Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Бородин Борис Борисович

Бородин Борис Борисович

Бородин Борис Борисович

Музыковед
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»
Член союза композиторов России

Родился в г. Нижнем Тагиле Свердловской области 7 декабря 1951 г. Окончил с отличием Нижнетагильское областное музыкальное училище по классу фортепиано (преп. Э.Е. Яковлева и С.И. Сиротин) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (класс С.Г. Белоглазова). Работал в Свердловской государственной филармонии пианистом-солистом и аккомпаниатором, выступал во многих городах СССР. Среди партнеров – народная артистка России В. Баева (сопрано), заслуженные артисты В. Беляев (скрипка), Ю. Яковлев (баритон). С 1984 г. работает в Уральской государственной консерватории, сначала на кафедре общего фортепиано, затем (с 1993 г.) на кафедре специального фортепиано (30 выпускников). В 1988 г. закончил аспирантуру при ВНИИ искусствознания (Москва), где защитил кандидатскую диссертацию «Генезис комического в творчестве Д.Д. Шостаковича» (науч. рук. – доктор искусствоведения, проф. М.Д. Сабинина). В 2006 г. в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского защитил докторскую диссертацию «Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования» (науч. консультант – доктор искусствоведения, проф. Е.Б. Долинская). С 1993 по 2013 г. параллельно с консерваторией преподавал в Уральском государственном педагогическом университете; с 2004 по 2013 гг. – заведовал кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ. С 2013 г. – заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства УГК.

Автор свыше 150 научных работ, среди которых сборник очерков «Композитор и исполнитель», 5 монографий: «Комическое в музыке», «Три тенденции в инструментальном искусстве», «Траектория творчества», «История фортепианной транскрипции», «Уральская композиторская организация: история и современность»; «Очерки по истории фортепианного искусства», публикации о творчестве уральских композиторов А.Г. Фридлендера, М.А. Баска, Л.И. Гуревича. Регулярно участвует в международных и всероссийских научных конференциях (Москва, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Магнитогорск, Кемерово, Алматы, Душанбе). Руководит диссертационными исследованиями, является членом трех докторских советов. Выступал в качестве оппонента в диссертационных советах Москвы, С.-Петербурга, Челябинска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Саратова, Ростова-на-Дону, Магнитогорска.

Занимается концертно-просветительской деятельностью, является первым исполнителем фортепианных произведений уральских композиторов А.Г. Фридлендера, А.Б. Бызова и М.А. Баска (запись на CD). Б.Б. Бородин читает курсы лекций по истории и теории исполнительского искусства в вузах Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Тюмени, Магнитогорска, Глазова. Постоянно приглашается в качестве председателя государственных аттестационных комиссий в музыкальные училища и вузы региона (Пермь, Тюмень, Н-Тагил, Асбест), участвует в жюри региональных, всероссийских и международных конкурсов в Екатеринбурге, Снежинске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Чайковском.

Выступал в качестве либреттиста опер М.А. Баска «Денискины рассказы», «Аленушкины сказки», «Калиф-аист». Является автором фортепианных транскрипций произведений Оффенбаха, Сенс-Санса, Р. Штрауса, Римского-Корсакова, Малера, Дебюсси, Шумана, исполнявшихся в России и за рубежом (Израиль, Германия, США). Два сборника фортепианных транскрипций Б. Бородина изданы в Москве (Дека-ВС, 2008, 2011) в серии «Шедевры фортепианной транскрипции». Творческие вечера Б. Бородина проходили в Концертном зале Мемориального дома-музея А.Н. Скрябина (Москва, 2007, 2008) и в Большом зале Уральской консерватории (2010).

Член Союза композиторов с 2002 г., с 2006 г. – заместитель председателя Уральского отделения СК, дважды лауреат премии фонда «Русское исполнительское искусство» (2007, 2008), стипендиат министерства культуры Свердловской области (2006) и Министерства культуры РФ (2010).

Транскрипции и фантазии

1975 «Фокус» из балета «Петрушка» И. Стравинского

1998 Г. Малер «Воспоминание»

1998 Г. Малер «Весеннее утро»

1998 Г. Малер «Песни странствующего подмастерья»

2000 Воспоминание о «Турандот» Дж. Пуччини

2001 Ария Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила»

2002 Антракт и Баркарола из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана»

2003 Р. Штраус «Ночь» (ор. 10, № 3)

2003 Импровизация на тему «Песни индийского гостя» из оп. Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

2005 Густав Нейгауз «Песня девушки»

2005 Густав Нейгауз «Туман»

2007 К. Дебюсси. Три песни Билитис: «Флейта Пана», «Шевелюра», «Гробница наяд»

2007 К. Дебюсси «Поле битвы», сцена из балета «Ящик с игрушками»

2007 А.П. Бородин. Романс «Море»

2007 Толибхон Шахиди. Два фрагм. из балета «Смерть ростовщика»: «Дуэт» и «Царица денег»

2008 Р. Штраус «День всех усопших»

2008 Р. Штраус «Посвящение»

2008 И.С. Бах. Crucifixus из Мессы си минор

2009 И.С. Бах. Et incarnates из Мессы си минор

2009 С. Рахманинов «Сон», ор. 8, № 5

2009 С. Рахманинов «Я жду тебя», ор. 14, № 1

2009 С. Рахманинов «Все отнял у меня…», ор. 26, № 2

2009 С. Рахманинов «Они отвечали», ор. 21, № 4

2009 С. Рахманинов «У моего окна», ор. 26, № 10

2009 В.А. Моцарт. Andantino из Концерта для флейты и арфы (KV 299)

2009 Г. Малер. Adagietto из Симфонии № 5

2010 Р. Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта», ор. 48

2012 П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», обработка для 2-х ф-п

2003 Каденция к 1-й ч. Концерта № 5 (KV 175) В.А. Моцарта

2004 Каденция к 1-й ч. Концерта № 8 (KV 246) В.А. Моцарта

2005 Каденция к 1-й ч. Концерта № 22 (KV 482) В.А. Моцарта

1990 Ф. Шуберт. Соната фа-диез минор (реставрация и комментарии)

2005 Толибхон Шахиди. Концерт № 3 для фп с орк. Перелож. для 2 фп

Основные публикации

Античные образы Дебюсси // Муз. академия. 2009. №3; Апология фортепиано // Фортепиано. 2009. №1-2; Виртуозность: история понятия // Искусство и искусствознание. Вып. 4. Кемерово, 2005; Два этюда о екатеринбургском композиторе Максиме Баске // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Жанр – форма – направление: Сб. науч. тр. Кемерово: КемГУКИ, 2009. Вып.7; Два этюда о композиторе Толибхоне Шахиди // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве. Ростов-н/Д., 2009; «Демоническая» виртуозность: генезис явления // Музыка в системе культуры. Екатеринбург: УГК, 2005; Дифференциация комического и жанрово-бытового: от Баха к Моцарту // От барокко к классицизму. М., 1993; Из истории фортепианного искусства в Екатеринбурге-Свердловске (факты и размышления) // Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала. Екатеринбург: УГК, 1996; История фортепианной транскрипции: монография. М.: Дека-ВС, 2011; Кинематограф Владимира Горовица // Фортепиано. 2008. №1; Комическое в музыке: монография. М.: Композитор, 2004; Композитор и исполнитель (очерки). Пермь: ПГИИК, 2001; Л. Годовский: «пианист пианистов» и его «этюды этюдов» // Фортепиано. 2008. № 3-4; Мир Брамса и русская культура: некоторые параллели // Муз. академия. 2002. №2; Музыкально-исполнительская виртуозность в эпоху античности // Античный вестник: Вып. 3. Алматы, 2006; Мусическое искусство в свете «абсолютного скептицизма» Секста Эмпирика // Проблемы истории Древнего мира и раннего средневековья: Межвуз. сб. Вып.1. Алматы, 2009; Мысли о Бетховене. М.: Классика XXI, 2010; На каком музыкальном инструменте играл Аполлон?//Старинная музыка. 2013. №2; О клавирном творчестве Й. Гайдна // Фортепиано. 2004. №4; О технике инструментальной транскрипции и особенностях ее применения в фортепианных транскрипциях вокальных произведений // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Ч. 2. Магнитогорск, 2004; О фортепианной фактуре эпохи романтизма // Фортепиано. 2003. №4; Очерки по истории фортепианного искусства. М.: Дека-ВС, 2009; Первая фортепианная соната Д.Д. Шостаковича – черты традиций и новаторства // Традиционное и новое в отечественном музыкальном искусстве. М., 1987; «Потерянный рай»: образ России в русской зарубежной культуре // Вестник КЕМГУКИ. 2012, №21; Принцип симметрии и техника пианиста // Фортепиано. 2010. № 1-2; Смех Моцарта и его резонансы в мировой культуре // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2010; Сны о России // Муз. академия. 2003. №3; Специфика фортепианных транскрипций и проблемы терминологии // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Ч. 2. Магнитогорск, 2004; Траектория творчества: композитор Л. Гуревич и его музыка: монография. Екатеринбург: Урал. лит. агентство, 2006; Три тенденции в инструментальном искусстве: монография. Екатеринбург: БКИ, 2004; Ф. Шуберт. Соната фа-диез минор (реставрация и комментарии). Екатеринбург: Ст. «Урал», 1995; Уральская композиторская организация: история и современность. Екатеринбург: Урал. лит. агентство, 2012; Ферруччо Бузони и Леопольд Годовский: эскиз двойного портрета // Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство ХIХ - ХХ веков: идеи, личности, школы. Сб. статей по мат-лам междунар. науч. конференции. Науч. труды Московской гос. консерватории. М.,2013. С. 105 – 132; Фортепианная транскрипция как объект семиотического анализа и проблемы терминологии // Семиотика худ. культуры: образ России в межкультурной коммуникации: Сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2009; Шарль Алькан – «Берлиоз фортепиано» // Музыкальная академия. 2004. №4; Экстравагантность в исполнительском искусстве как культурологический феномен // Проблемы города в культурной антропологии: история и современность (УрГУ, III Колосницынские чтения). Екатеринбург, 2006; Этюды Шарля Алькана // Фортепиано. 2006. № 3-4.