого процесса // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–1; URL: http://www.science-education.ru/122-21263 (дата обращения: 14.08.2015).

• Овсянкина Г. П. From vocal cycle “Songs of the wonderful stranger” by Alexander Izosimov to paintings by Svetlana and Sabir Gadzhiyev // Проблемы музыкальной науки / УГАИ им. Загира Исмагилова. (Уфа) – 2015. – № 4. – С. 34–39.

• Овсянкина Г. П. Роль интертекста в опере «Игроки» Д. Д. Шостаковича // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [электронный журнал]. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – № 3 (117). – URL: http: // ej.Kubargo.ru /2016/03/42. pdf. 0,75 п. л. (17.00.02)

• Овсянкина Г. П. Смысловое значение интертекстуальных перекличек в монодраме «Контрабас» Григория Корчмара // Общество: философия, история, культура. – 2016. – № 4. – С. 347–349. (24.00.01)

• Овсянкина Г. П. Феномен позднего стиля Б. Тищенко // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2016. – № 1 (22). – C. 12–17.

• Овсянкина Г. П., Го Хао Роль музыкальной семантики в тематизме китайских концертов для фортепиано с оркестром / Г. П.Овсянкина, Го Хао // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – №10 (134). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/10/pdf/77.pdf, 0,688 у. п. л.

• Овсянкина Г. П. Современные методы исследования в области педагогики музыкального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=284... (дата обращения: 18.07.2019).

• Овсянкина Г. П. Творческое влияние ведущих музыкально-педагогических систем первой половины ХХ века на совершенствование современного музыкального образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – № 3 (193).

• Овсянкина Г. П. Обучению учащихся искусству электроакустической музыкальной композиции и аранжировке на примере произведений Г. И. Фиртича // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – № 4 (194).

• Овсянкина Г. П. Этот прекрасный и трагический мир. О творчестве Ильи Остромогильского // Musicus. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. – 2019. – № 3 (59). – С. 38-40.

• Овсянкина, Г. П. Воспитание ноосферного сознания // Педагогика Культуры. – 2019. – № 30. – URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/n-30/1670-ovsyan... (перепечатка из журнала «Education Alternative». Vol. 12. – Bulgaria, 2014. - URL: www.scientific-publications.net – P. 226–231)

• Овсянкина Г. П., Яковлева Е. Н. Роль музыкальной семантики в Сонате для фортепианного ансамбля Мориса Бонфельда // Вестник музыкальной науки. Новосибирск. – 2020. – Т. 8, № 1. – С. 79–88.

• Овсянкина Г. П., Яковлева Е. Н. Героическое в творчестве Дмитрия Шостаковича и композиторов его школы // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. – СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум. – 2020. – № 52. – С. 85–90.

• Овсянкина Г. П., Яковлева Е. Н. Становления стиля Сонаты № 11 для фортепиано Б. И. Тищенко // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. – СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум. – 2020. – № 53. – С. 43–51.

• Овсянкина Г. П., Яковлева Е. Н. Парадоксальное как знак в поздних камерно-вокальных циклах Б. И. Тищенко // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. – СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум. – 2020. – № 7 (56).