Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Изосимов (Макаров) Александр Михайлович

Изосимов (Макаров) Александр Михайлович

Изосимов (Макаров) Александр Михайлович

Композитор
Региональное представительство в г. Санкт-Петербург

Родился в 1958 году в многодетной семье в поселке Кочетовка Тамбовской области. Музыкой начал заниматься с десяти лет на баяне.

В 1977 г. закончил Тамбовское музыкальное училище, потом учился два года в Саратовской консерватории. Затем продолжил образование в Ленинградской консерватории на кафедре композиции в классе народного артиста России профессора Б.И.Тищенко.

В студенческие годы дружил с дирижерами-симфонистами, ставшими впоследствии известными музыкантами П.Лилье, М.Начевым, Ю.Альпертеном. Много играли в четыре руки, ходили на галерку в Мариинский театр. Они познакомили композитора с В.Гергиевым. Наряду с музыкой он изучал антропософию Р.Штайнера в группе профессора Г.А.Кавтарадзе, общался с видным антропософским деятелем, писателем С.О.Прокофьевым (внуком великого композитора).

Дипломной работой стали Симфония, переработанная позднее в сочинение «Лики» и Первый струнный квартет, обозначившие основной вектор творчества: эмоциональность, мелодическое начало, связь с традицией.

В 1990 году вступил в союз композиторов. В 1993 году изобрел метод сочинения музыки, названный им «дышащий лад». В том же году с оригинальной технологией познакомился А.Шнитке, давший высокую оценку.

В 1995 году взял творческий псевдоним Изосимов.

В годы с 1994 по 1998-й работал редактором «Радио классика» в ГТРК Петербург-5 канал, где подготовил около тысячи программ по музыке ХХ века. В то же самое время читал лекции и проводил встречи, посвященные музыкальному авангарду в Российской Национальной библиотеке.

С 2003 года сосредоточился исключительно на сочинении музыки.

В 2007 году в целях популяризации творчества друзьями композитора был создан сайт.

В 2009 году в отдел рукописей Российской Национальной библиотеки автором были подарены оригиналы ряда произведений и письма.

В 2015 году научные исследования о музыке композитора были размещены в библиотеке Конгресса США.

Произведения Александра Изосимова исполняются на концертных и филармонических площадках в России, Германии, США, Финляндии. Она звучит на концертах в рамках международных музыкальных фестивалей «Петербургская музыкальная весна», «Звуковые пути», «Три века классического романса», «Белые ночи в Перми». Кроме того организуются авторские вечера в ряде городов страны.

Среди исполнителей сочинений Александра Изосимова есть имена ведущих солистов мировой оперы, лауреатов престижных международных конкурсов, заслуженных и народных артистов, обладателей государственных премий, это Г.Беззубенков, Е.Гаудасинская, М.Грицкова, Д.Еремин, М.Людько, М.Литке, Н.Мажара, П.Мигунов, О. Петрова, В.Песин, Г.Сандовская, И.Хансен, Л.Шукаев. В свои программы его произведения включали всемирноизвестный Московский ансамбль современной музыки, «Авангард Квартет», «One Ensemble», Уральский государственный камерный хор под управлением В.Новика; АСО Самарской филармонии (худрук и дирижер М.Щербаков), АСО Санкт-Петербурга (дирижер А. Титов).

Музыка А. Изосимова стала предметом научного рассмотрения. Ведущую роль в ее изучении осуществляет Н.Климова. Она регулярно выступает с докладами на конференциях в городах России, публикует статьи, защитила диссертацию, написала книгу «Музыка Александра Изосимова: парадигма света». Изучением музыки композитора также занимаются музыковеды О.Гладкова, Р.Васильев, Г.Овсянкина, Н.Петрусева.

Его сочинения издают «Композитор. Санкт-Петербург», «Русь». Холдинг «Marcon» выпустил компакт-диски с вокальной и камерной музыкой А.Изосимова.

Александр Изосимов является автором поэтического сборника «Лирический дневник».

Он дважды был в составе жюри композиторских конкурсов.

Оперы:

  • Потерянный рай 2012

Балеты:

  • Избранник 2006
  • Сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии 2018

Симфоническая музыка:

Симфонические образы «Лики»1984; Иаония. Благодарность Жизнедателю для хора, органа и камерного оркестра на текст изречения Христиана Розенкрейца 2004; симфония 2010; симфонические моменты «Витязь в тигровой шкуре» 2015; кантата «Куликовская битва» для хора и оркестра» 2017; фантазия «Образы русских сказок»2019;

• Концерт №1 для скрипки с оркестром 1987

• Концерт №2 для скрипки с оркестром 2014

• Концерт для фортепиано с оркестром 2013

• Концерт для виолончели с оркестром 2014

Камерная музыка:

• квартет №1 для двух скрипок .альта и виолончели(1981)

• квартет №2 (1991)

• соната для виолончели и фортепиано (1990)

• соната для фортепиано(1999)

• «Химеры» звуко-красочный этюд для духовых,струнных и ударных инструментов(1994)

• «Когда душа моя была облаком» для кларнета, фагота, тромбона, скрипки, альта и контрабаса (2003)

• Фортепианный цикл «Превращение» (1987-2004)

• «Боги легконоги» для кларнета, бас-кларнета, виолончели и фортепиано (2005)

• «Infernale» для скрипки и фортепиано( 2006)

• «Явление архангела Рафаила Адаму и Еве « для органа (2013)

• «Царевна-Лебедь» для фортепиано (2017)

• Фортепианное трио памяти Бориса Тищенко (2017)

Вокальная музыка:

• «Песни прекрасного пришельца» на стихи А.Блока, Э.Мерике,Л.Уланда, Новалиса, А.Тарковского для голоса и фортепиано(1979-2004)

• «Тетр.Песни, которые мне спела во сне Земля» в четырех циклах : «Блудница и Дева»на текст из Апокрифа; «Испанские песни»на стихи Ф.Г.Лорки,П.Неруды; «Песни из золотого ларчика» на стихи Ф.Г.Лорки, А.Тарковского; «Титания» на стихи А.Тарковского (2007)

• Сопереживание душе для хора a cappella (1992)

• In Cristo morimur для хора и органа на текст Христиана Розенкрейца (2013)

• Двенадцать хоров аcappella на стихи А.Ахматовой, А.Блока, И.В.Гете,М.Лермонтова, Кара-Дарвиша, В.Хлебникова, А Изосимова (2016)