Адэр Лидия Олеговна
В 2013 году получила степень кандидата искусствоведения. В 2009 году окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «музыковедение» (класс профессора Л.Г. Ковнацкой), в 2012 году – Европейский университет в Санкт-Петербурге, магистерская программа Факультета истории искусств. В 2008-2009 гг. она работала научным сотрудником Архива М.Л. Ростроповича в Санкт-Петербурге, а в 2007-2010 принимала участие в проекте создания «Летописи жизни и творчества Д.Д. Шостаковича» (Архив Д.Д. Шостаковича, Москва).
С 2006 года является старшим научным сотрудником Музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова, с 2012 года – арт-директор Центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ». С 2010 года Л. Адэр организовала 6 крупных международных конференций, фестивали «Мир звука», «Рок и Джаз в Музее» (2016-2018), проект «Диджей Римский», «Tax free» (для молодых композиторов), циклы концертов камерной музыки, комплексный проект «Мода в Музее», а также городской общедоступный фестиваль «День Н. А. Римского-Корсакова». В 2019 году открылся проект кураторский проект Мультимедийной экспозиции в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова. В рамках деятельности ЦСТИ «Арт-паркИНГ» совместно с Н. Колесовой и Е. Забайрачной были реализованы проекты в Мариинском театре и Государственной капелле, межмузейный проект «Малыши в городе Муз» для детей от 0 до 5 лет, международный конкурс для музыковедов.
Лидия Адэр часто выступает с лекциями в ведущих университетах мира на русском, английском и французских языках, является ведущей сессий и спикером на крупных международных симпозиумах. Ею опубликованы более 40 статей на 5 языках по различным аспектам классической и современной музыки и междисциплинарным проблемам искусства. Редактор-составитель нескольких исследовательских сборников, научный редактор и член редколлегии крупных изданий.
2019 – грант Культурного отдела Посольства Великобритании в России в рамках Года Музыки 2019 на организацию и проведение проекта «Голос наций: Формирование прочных двусторонних отношений между Россией и Великобританией через слово и музыку»
2008 – 2019 Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по культуре – гранты на проведение творческих программ (в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова). Поддержано 15 проектов.
2015 – грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на участие в стажировке музейных специалистов «Музейный десант» (поездка в Нью-Йорк и Вашингтон).
2013-2015 – грант РГНФ на исследование «Микротоновые инновации. Мировой музыкальный прогресс».
2013 – Центр франко-российских исследований в Москве. Стипендия (1 месяц) на исследования в Париже. Тема: Франко-русские музыкальные связи в 20 веке.
2012 – Грант Университета г. Лидса на участие в конференции «Authorship and 'Authenticity' in Composition, Editing and Performance» (Leeds University, United Kingdom)
2011 – грант Ассоциации выпускников Европейского университета в Санкт-Петербурге на участие в конференции «Российская и советская музыка: переосмысление и открытие заново» (Durham University, United Kingdom)
2010 – грант Ассоциации выпускников Европейского университета в Санкт-Петербурге на участие в конференции «Beyond the Centres: Musical Avant-Gardes Since 1950» (Aristotle University of Thessaloniki)
2010 – грант на поездку и участие в международном музыкальном фестивале в г. Олдборо (Великобритания).
2010 – грант Gartow Stiftung (Deutschland) на участие в 45 Internationale Ferienkurse für Neue Musik, IMD (Дармштадт, Германия) и 2010 Stockhausen Courses (Кюртен, Германия)
2008 – стипендия Министерства культуры РФ «Юные дарования».
2008 – грант правительства России «Молодые таланты России – 2008».
2007 – грант на поездку и участие в международном музыкальном фестивале в г. Олдборо (Великобритания)
2003 - Стипендия губернатора Костромской области
2004 – лауреат (2 место) Межрегиональной олимпиады учащихся теоретических отделений музыкальных училищ (Казань)
2002 – лауреат (3 место) Зональной олимпиады музыковедов (Владимир), 1 место в номинациях «Музыкальная импровизация», «Музыкальная мозаика»
Статьи в сборниках и журналах
1. “Stylistic Turbulence. The Experience of the Rimsky-Korsakov School“. In: Rimsky-Korsakov and his world (Collection of essays, ed. by Marina Frolova-Walker). Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2018, 277–296 pp. (in English).
2. “Mikrotonale Allianz: Russland und Deutschland in den 1920er Jahren“. In: Deutsch-russische Musikbegegnungen 1917–1933. (in German) (в работе)
3. “Construir un Nuevo mundo. Un héroe después de 1917”. In: Scherzo. 10 (2017). 88–91 pp. (in Spanish)
4. “Gergiev, Valerij Abesalovič; “Kusevickij, Sergej Aleksandrovič“; “Mjaskovskij, Nikolaj Jakovlevič“; “Petrenko, Kirill“; “Mariinskij Orchester“; “Moskau“; “Sankt Petersburg“. In : Lexikon des Orchesters. Hrsg. von Frank Heidlberger, Gesine Schröder, Christoph Wünsch. 2 Bd. Laaber Verlag, 2015 (in German) (в работе).
5. "Elementy romantyczne w muzyce mikrotonowej". In: Twórczość kompozytorów słowiańskich I połowy XX wieku. Zagadnienia wybrane. Ed. by Kinga Krzymowska-Szacoń. Lublin: Wydawnictwo KUL, 2017. 157-168 pp.
5. “Paradigms of Contemporary Music in Twenty-First-Century Russia“. In: Russian Music since 1917. New Understandings. Ed.: Marina Frolova-Walker, Patrick Zuk. Oxford: Oxford University Press, 2017. 396–422 pp. (in English).
6. “St. Petersburg’s Contemporary Music Context: Genius Loci“. In: Glissando. 30 (2017). 26–30 pp. (in English)
7. В поисках авангарда. Русское мексиканское // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой. СПБ.: БиблиоРоссика, 2016. С. 268–276.
8. “Parallel History of Russian Musical Avant-garde“. In: Lietuvos muzikologija. 16 (2015). 90–101 pp. (in English, short version in Lithuanian)
9. Алгебра звука // Музей. 2015. № 11. С. 29–31.
10. Nikolay Rimsky-Korsakov. Suite from the opera “The Story of the Tsar Saltan”, a preface for the Studienpaartituren Sonderausgaben by Konrad von Abel & Phenomenology of Music (München, 2015).
11. Невидимый град композитора // Музыкальная жизнь. 2014. № 11. С. 82–83.
12. “Microtonal Russia: 1950–1970s Myths and Realities“. In: New Sound. 41, I (2013). 42–57 pp. (in English)
13. «Игра двух городов: российские микротоновые состязания 1920-х» // Сто лет русского авангарда. М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013. С. 127–139.
14. “Sextett by Nikolay Rimsky-Korsakov”, a preface for the Studienpaartituren Sonderausgaben by Konrad von Abel & Phenomenology of Music (München, 2014). 9 c. (in German, English).
15. “Manifestos vs. Minefields. Trajectories of Contemporary Art,” In: Glissando. 25 (2014) 73-77 pp.
16. Невидимый град композитора. Последняя квартира Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальная жизнь. 2014. № 11. С. 82-84 (русский).
17. Шостакович – ученик; Зачетная книжка; В классе оркестровки; Аспирант и свободный художник; Шостакович – Документы // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930. Научное издание. СПб., «Композитор. Санкт-Петербург», 2013. Т. 1. С. 101-239.
18. Отдел кадров // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930. Научное издание. СПб., «Композитор. Санкт-Петербург», 2013. Т. 2. С. 119-185.
19. Словотворчество // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930. Научное издание. СПб., «Композитор. Санкт-Петербург», 2013. Т. 2. С. 197-211.
20. Кружки и салоны // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930. Научное издание. СПб., «Композитор. Санкт-Петербург», 2013. Т. 2. С. 297-321.
21. Открытый мир // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930. Научное издание. СПб., «Композитор. Санкт-Петербург», 2013. Т. 2. С. 423-433.
22. Штаб-квартира авангарда (кружок четвертитоновой музыки в Петроградской консерватории) // Opera Musicologica. 2012. № 2. С. 80–88. (русский)
23. Микротоновая идея: истоки и предпосылки // Opera Musicologica. 2011. № 3-4 (9-10). С. 114–134. (русский)
24. Неизвестный «портрет Шостаковича» Б. М. Кустодиева // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 4 / Ред.-сост. О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М.: DSCH, 2012. С. 27–47.
25. Шостакович на журфиксах у Грековых // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах. Сб. статей / Общ. ред. Л. Г. Ковнацкой. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2012. С. 226–237.
26. Микротоновый инструментарий – первые шаги от утопии к практике // Временник Зубовского института. Инструментализм в истории культуры. 2011. № 7. С. 52–64.
27. Дмитрий Шостакович в классе инструментовки в 1920-1922 годах: этапы профессионального роста // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 3 / Ред.-сост. О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М.: DSCH, 2011. С. 3–45.
28. Rosyjska muzyka mikrotonowa w latach 10.-20. XX wieku: teorie i praktyki in Glissando: Magazyn o muzyce współczesnej. 2011. No. 17 (17) (на польском)
29. Дмитрий Шостакович – ученик Петроградской-Ленинградской консерватории // Современное музыкознание в мировом научном пространстве / Сост. и науч. ред. Е. Н. Дулова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 23. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2010. С. 327–336.
30. Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: международная музыковедческая конференция 19-22 марта 2010 года // Музыка и время. 2010. № 6. С. 31–34.
31. Жизненный парадокс Георгия Римского-Корсакова // Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы международной музыковедческой конференции / Ред.-сост. Л. О. Адэр, ред. колл. Л. О. Адэр, Н. В. Костенко, Н. И. Метелица, Н. П. Феофанова, Я. В. Шигарева. СПб. : СПб ГМТиМИ, 2010. С. 28–35.
32. Microtonal storm and stress: Georgy Rimsky-Korsakov and Quarter-Tone Music in 1920s Soviet Russia // Tempo / A quarterly review on modern music, Editor: Calum MacDonald. Cambridge University Press, 2009. No 63. P. 27-44.
33. М. С. Друскин – годы эвакуации (по материалам воспоминаний и архивным документам) // Памяти Михаила Семеновича Друскина: в 2 кн. / Кн. I. Статьи. Воспоминания / ред.-сост.: Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева; подгот. материалов: Л. О. Адэр, О. Н. Чумикова; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – Санкт-Петербург : ООО «Аллегро», 2009. С. 68-79.
34. Четвертитоновый бум в консерватории: Вести из Петрограда // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2009. № 4. С. 91–95.
35. Уцелевший из Ленинграда: Эпизод истории советской четвертитоновой музыки // Musicus. 2008. № 4. С. 45–48.
36. Г. М. Римский-Корсаков и «Кружок четвертитоновой музыки» // Музеи театра и музыки в международном пространстве: Опыт, традиции, сотрудничество. Материалы научно-практической конференции 20–22 марта 2008 года. СПб.: Чистый лист, 2008. С. 89–99.
37. Вступительная статья и комментарии к публикации неизвестной статьи Б. Асафьева «Д. Д. Шостакович» // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 2 / Ред.-сост. О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М.: DSCH, 2007. С. 33–54.
38. Shostakovich’s image или музыкоВидение // MUSICUS. 2006, № 7. С. 27–29.
39. Театральное приношение Астафьеву // MUSICUS. 2006. № 6. С. 31–34.
40. Кионори Кикутаке – взгляд в будущее // MUSICUS: Вестник Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2006, № 5. С. 31–33.
41. Проверим традицию на прочность // Musicus. 2005. № 3. С. 31–32.
Редактор и составитель:
1. Триумф русской музыки. Римский-Корсаков – окно в мир. Сборник статей / науч. редактор, составитель. СПб: СПбГМТиМИ, 2016. 332 с.
2. Liber amicorum Людмиле Ковнацкой / ред-сост. (совместно с О. Манулкиной, Н. Дроздецкой), член редколлегии (совместно с О. Манулкиной, В. Величко, О. Дигонской, Н. Дроздецкой, М. Мищенко, К. Немировской, А. Петровой, А. Спиридоновой). СПБ.: БиблиоРоссика, 2016. 624 с., ил.
3. Александр Аронович Кнайфель. Мост в Эдем. Встречи. С аудиоприложением на CD / редактор. СПб.: «Композитор. Санкт-Петербург», 2015. 192 стр.
4. Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930. Научное издание. В трех томах / член редколлегии (совместно с Л. Ковнацкой, А. Петровой, П. Гершензоном). СПб., «Композитор. Санкт-Петербург», 2013. 252+408+488 стр.
5. Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах. Сб. статей / Общ. ред. Л. Г. Ковнацкой; ред.-колл. В. И. Нилова, Л. О. Адэр Л. О. Акопян, Н. А. Брагинская, О. Г. Дигонская, О. Б. Манулкина, М. В. Фролова-Уокер, Т. С. Екименко, Л. А. Купец. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2012. 372 с.
6. Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы международной музыковедческой конференции / Ред.-сост. Л. О. Адэр, ред. колл. Л. О. Адэр, Н. В. Костенко, Н. И. Метелица, Н. П. Феофанова, Я. В. Шигарева. СПб. : СПб ГМТиМИ, 2010. 456 с.
7. Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Т. 4: Игорь Стравинский / М. С. Друскин; ред.-кол.: Л. Г. Ковнацкая, В. П. Варунц, О. Б. Манулкина, Н. А. Брагинская, Л. О. Адэр. СПб.: Композитор, 2009. 584 с.
Комментарии:
1. Именной указатель и комментарии к письмам Д. Д. Шостаковича к И. И. Соллертинскому (СПб., «Композитор», 2006)
2. Приложение I: Сочинения Игоря Стравинского в исполнении М. С. Друскина; Приложение II: Список трудов М. С. Друскина о Стравинском // Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. – Т. 4: Игорь Стравинский / М. С. Друскин; ред.-кол.: Л. Г. Ковнацкая, В. П. Варунц, О. Б. Манулкина, Н. А. Брагинская, Л. О. Адэр. СПб.: Композитор, 2009. С. 549-567
3. (совм. с О. Чумиковой): Указатель имен; Указатель произведений И. Ф. Стравинского // Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. – Т. 4: Игорь Стравинский / М. С. Друскин; ред.-кол.: Л. Г. Ковнацкая, В. П. Варунц, О. Б. Манулкина, Н. А. Брагинская, Л. О. Адэр. СПб.: Композитор, 2009. С. 568-581.
4. Памяти Михаила Семеновича Друскина: в 2 кн. / Кн. I. Статьи. Воспоминания / ред.-сост.: Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева; подгот. материалов: Л. О. Адэр, О. Н. Чумикова; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – Санкт-Петербург : ООО «Аллегро», 2009. – 584 с., ил.; Кн. II. Из переписки. – 428 с.
5. (совм. с Л. Ковнацкой и О. Манулкиной) «Из «“Дневника путешествий”» П. Пирса // Русско-британские музыкальные связи / Ред. Колл. Л. Г. Ковнацкая, М. П. Мищенко, О. Н. Чумикова. СПб., 2009. С. 297–342.
6. <Примечания редколлегии> / Друскин М. Игорь Стравинский; Друскин в диалоге // Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. – Т. 4: Игорь Стравинский / М. С. Друскин; ред.-кол.: Л. Г. Ковнацкая, В. П. Варунц, О. Б. Манулкина, Н. А. Брагинская, Л. О. Адэр. СПб.: Композитор, 2009. С. 266-285; 497-540
7. Михаил Друскин – Игорю Стравинскому / Публ. Л. Ковнацкой и В. Варунца, комментарии Л. Адэр // Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. – Т. 4: Игорь Стравинский / М. С. Друскин; ред.-кол.: Л. Г. Ковнацкая, В. П. Варунц, О. Б. Манулкина, Н. А. Брагинская, Л. О. Адэр. СПб.: Композитор, 2009. С. 541–548.
8. Письма А. Е. Парниса / Публ. Л. Ковнацкой, вст. ст. М. Друскина, комментарии В. Сажина и Л. Адэр // Памяти Михаила Семеновича Друскина: в 2 кн. / Кн. 2. Из переписки / ред.-сост.: Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева. СПб., 2009. С. 7–21.
9. Переписка с И. И. Соллертинским / Публ. и вст. ст. Л. Михеевой, комментарии Л. Адэр и Л. Михеевой // Там же. С. 29-61.
10. Из переписки с В. Дж. Конен / Публ. и вст. ст. Л. Ковнацкой, комментарии Л. Адэр, Л. Ковнацкой и О. Чумиковой // Там же. С. 62-101.
11. Из переписки с Г. А. Орловым / Публ. и вст. ст. Л. Ковнацкой и Г. Орлова, комментарии Л. Адэр и Л. Ковнацкой // Там же. С. 227-373.