Саввина Людмила Владимировна
Саввина Людмила Владимировна – доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы РФ, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории и истории музыки Астраханской консерватории, является специалистом-музыковедом, создателем одного из значимых научных направлений – музыкальной семиотики. Итоги научных изысканий Саввиной Л.В. по семиотике музыки нашли отражение в монографиях «Звукоорганизация музыки ХХ века как объект семиотики» «Наблюдения над гармоний XX века: вопросы истории и теории», учебниках «Гармония ХХ века» (гриф УМО Московской консерватории), «Современная гармония», а также многочисленных статьях, среди них «Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки ХХ века», «Звуковой космос Скрябина: к проблеме взаимодействия искусств», «Механизмы слушательского восприятия музыкального текста ХХ века», «Художественная картина мира Шостаковича: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам», «Механический балет» Д. Антейла как образец музыкального текста художественной памяти ХХ века» и др. Труды Саввиной Л.В. получили широкое признание общественности и музыкантов-профессионалов, значимость которых подтверждена внедрением в музыковедческую и педагогическую практику высших и средних специальных учебных заведений России (Воронежа, Саратова, Петрозаводска, Пензы, Махачкалы, Элисты, Астрахани), а также Белоруссии. Только за последние пять лет Саввина Л.В. стала автором многочисленных публикаций в центральных изданиях России, таких как «Музыкальная академия», «Музыковедение», «Музыкальная жизнь», «Музыкальное обозрение», а также изданий, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией. Саввина Л.В. является активным участником международных и всероссийских научных конференций и форумов: среди них III Всероссийский конгресс культурологов (Академия наук, Санкт-Петербург 2010), III Всероссийская научная конференция « Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития» (Москва, Комитет по образованию Государственной Думы ФС РФ, политическая партия «Единая Россия», 2011), Международная конференция, посвященная 50-летию Петрозаводской государственной консерватории им. А. Глазунова (Петрозаводск, 2018), Международная научной конференции в Российской Академии Музыки им. Гнесиных (Москва, 2019). Содержание ее докладов, прочитанных в Москве, Санкт-Петербурге,, Минске, Саратове, Тамбове, Пензе, Элисте, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Алма-Ате, Минске и научных статей, опубликованных по материалам конференций, – изучение, сохранение и популяризация российского музыкального искусства и образования.
Саввина Л.В. имеет большие заслуги в воспитании и подготовке высокопрофессиональных кадров. О ее плодотворной деятельности свидетельствуют ученики-лауреаты, получившие международное признание в Германии, Португалии, Канаде, Италии. Студенты и аспиранты Саввиной Л.В. принимают самое активное участие в различных конференциях, имеют публикации, являются стипендиатами Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Астраханской области, имеют почетные звания, ученые звания и должности доцента, профессора, проректора по научной работе. Саввина Л.В. является основателем школы музыковедов Республики Калмыкия, в которой работают 10 учеников ее класса. За качественную подготовку педагогических кадров для Элистинского училища искусств Саввина Л.В. награждена почетными грамотами Министерства культуры республики Калмыкия (1997, 2007, 2019 годы). О высоком профессионализме Саввиной Л.В., ее педагогическом мастерстве свидетельствует научное руководство и подготовка к защите кандидатов и докторов искусствоведения для России, ближнего, дальнего зарубежья, что способствует высокому авторитету не только школы Саввиной Л.В., но и Астраханской консерватории и всего Южного Федерального округа. Благодаря ученикам Саввиной Л.В. в Канаде, Португалии, Германии, Италии хорошо знают российскую культуру, специфику школы подготовки музыкантов.
Саввина Л.В. – крупный музыкально-общественный деятель Астрахани: она не только глубоко мыслящий ученый-музыковед, отличный лектор и мудрый педагог, но и прекрасный организатор таких значимых для российской культуры проектов, как проведение международных, всероссийских конференций («Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» - 2006, 2008 годы, «Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства» – 2007 год, «Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов» – 2007 год, «Музыка в ряду искусств: параллели и взаимодействия» – 2008 год, «Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика» - 2009 год, «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен» – 2013 - 2020 годы и другие), и исполнительских конкурсов (Второй Всероссийский конкурс студентов-пианистов музыкальных вузов им. Льва Оборина – 2008 год, Первый и Второй Международные конкурсы исполнителей на струнно-смычковых инструментах – 2010, 2013 годы) с участием виднейших педагогов, ученых и известных музыкантов России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Грузии, Италии, Америки. Проведение подобных мероприятий позволило многим молодым музыкантам защитить кандидатские диссертации, получить общественное признание таланта. Научная и общественная деятельность Саввиной Л.В. отмечена грантами Российского научного гуманитарного фонда (2006 и 2008 годы) и грантами Министерства культуры Российской Федерации (24 гранта – с 2006-2020 годы). Библиография и отзывы о деятельности Саввиной Л.В. насчитывают несколько десятков статей (в таких изданиях, как «Музыкальная жизнь» – Москва, 2011 год, Musicus – Санкт-Петербург, 2009, «Музыкальная академия» 2019 год и др.), в которых подчеркивается высокий профессионализм ученого-музыканта иоценивается значительный вклад в развитие культуры и отечественной музыкальной науки. На Астраханском телевидении (ноябрь, 2010 год) была подготовлена специальная передача «Лауреаты Астраханской области», освещающая разные стороны научно-общественной деятельности Людмилы Владимировны. На высоком профессиональном уровне Саввина Л.В. читает лекции по проблемам музыкального искусства в Астраханском государственном университете и Астраханском филиале Ростовского Южно-Росиийского гуманитарного института, выступает на Астраханском радио и телевидении с авторскими передачами о фестивалях «Астраханские вечера современной музыки» (2007, 2009 годы), в которых принимают участие композиторы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Волгограда, а также Украины, Казахстана, Белоруссии, Франции, Италии, Америки, и конкурсах пианистов им. Л. Оборина (2008 год), исполнителей на струнных инструментах (2010 год) с участием молодых исполнителей из России, Украины, Казахстана.
По инициативе Саввиной Л.В. и под ее руководством в 2005 году создан журнал «Камертон» – вестник Астраханской консерватории, в котором освещается не только жизнь вуза, но и культурные события города и всего южного региона, организован объединенный Диссертационный совет при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, где она является членом совета и осуществляет научное руководство кандидатов и докторов искусствоведения для Астраханской области и других регионов России. Плодотворная музыкально-общественная деятельность и высокое педагогическое мастерство Саввиной Л.В. были неоднократно отмечены почетными грамотами Министерства культуры республики Калмыкия (1997, 2007, 2019 годы), Министерства культуры Российской Федерации (2009 год). В 2010 году стала лауреатом губернаторской музыкальной премии им. А.Каппа в номинации «музыковедение», присужденной за большой вклад в развитие музыкальной культуры Астраханской области.
1. Монографии и учебно-методические работы:
1.Вопросы анализа современной гармонии (методические рекомендации): методическое пособие для студентов музыкальных вузов. – Астрахань: Астраханская консерватория, 1992. – 24 с.
2.Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории: монография / Ростов на-Дону: ООО «АНТ», 2002. – 155 с.
3. Современная гармония: Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов / Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2004. – 40.
4. Гармония ХХ века: Учебное пособие для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Гриф УМО / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2008. – 259 с.
5. Звукоорганизация ХХ века как объект семиотики: монография / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2009. – 321 с.
2. Научные статьи в изданиях ВАК:
6. О международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» // Проблемы музыкальной науки / Глав. ред. Л.Н. Шаймухаметова. – 2007. – № 1. – С. 167-168.43. 44.
7 Звукоорганизация музыки ХХ века: семиотические проблемы исследования // Музыкальная академия / Глав. ред. Ю.С. Корев. – 2008. – № 2. – С. 114-121.
8. Гармония ХХ века в пространстве музыкального образования // Искусство и образование / Глав. ред. Н.А. Кушаев. – 2009. – № 3 (5909). – С. 86-91.
9. Информация и смысл музыкального сообщения ХХ века // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия социально-экономические науки и искусствоведение. – 2009. – № 8 (42). – С. 118-122. 10 10.. Механизмы слушательского восприятия музыкального текста ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / Глав. ред. В.В. Лаптев. – 2009. – № 108. – С. 162-169.
11.. Музыка и живопись первой половины ХХ века: параллели и взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета / Глав. ред. Р.Д. Хунагов. – 2009. – № 2. – 255-259.
12.. Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение / Гл. ред. А.Ю. Шатин. – 2009. – № 35. – С. 175-179.
13. Слушательское восприятие музыкального текста ХХ века // Музыковедение. – 2009. – № 8. – С. 2-6.
14. Музыкально-живописные идеи звукового мира Николая Рославца // Проблемы музыкальной науки / Глав. ред. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2010. – № 5.
15. Не уступая столице // Музыкальная жизнь. – Москва, 2011. – № 2.
16. Информативные и синтезирующие тексты как проявление детерминизма и индетерминизма в музыке второй половины ХХ века // Искусство и образование / Глав. ред. Н.А. Кушаев. – Москва, 2011. – № 2 (70).
17. Типы музыкальной памяти в произведениях ХХ века // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. / Глав. ред. Т.Б. Сиднева. — 2015. — № 14 — С. 45 - 47.
18. «Механический балет» Д. Антейла как образец музыкального текста художественной памяти ХХ века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки 2018 1 (789). – С. 352- 364.
19. Полузабытый классик. Очерк первый – Мясковский 1910 – 1920-х годов // Искусство и образование, 2018. № 5. С.38–52. № 5,
20. Dinamis в отечественной музыке начала ХХ века // Манускрипт, 2018, № 11, часть 2. С.327–332.
21. Полузабытый классик. Очерк второй – Мясковский 1930 – 1940-х годов // Искусство и образование, 2018. № 6. С.19-32. № 6,
22. Художественная картина мира Шостаковича: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2019. – № 4. – С. 44 - 52. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.4.30765 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30765.
23. Музыкальная коммуникация постмодернизма // Южно-Российский музыкальный альманах. _ Ростов-на- Дону, 2020.
3. Иные публикации:
24. Специфика взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Д. Шостаковича // Традиции и новаторство в музыке: Тезисы межреспубликанской научной конференции, посвященной 60-летию образования Казахской ССР и компартии Казахстана. – Алма-Ата, 1980.
25. Критерии согласия и противоречия мелодии с гармонией в произведениях Д. Шостаковича. – М.: Музыка, 1981.
26. Мелодизация вертикали в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме варьирования аккордов терцовой структуры) // ХХVI съезд КПСС и актуальные проблемы культуры и искусства: Тезисы III Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства. – М., 1981.
27. Влияние мелодии на гармонию в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме варьирования аккордов терцовой структуры). – М.: Музыка, 1982.
28. Особенности взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме соотношения конкорданса и дискорданса) // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Сб.статей ГМПИ им. Гнесиных. Вып.63. – М., 1982.
29. Песни о войне и мире (методические рекомендации в помощь лектору). – Астрахань: Знание, 1984.
30. Молодежь и музыка (методические рекомендации в помощь лектору). – Астрахань: Знание, 1985.
31. XXVII съезд и задачи массовой музыки для молодежи // Пути совершенствования форм и методов эстетического воспитания молодежи Астраханской области: Тезисы выступлений научно-практической конференции. – Астрахань, 1988.
32. Вопросы анализа современной гармонии (методические рекомендации). – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 1992.
33. Вступительная статья к буклету IV Международного фестиваля “Астраханские вечера современной камерной музыки”. – Астрахань: Волга, 1992.
34. Вступительная статья к книге “И.Лаптев. Авторский концерт”. Вып.1. – Астрахань: АГПИ, 1992.
35. История музыки. Учебно-методическое пособие // Программы дополнительных специальностей. – Астрахань: АГПИ, 1992.
36. Музыкальный инструмент. Учебно-методическое пособие // Программы дополнительных специальностей. – Астрахань: АГПИ, 1992.
37. Вечный свет в музыке // Музыка в школе. – Астрахань: АГПИ, 1993.
38. К вопросу о восприятии мелодии с гармонией в серийных произведениях А.Шенберга // Восприятие музыкальных произведений как проблема искусства и художественного воспитания. – Краснодар, 1993.
39. Особенности звуковысотной организации в сочинениях Шенберга // Современная музыка: актуальные проблемы: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. – Астрахань, 1993.
40. О стилевых связях гармонии Мессиана // Стилевые тенденции музыки ХХ века: Тезисы Всероссийской научно-теоретической конференции. – Астрахань, 1995.
41. К вопросу диалектики соотношения мелодии с гармонией (на материале произведений Прокофьева и Шнитке) // Художественная культура и современность. Вып.2. – Астрахань, 1996.
42. Вступительная статья к книге “И.Лаптев. Авторский концерт”. Вып.2. – Астрахань: АГПИ, 1997.
43. Гармония Скрябина в контексте основных направлений русской живописи конца XIX начала ХХ века // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры: Тезисы Всероссийской научной конференции. – Астрахань, 1999.
44. Музыка и живопись начала ХХ века: в поисках общих закономерностей // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.2. – Астрахань, 2000.
45. Скрябин и Рославец: на пути к серийной музыке // Культура и образование / Культура и образование на рубеже тысячелетий. – Тамбов, 2000.
46. Гармония Шостаковича в контексте авангардных направлений начала ХХ века // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия: Тезисы Международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2001.
47. “Олимпиада – 2001” для учащихся музыкальных училищ. – Астрахань, 2001.
48. Шостакович и авангардные направления ХХ века: от футуризма к экспрессионизму // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып. 3. – Астрахань, 2001.
49. Звуковысотная организация музыки ХХ века как объект семиологического исследования // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.4. – Ростов-на-Дону, 2002.
50. Звуковысотные коды как способ музыкальной коммуникации // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.5. – Ростов-на-Дону, 2002.
51. К вопросу о типологии музыкальных кодов // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002 года. – Астрахань, 2002.
52. Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории. Монография. – Ростов-на-Дону, 2002.
53. Астраханской государственной консерватории – 35: Буклет. – Астрахань: Новая линия, 2004.
54. Программа-конспект по современной гармонии. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004.
55. Слово об учителе: память сердца // М.А. Этингер: учёный и педагог: Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004.
56. Эволюционные семиотические процессы звуковысотных кодов // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность: Сб. научных статей. – Рос-тов-на-Дону: Фолиант, 2004.
57. Этингер: учёный и педагог // Южно-Российский музыкальный альманах-2004. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2005.
58. Отчет о проведении Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2. – Астрахань, 2006.
59. Проблемы семиотики и современное теоретическое музыкознание // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 1-2 декабря 2005 года. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2006.
60. Сведения о научной и творческой деятельности педагогов, студентов и аспирантов Астраханской государственной консерватории (апрель-ноябрь 2006 года) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2. – Астрахань, 2006.
61. Семиотические проблемы исследования звукоорганизации музыки ХХ века // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х частях. Ч 1. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2006.
62. Семантика гармонии Н. Рославца // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Ростов-на-Дону, 2007.
63. Шостакович: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 1-2 марта 2007 года. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.
64. Вокальное произведение как объект семиотического исследования // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов. – Материалы Всероссийской науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО “АИПК”, 2007. – С. 123-128.
65. Живописные идеи звукового мира Николая Рославца // Музыка в ряду искусств: параллели и взаимодействия. – Материалы Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2007. – С. 5-20.42.
66. Музыкальная семиотика: к проблеме исследования звукоорганизации // 100 лет Тульскому колледжу искусств им. А.С. Даргомыжского. – Сб. науч.трудов. – Тула: «Инфра», 2008. – С. 74-83.
67. Музыка первой половины ХХ века в контексте художественной культуры // Художественное образование: преемственность и традиции. – Материалы науч. конференции, посвященной 95-летию Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова. – Саратов, 2008. – С. 54-60.
68. Музыкальная информация и значение музыкального сообщения: к вопросу о соотношении понятий // Инновационные технологии образовательного пространства художественного вуза. – Сб. науч.трудов / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М: Экшэн, 2008. – С. 38-47.
69. Результаты анализа образовательной среды Астраханской государственной консерватории // Инновационные технологии образовательного пространства художественного вуза / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М: Экшэн, 2008. – С. 121-125.
70. Информация и значение музыкального сообщения // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. – Материалы второй Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2008. – С. 11-17.
71. Звуковой космос Скрябина // Музыкальное искусство и современность. – Сб. науч.трудов, посвященных 40-летию Астраханской гос. консерватории / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2009. – С. 28-33.
72. Семиотика интертекста звукоорганизации музыки второй половины ХХ века // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. – Саратов, 2009.
73. Музыкально-живописные идеи художественной культуры начала ХХ века // III Культурологический конгресс. – СПб.: Академия наук. – 2010.
74. Структурно-семантический инвариант информативных и синтезирующих текстов музыки второй половины ХХ века // Актуальныя праблемы мастацтва: гiстория, тэорыя, методыка: матэрыялы II Мiжнар. навук-практ. канф.: Бел. дзярж. пед. ун-т iм. М. Танка. – Мiнск, 2011.
75. Информативные и синтезирующие тексты как проявление детерминизма и индетерминизма в музыке второй половины ХХ века // Искусство и образование / Глав. ред. Н.А. Кушаев. – Москва, 2011. – № 2 (70).
76. Музыкально-живописные идеи в искусстве первой половины ХХ века // Искусство серебряного века: история, теория, вопросы интерпретации (к 130-летию Пензенского музыкального колледжа имени А.А. Архангельского): Материалы первой открытой Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2012.
77. Музыкальная информация и способы ее передачи слушателю // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития Материалы III Международной научно-практической конференции (13-14 ноября 2013 года). – Астрахань, 2013.
78. Музыкальный текст в аспекте слушательского восприятия // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2013 года). / Ред. Л.В. Саввина. - Астрахань: ГАОУ АО ЖПО АИПКиП, 2013. С. 24-27.
79. Музыка первой половины ХХ века в контексте художественной культуры // Актуальныя праблемы мастацтва: гiстория, тэорыя, методыка: матэрыялы II Мiжнар. навук-практ. канф.: Бел. дзярж. пед. ун-т iм. М. Танка. – Мiнск, 2012.
80. Восприятие музыкального произведения ХХ века // .: Актуальныя праблемы мастацтва: гiстория, тэорыя, методыка: матэрыялы II Мiжнар. навук-практ. канф.: Бел. дзярж. пед. ун-т iм. М. Танка. – Мiнск, 2013.
81. Специфика художественного отражения мира в музыке ХХ века // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (21 марта 2014 года). / Ред. Л.В. Саввина. - Астрахань: ГАОУ АО ЖПО АИПК и П, 2014. С. 12 -16.
82. Автоматизированная грамматика музыкального языка второй половины ХХ века // Актуальныя праблемы мастацтва: гiстория, тэорыя, методыка: матэрыялы III Мiжнар. навук-практ. канф.: Бел. дзярж. пед. ун-т iм. М. Танка. – Мiнск, 2014.
83. Художественная картина мира в музыке второй половины ХХ века: к вопросу о структурно-семантических инвариантах музыкального мышления // Культура и искусство, DOI: 10.7256/2222-1956. 2014.4.12798, 4(22), 2014. – С.457 – 466.
84. Научная деятельность Астраханской государственной консерватории // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. – Астрахань: ГАОУ АО ДПО АИПК и П, 2014. С. 5-9.
85. Семиотика музыки: методы семиотического анализа // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (21 марта 2014 года). / Ред. Л.В. Саввина. - Астрахань: ГАОУ АО ЖПО АИПК и П, 2015. – С. 5 -9.
86. Методы семиотического анализа музыки // Ис¬кус¬ство и лич¬ность = Мас¬тац¬тва і асо¬ба = Art and the person : ма¬те¬ри¬а¬лы ІІІ Меж¬ду¬нар. на¬уч.-практ. конф., г. Минск, 27 мая 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Тан¬ка ; редкол. : Т. С. Бог¬да¬но¬ва (отв. ред.) [и др.]. – Минск БГПУ, 2015. - с. 25-32.
87. Научная деятельность Астраханской консерватории (академии) // Музыкальная наука в ХХI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14-17 октября 2014 года / РАМ им. Гнесиных. – М.: Пробел -2000, 2015. – с.98 -106.
88. Можно ли назвать музыкальное мышление ХХ века «казусным»? // Музыкальное искусство и наука в современном мире.. Материалы Международной научной конференции 12-13 ноября 2015 г. Астрахань: ГАОУ, 2015.
89. Музыка и живопись первой половины ХХ века: параллели и взаимодействия // Культура: отк Астраханская и Казанская консерватории: научные и творческие связи рытый формат – 2015.
90. Музыка как национальный мир искусства. Материалы Международной научной конференции 23-25 апреля 2015 г. Казань: Казанская государственная консерватория, 2015. – С. 24 – 33.
91. Три версии «Mysteries of the macabre» Д. Лигети в интерпретации Барбары Ханниган // Музыка в пространстве медиакультуры. Сборник статей по материалам Третьей Международной научно-практической конференции 18 апреля 2016. – Краснодар, издательство КГКИ, 2016. – С. 82 – 84.
92. «Mysteries of the macabre» Д. Лигети в интерпретации Барбары Ханниган // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (21 марта 2014 года). / Ред. Л.В. Саввина. - Астрахань: ГАОУ АО ЖПО АИПК и П, 2015. – С. 5 -9
93. Музыкально-живописные идеи Николая Рославца в контексте художественной культуры первой половины ХХ века // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам Международной конференции 26 – 27 октября, посвященной 110-летию со Дня рождения Дмитрия Шостаковича. Астрахань: Издательство ООО «Триада», 2016. – С. 225 – 232.
94. Типы музыкального мышления в музыке ХХ века // Ис¬кус¬ство и лич¬ность = Мас¬тац-тва і асо¬ба = Art and the person : ма¬те¬ри¬а¬лы ІІІ Меж¬ду¬нар. на¬уч.-практ. конф., г. Минск, 14 ноября 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Тан¬ка ; редкол. : Т. С. Бог¬да¬но¬ва (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГПУ, 2016. - с. 76 -79-
95. Юрий Иванович Скворцов: музыкант, композитор, педагог, ученый // Ю.И. Скворцов Фагот – мое вдохновение. – Астрахань ООО ПКФ «Триада», 2017. – С. 4 – 7.
96. Понятие языка и речи в языкознании и музыкознании // Традиции и новаторства в культуре и искусстве: связь времен. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции (21 марта 2017 года). / Ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2017. – С. 6 – 10.
97. Музыкальное сообщение ХХ века: к вопросу о соотношении понятий информация и музыкальный смысл // Актуальные проблемы искусства и музыкальной педагогики: традиции, инновации // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию образования кафедры «Музыка и искусство» (27 апреля 2017). – Атырау, 2017. – С. 134 – 142.
98. Вокальное искусство на современном этапе: Барабара Ханниган и ее интерпретация Mysteries of the macabre Д. Лигети // IV International scientific-practical conference Art and Person 26-27 October 2016. - Minsk:Maxim Tank Belarusian State Pedagogical University Faculty of aesthetic education. – Minsk, 2017.
99. Музыкальное мышление XX века: можно ли его назвать «казусным»? // «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» (Т. 1).. // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Нижегородской консерватории – Нижний Новгород, 2017
100. Творческие и научные связи Астраханской т Саратовской консерватории // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории 23-24 ноября 2017 г. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова . – С. 144 – 153.
101. Специфика синтезирующих музыкальных текстов второй половины ХХ века // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире. Сборник статей по материалам Международной конференции (13-14 мая 2017 года).. Астрахань: ООО «Леон», 2017. – С. 28 – 39
102. Информативные и синтезирующие тексты музыки второй половины ХХ века: о способах отражения художественной картины мира // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика. Сборник статей по материалам V Международной конференции (9-10 ноября 2017 года). Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2017.
103. Структурно-семантические инварианты способов отражения художественной картины мира в современной музыке // Международная конференция. посвященная 50-летию Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова. – Петрозаводск, 2018.
104. Специфика синтезирующих музыкальных текстов второй половины ХХ – начала ХХI веков // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: сб. статей по маериалам Международной научно-практической конференции 13-14 мая 2017. = Астрахань :.»Леон», 2017. С. 28 – 38
105. Синтезирующие музыкальные тексты второй половины ХХ – начала ХХI веков (на материале Сонаты № 2 для фортепиано с фонограммой Игоря Друха) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Т.1/Редактор-составитель А.И. Демченко. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. – С. 172 – 186.
106. Музыкальное сообщение ХХ века: к вопросу о соотношении понятий информация и смысл // Актуальные проблемы искусства и музыкальной педагогики: традиции, инновации. Международная научно-практическая конференция. – Атырау,
2017. – С. 134 – 141
107. Центростремительные и центробежные тенденции в музыке второй половины ХХ века // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика. Сборник статей по материалам V Международной конференции (15-16 ноября 2018 года). Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2018. – С. 35 – 41.
108. Специфика художественного отражения мира в музыке ХХ – начала ХХI века // Музыкальная наука в ХХI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 30 октября – 2 ноября 2018 года / РАМ им. Гнесиных. – М.: Пробел -2000,
2019. – с.235 – 240.
108. Единство гуманитарных наук в музыкальном образовании высшей школы // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времён. Сборник статей по материалам VII Международной конференции (21-23 марта 2019 года). Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2019. – С. 101 – 103
109. Коммуникативные процессы музыкальных текстов ХХ – начала ХХI века // // Международная научная конференция «Современные проблемы музыкального искусства». - Ростов-на-Дону, 2019. – С.174 -180.
110. Слово об Учителе: память сердца (Марк Аронович Этингер) // Проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин - Вып. 11. – Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2019. – С. 152 – 160.
111. Русское музыкальное общество в Астрахани и его роль в трудах М.А. Этингера // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, история, исполнительство, педагогика Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2019. – С. 8 –13.
112. Проблемы казусного мышления в музыке ХХ века // Диалог искусств и арт-парадигм. – Т. Х. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова. Центр комплексных исследований, 2020. – С. 88 – 94.
113. О системности музыкально-исполнительской интерпретации в монографии Романа Леонидова // // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен – Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2020. – С.6 – 10.