Татаринова Татьяна Леонидовна
Родилась в 1966 году в Алма-Ате (Казахская ССР), там же закончила музыкальную школу. В 1981 году поступила на фортепианное отделение Ивановского музыкального училища, параллельно занимаясь вокалом и композицией в классах С. А. Перуновой (фортепиано), Н. Б. Щербининой (композиция) и Л. А. Черновой (вокал). В 1984 году перевелась в Московское музыкальное училище им. Гнесиных, где обучалась по классу фортепиано у А. М. Чекмазова, по классу композиции у Ю. В. Воронцова. В 1987 году поступила в Нижегородскую консерваторию в класс композиции профессора А. А. Нестерова. Одновременно под руководством Н. Д. Бордюг углубленно изучала русский фольклор, который впоследствии оказал определяющее влияние на ее стиль.
С отличием окончив консерваторию (1993) и ассистентуру-стажировку, Т. Татаринова начинает педагогическую работу в стенах родной консерватории, а также преподает композицию в Нижегородском хоровом колледже. Проявленный в студенчестве интерес к музыкальному фольклору стал основой для дальнейшей хормейстерской деятельности в студенческом фольклорном ансамбле «Истоки», для постоянного участия в фольклорных экспедициях. Ею собраны песни Сосновского, Краснобаковского, Сергачского, Кулебакского, Пильненского районов Нижегородской, а также других областей России. Ансамбль «Демество», созданный Т. Татариновой, является ее творческой «лабораторией», активно пропагандирует русский фольклор, выступает в исторических костюмах, собранных в экспедициях.
Творчество Т. Л. Татариновой претерпело значительную эволюцию. В студенческие годы главенствовали инструментальные жанры, что отчасти диктовалось учебным процессом. В этот период написаны Концерт для трубы с оркестром, камерно-инструментальные сочинения. Программная симфоническая поэма-фантазия «Хроники Нарнии» по сказкам К. С. Льюиса отсылает слушателя к скрябинским идеям миротворчества, однако «Хроники», довольно ярко резонирующие общекультурную ситуацию в СССР периода распада, впоследствии получили иное воплощение. «Новая сакральность», во многом определившая лицо отечественной музыки рубежа веков, стала «хроникой» нового этапа в творчестве Т. Татариновой, на долгое время определив эстетические предпочтения и стилистические константы.
Так, во второй половине 1990-х годов на передний план выходит вокальная, в особенности хоровая музыка. Создаются сочинения, гармонично сочетающие народную песню со знаменным распевом, в которых обиходные мелодии старообрядческой традиции соединяются с типичными для народной музыки приемами – сольными запевами, унисонными окончаниями, варьированными повторениями. В сферу интересов Татариновой попадают также кант, духовный стих, паралитургические жанры. Стиль композитора определяется модальностью, полиладовостью, взращенной на основе архаических ладов, полифонией пластов. Авторская интонация, успешно миновав этап стилизации, синтезирует отмеченные истоки на основе сложного композиторского письма; результат же обманчиво прозрачен и в высоком смысле слова прост. Здесь сказались музыкально-просветительские наклонности композитора, в числе которых адаптация довольно сложных замыслов для самой разной аудитории. Т. Татаринова активно сотрудничает с музеями, библиотеками, театрами и учебными заведениями города, с Лютеранской церковью. Особо стоит упомянуть «детскую» линию творчества композитора: хоровые сочинения (в том числе и на собственные тексты) исполняются капеллой мальчиков хорового колледжа им. Л. К. Сивухина.
Т. Татаринова ведет активную научно-исследовательскую деятельность, она – автор более 40 научных работ. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Повествовательные жанры русского музыкального фольклора» (научный руководитель –Н. Д. Бордюг). В 2010 году Т. Татариновой присвоено ученое звание доцента. В настоящее время ведется работа над монографией «Смеховые жанры русского музыкального фольклора».
С 2007 по 2012 гг.преподавала народное творчество и руководила фольклорным ансамблем на регентском отделении Нижегородского женского духовного училища. В 2009 г. ансамбль стал дипломантом международного конкурса.
В 2012 году с отличием завершила обучение в классе доцента И. В. Шабординой (академическое пение). Т. Татаринова – активный популяризатор произведений нижегородских композиторов (А. Касьянова, Н. Бордюг), старинной и современной музыки. Концертировала с ведущими коллективами города, в частности, с Муниципальным камерным хором «Нижний Новгород», камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» (музыка Возрождения, И. С. Баха, С. Екимова), с хором студентов Нижегородской консерватории (музыка В. Калистратова).
В 2000-10-е годы в творчество Т. Татариновой возвращаются камерно-инструментальные жанры и светский дух, что, в целом, не мешает магистральному пути синтеза фольклора и религиозной традиции, в свое время определившего лицо композитора. В череде инструментальных сочинений хочется отметить органную музыку, составляющую важную репертуарную часть известного органиста М. А. Ганелина (И. Татаринова). «Сюита в русском стиле» для трубы и фортепиано издана в Швейцарии в 2015 году (Editions Marc Reift) и исполняется С. Накаряковым совместно с М. Меерович, В. Охотниковой, Е. Брахманом на различных международных фестивалях в странах Европы и Азии.
Основные сочинения
- Для симфонического оркестра: Хроники Нарнии, поэма-фантазия (1995); Концерт для трубы с оркестром (1993).
- Для хора: Литургия Иоанна Златоуста (1994); хоровые циклы – Три канта (1997), Духовные стихи (1998); хоры; обработки русских народных песен; детские песни на собственные тексты (2000); Четыре песни для детского хора и фортепиано на собственные стихи (2018); А как по небу, Голубочек сизокрылый, обработки и реконструкции народных песен Кавернинского р-на –Я сажу, сажу капусту, Под горой-то калина, Кулебакского р-на – Как по Божией горе для вокального ансамбля (2019).
- Камерно-вокальные: вокальные циклы на стихи Омара Хайяма (1986), на стихи Е. Мартынова (1987); Две баллады на стихи Г. Лонгфелло (1983); Лирические стихотворения русских поэтов (1989); Газели и рубайи на стихи арабского поэта Хафиза (2002); Времена года, три миниатюры на стихи китайских поэтов для меццо-сопрано и фортепиано (2015); Жил-был Дом на собственный текст для голоса и гитары (2019).
- Камерно-инструментальные: Три русские картинки в форме фуги для фагота и фортепиано (2003); Сюита для трубы и фортепиано (2004/2006); Сюита для блокфлейты и виолончели (2008); Мадригал для органа (2015–2016); Фантазия для органа на еврейские темы (2021).
Литература
Татаринова Татьяна Леонидовна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 2. Н. Новгород, 2000; Киселева Л. Т.Л. Татаринова // Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 2001.
Статьи: Стихосложение в русской народной песне: возможные пути подхода к проблеме // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 25 декабря 2020 года. Чебоксары: Среда, 2020; Особенности фоники в текстах смеховых жанров русского песенного фольклора / Т. Л. Татаринова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 4(54); О некоторых особых ладах в китайской традиционной музыке (в соавторстве с Ю. Дай) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 2(48); Психологические функции трагических и комических жанров в русском фольклоре // Образование в сфере искусства. 2018. № 2(12); Эволюция и инволюция жанров музыкального фольклора на примере эпоса и обрядовых песен // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2015. № 3; Роль традиционных музыкальных инструментов в русских смеховых песенных жанрах // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 2(32); Отражение и сохранение ладовой конструкции в различных фактурных типах русских народных песен // Музыка: искусство, образование, диалог культур : Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции, Махачкала, 12 марта 2010 года. Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2010; Черты Северного и Южного стиля в фольклоре некоторых районов Нижегородской области // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы II международной научно-практической конференции, Москва, 15–25 января 2010 года. М.: Открытое право, 2010; Духовный стих «Егорий храбрый» из сборника Ф.М. Истомина и С.М. Ляпунова (опыт текстологического и музыкального анализа) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2001.