Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Ходырева Марина Германовна

Ходырева Марина Германовна

Ходырева Марина Германовна

Композитор
Союз композиторов Республики Удмуртия
Член союза композиторов России

Композитор, музыковед-фольклорист, член Союза композиторов России (2000), Председатель региональной общественной организации «Союз композиторов Удмуртии»» (2014).

Родилась в с. Алнаши Алнашского р-на Удмуртской Республики в семье Народного поэта Удмуртии Германа Алексеевича Ходырева (2.02.1963). Окончила ДМШ №1 г. Ижевска, Ижевское музыкальное училище по классу теории музыки (1982), Казанскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.Б.Луппова (1987 г.) и по классу теории музыки профессора З.Н. Сайдашевой (1987 г.). Работала научным сотрудником отдела литературы и фольклора Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН (1987-1995). В период работы училась в аспирантуре Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ (Москва, 1992-1995).

Работала музыкальным редактором Удмуртского радио (ГТРК «Удмуртия») и ТРК «Моя Удмуртия». В 1997 г. являлась заместителем руководителя FM канала «Радио Ингур». Работая научным сотрудником и пиар-менеджером Национального музея УР им. К. Герда, занималась подготовкой выставок и связями с общественностью. В период деятельности в качестве заведующего музыкальной частью Национального театра УР занималась музыкальным оформлением театральных постановок.

Сфера научных интересов М.Г.Ходыревой: музыкальный фольклор, песенный фольклор северных удмуртов, современное состояние аутентичного фольклора и особенности современной интерпретации традиционной музыки, проблемы современного развития музыкальных направлений. По этим темам были написаны ряд статей: «Обрядовые напевы северных удмуртов (на примере Глазовского района)»; «К изучению многоголосия обрядовых напевов северных удмуртов», монография «Песни северных удмуртов» и др.

Огромное внимание М.Г.Ходырева уделяет фиксации и сохранению удмуртских песенных традиций. Совместно с продюсером А. Юминовым она подготовила и выпустила аудиоматериалы с записями аутентичного музыкального фольклора удмуртов, бесермян и других народов, проживающих в Удмуртии. Все они составляют серию аудиоматериалов «Новая песня древней земли» (2000) на дисковом носителе, где впервые в истории местной фольклористики были опубликованы уникальные записи традиционных песен удмуртов, русских, татар, марийцев, чуваш, бесермян и кряшен.

М.Г. Ходырева занимается профессиональной композиторской деятельностью. Она – автор симфонической сюиты на удмуртские темы, хорового цикла на стихи М.Цветаевой, сонаты для альта и фортепиано, 25-ти песен на ст. Г.Ходырева «Турлы буелъес – Разноцветные краски», а также музыки более чем к 10-ти спектаклям Государственного Национального театра УР: «Ванюшинлэн нылпиосыз» (“Дети Ванюшина” по пьесе С. Найденова, 1990), “Эбга” (по пьесе П. Захарова 1993), “Кызьы Табышен Анника Вумуртэз вормизы” (“Как Табыш и Анника Вумурта победили” по пьесе-сказке Г. Ходырева, 1994), «Эзоп» («Зичы но виноград») («Лиса и виноград», по пьесе Г. Фигейреда, 2000), «Шунды-мумы» («Мать – Солнце» по пьесе Г.Романовой и А.Сергеева, 2003 ), «Огшоры учыр» («Простая история», 2005), «Конек Горбунок» по сказке Ершова (2011), «Дорвыжы» («Родные корни» по пьесе В. Ванюшева, 2012), «Таинственный ящик» (по водевилю П.Каратыгина, 2014). Также написала музыку к аудиосказкам для детей «Оло зэм, оло даур» («То ли правда, то ли вымысел», 2003), «Сизьым шур йылысь» («За семью реками», 2004) и «Сказки народов Азии и Африки» на удмуртском языке (2005).

М. Г. Ходырева является музыкальным редактором песенных сборников композиторов-любителей: «Его музыка узнаваема. Штрихи к творческому портрету Г.Н. Матвеева//«Жаворонка солнечные песни…»: Педагог-композитор Г.Н. Матвеев (2005), «Жингырты удмурт кырњан» (журнал «Кенеш», 9.09.1995), «Золгыри». Нотный сборник удмуртских детских песен. (Издательство «Удмуртия» 2012), автором-составителем научного сборника «Песни северных удмуртов» (1996), «На волнах Алнашских мелодий», Сарапул, 2016.

Принимала участие в различных международных, межрегиональных и республиканских конференциях, семинарах, фестивалях: в Норвегии, Эстонии, Финляндии, Венгрии. В 1990 г. стажировалась в отделе музыкального фольклора Литературного музея им. Ф.Крейцвальда АН Эстонии. Участвовала в конкурсе национальных радиопрограмм, проводимым «Обществом Кастрена» Финляндии, и стала обладателем призового места. Закончила курсы летней фольклорной школы в университете г. Хельсинки (1997 г.). В 2003 г. представляла Удмуртию на международном мультикультурном фестивале «Волга» во Франции,

Занимается исследованием творческого направления современного национального искусства – этнофутуризмом. Ведет курс лекций «Удмуртская музыкальная культура» в музыкальном колледже г. Ижевска. В настоящее время является председателем региональной общественной организации «Союз композиторов Удмуртской республики».

1. Песни северных удмуртов. Вып. I. Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 1996. (серия “Удмуртский фольклор”). 120 с. ( 14 п.л.)

2. Выль опера [Новая опера: (о премьере оперы Г.М. Корепанова-Камского “Заговор”)] // Журнал “Молот”. 1988. № 9. С.24. (на удм. яз.). (0,2 п.л.)

3. Обрядовые напевы северных удмуртов: (на примере Глазовского района) // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск: УдИИЯЛ, 1989. С.140-157. (1 п.л.)

4. Ritual chats on nonsense words of the Northern Udmurts [Обрядовые песни на припевные слова северных удмуртов] // International Conference “Folk Music Today”: Abstracts. Tallinn, 1989. pp.77-78. (на англ. яз.). (0,1 п.л.)

5. К изучению многоголосия обрядовых напевов северных удмуртов // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск, 1990. С.114-127. (0,8 п.л.)

6. Pôhja-Udmurdi tavandilaulude sisuka muusikalise tüpoloogia loomise katse [Музыкальная типология традиционных напевов на припевные слова северных удмуртов] // VIII kevadsessioon Fr. R. Kreutzwaldi nim. Kirjandusmuuseum: Ettekannete teesid. Tartu, 1990. L.9-11. (на эст. яз.). (0,2 п.л.)

7. Ethnomusical peculiarities of the two Udmurt tribes - the Vatka and the Kalmez [Этномузыкальные особенности двух удмуртских племен Ватка и Калмез] // Traditional folk belief today: Conference dedicated to the 90th anniversary of Oskar Loorits. Tartu, 1990. pp.39-40. (на англ. яз.). (0,2 п.л.)

8. Этномузыкальные особенности свадебных напевов удмуртских племен Ватка и Калмез // Вятский фольклор. Традиции и современность: тезисы научно-практической конференции. Киров, 1991. С.22-24. (0,2 п.л.)

9. Норвег музъем вылын чузъяськизы удмурт кырзанъес [Удмуртские песни на норвежской земле] // Журнал “Инвожо”. 1991. № 8. С.54-60. (на удм. яз.). (0,2 п.л.)

10. The present status of the folklore movement in Udmurtija [Современное состояние фольклорной традиции в Удмуртии] // Specimina Sibirica. Supplementum I. Die Wege der finnischugrischen Völker zur politischen, kulturellen und sprachlichen Autonomie: Thesen des Symposiums. Szombathely, 1992. pp.12-13. (на англ. яз.). (0,1 п.л.)

11. Традиции и инновации в культуре: философский аспект и некоторые проблемы музыкального фольклора // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 1992. № 6. С.69-76. (0,6 п.л.)

12. Удмуртская народная песня в творчестве Д.С. Васильева-Буглая / Редакция, комментарии (совместно с Т.Г. Владыкиной). Ижевск: УИИЯЛ, 1992. 192 с. (серия “Памятники культуры. Фольклорное наследие”).

13. Кырзаса шудом [Играем и поем] // Журнал “Кизили”. 1992. № 6. С.6-7. (на удм. яз.). (0,1 п.л.)

14. Современное состояние фольклорного движения в Удмуртии // Научная конференция “Аутентичный фольклор в современном фольклорном движении”: тезисы докладов. Таллинн, 1993. С.34-35. (0,1 п.л.)

15. Программа по музыке для 1 класса “Природа и человек в музыке”. Ижевск: Институт усовершенствования учителей, 1993. 8 с. (0,3 п.л.)

16. Крезьгур куара [Звуки мелодий: (Об удмуртских музыкальных инструментах)] // Журнал “Кизили”. 1993. № 3. С.4-5. (на удм. яз.). (0,1 п.л.)

17. Vatka ja Kalmezi udmurtide rahvamuusika erijooni [Народная музыка удмуртов Ватка и Калмез] // Rahvausund tänapäeval. Tartu, 1995. L.105-113. (на эст. яз.). (0,5 п.л.)

18. Some special features of the folk music of Vatka and Kalmez Udmurts [Некоторые особенности народной музыки удмуртов Ватка и Калмез] // Folk Belief Today. Tartu, 1995. pp.129-138. (на англ. яз.). (0,5 п.л.)

19. Ватка удмуртъёслэн кырзанъёссы [Песни удмуртов Ватка] // Журнал “Кенеш”. 1995. № 9. С.120-124. (на удм. яз.) (0,2 п.л.)

20. Ладоинтонационные особенности песен на припевные слова у северных удмуртов // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы научной конференции. Казань: Казанская гос. консерватория, 1995. С.135-136. (0,1 п.л.)

21. Костюм северной удмуртки племени Ватка: Рассказ этнографа // Все цвета радуги: Рассказы о народной одежде. Ижевск: Удм. отд. ВООПИК, 1996. С.17-27. ( 0,5 п.л.)

22. Приравняться к мировой культуре [О современном этапе творчества Академической хоровой капеллы ГТРК “Удмуртия”] // Радиовещание Удмуртии. Страницы истории и современность. Ижевск: “Удмуртия”, 1997. С.227-230. (0,3 п.л.)

23. Этнофутуризм и музыка. Тезисы / Этнофутуризм но крезьгур. Тезисъёс / Ethnofuturism and musik. Theses // Егит годыр веме. Одомаа. Эрумаа. Калмез. Мушому. Тангыра. Идна: [Каталог]. Ижевск, 2002. С.103–104 / 123 / 143. (на рус., удм. и англ. яз.). (0,1 п.л.)

24. Куинь муртлэн манифестэз = Манифест трёх = Manifesto of the Three // Инвожо. 2003. № 6–7. С.30–31, 32–34, 34–35. (совместно с Кучыран Юри и Андреем Прокопьевым) (0,1 п.л.).

25. Перформанс – кыџе со вань = перформанс как он есть // Инвожо. 2003. № 6–7. С. 47–48, 53–60.

26. Modern Udmurt Folk Songs: Combination of National Features and Multicultural Process // International Conference “Traditional Culture in Globalizing World. [Abstracts of the conference, 18.-21. September 2003]. Tallinn, 2003. P. 17. (на англ. яз.) (0,1 п.л.)

27. Современная удмуртская народная песня: национальное своеобразие и общемировые влияния (введение в проблематику) // Феномен этнического и глобализация культуры народов Поволжья и Приуралья: художественная практика, дискурс, образование. Ижевск: Издательский дом “Удмуртский университет”, 2004. С. 140–144.

28. Kaasaegsed udmurdi rahvalaulud: rahvuslike joonte ja multikultuurilise protsessi kombinatsioon = Present-day Udmurt folk songs: a combination of national features and the multicultural process // Pärimusmuusika muutuvas ühiskonnas 2. – (Töid etnomusikoloogia alalt 2.). L. 47–49; p. 49–50. (на эст., англ. яз.) (0,2 п.л.)

29. Его музыка узнаваема. Штрихи к творческому портрету Г.Н. Матвеева // «Жаворонка солнечные песни…»: Педагог-композитор Г.Н. Матвеев / ГГПИ. Глазов, 2005. С. 39–47. – (Серия «Творческие биографии выпускников ГГПИ». Вып. 5).

30. Фольклорный ансамбль села Подшивалово «Марзан». / журнал «Встреча» №10, 2004. С.17-19.

31. Перформанс – это художественный акт. Кучыран Юри. Каталог. Издательство «Удмуртия», Ижевск, 2010, с. 77.

32. Золгыри. Нотный сборник удмуртских детских песен. Музыкальная редакция. Издательство «Удмуртия», Ижевск, 2012.