Горяйнов Юлий Семёнович
Жизнь в музыке — его стезя
К 80-летию со дня рождения Юлия Горяйнова ►
Имя Юлия Семеновича Горяйнова — одно из самых известных в музыкальной сфере Белгородчины. Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России...
Не один десяток лет он отдал хоровой и духовной музыке. Именно Горяйнов вернул практически из забвения имена великих русских дирижеров Степана Дегтярева и Гавриила Ломакина, музыкальных просветителей и меценатов Николая и Юрия Голицыных. Его перу принадлежат первые монографии, посвященные этим талантливейшим людям, а также свыше 300 журнальных и газетных статей, буклетов, литературных текстов для радиопередач. Публикации Горяйнова выходили не только в Белгороде, но и в Москве, Воронеже, Курске, Тамбове. Ссылки на его исследования можно найти в Музыкальной энциклопедии и словарях. Благодаря Юлию Семеновичу появилась в Белгороде скульптура С. А. Дегтярева, имя которого носит музыкальное училище, проходят белгородские фестивали хоровой музыки имени С. Дегтярева и Г. Ломакина. Немаловажна его роль и в становлении столичных музыкальных фестивалей — Дегтяревского и Голицынского.
Несостоявшийся радиофизик
Путь к музыке будущего музыковеда складывался интересно и далеко не просто. Родился Юлий Семенович 9 июня 1937 года в селе Горяйново Обоянского района Курской области. До трех лет мальчик носил имя Ваня, но по настоянию деда Кузьмы Стефановича, простого каменщика, но книголюба и поклонника античной истории, смышлёный и одаренный мальчик получил древнее и редкое имя Юлий.
Творческие таланты не заставили себя ждать: едва научившись писать, он начал сочинять стишки и сказки, писать статейки в местную газету. Когда настала пора определиться с профессией, Горяйнов решил поступать на радиофизический факультет в Харькове — точнее, его уговорил друг, с которым они вместе собирали радиоприемники. Но у молодого деревенского парня так и не хватило духу предстать перед экзаменаторами. Он вернулся в деревню и пошел учиться на тракториста, поступил в техникум и вскоре получил неплохую должность помощника главного механика. Но всё это было не то, душа не лежала к запчастям и моторам.
Брат Юлия уговорил его поступить в Московский институт культуры, где как раз в то время открылось хоровое отделение. Брали туда даже без музыкальной подготовки. И Юлий в конце концов решился — при этом попробовал ещё поступить на театральный курс. Так началась дорога Горяйнова в мир большой музыки и искусства.
Педагог и просветитель
Сразу после окончания института в 1965 году он возглавил правление хорового общества Белгородской области, где на курсах баянистов-хормейстеров организовал подготовку сотен работников клубов. Во всех районных центрах были открыты музыкальные лектории, 26 детских музыкально-хоровых школ, в том числе в селе — впервые в России. На этом посту он проработал шесть лет.
В 1971 году началась его преподавательская деятельность. Юлий Семенович преподавал дирижерско-хоровые и музыкально-теоретические дисциплины в музыкальных школах и училище. В 1993 году он становится научным сотрудником Белгородского государственного центра народного творчества, в начале 1990-х участвует в международных симпозиумах и научных конференциях в Москве. На протяжении многих лет Юлий Семёнович ведет музыкально-краеведческую, литературную, просветительскую работу, в том числе по организации фестивалей хоровой музыки.
■ Деятельность Ю. Горяйнова — удивительная творческая стезя открытий и свершений. Имя белгородского музыковеда заслуженно входит в число авторитетных исследователей музыкальной культуры прошлого.
Автор статьи Маргарита ТЕРЁХИНА