Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Воробьев Игорь Станиславович

Воробьев Игорь Станиславович

Воробьев Игорь Станиславович

Композитор
Санкт-Петербургский филиал Союза композиторов России

Окончил Ленинградское Хоровое училище (1983), Ленинградскую консерваторию (класс Б. А. Арапова) (1990) и ассистентуру-стажировку при кафедре композиции Ленинградской консерватории (классы Б. А. Арапова и Г. Н. Банщикова) (1992). Член Союза композиторов России. Дипломант Всероссийского конкурса студентов-композиторов (1988) и смотра молодых композиторов Ленинграда (1989), дипломант конкурса, посвященного 300-летию Александро-Невской лавры (2012), лауреат Всероссийского конкурса композиторов им. Д. Д. Шостаковича (2015). Стипендиат Министерства культуры РФ (1998-2000). Обладатель гранта Российского гуманитарного научного фонда (2000). Имеет Благодарность Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (2015), Грамоту Союза композиторов России (2017), Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2019).

С 1994 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. С 2016 года – профессор кафедры теории музыки. Кандидат искусствоведения (1998). Доцент (2006). Доктор искусствоведения (2014). Председатель диссертационного Совета Санкт-Петербургской консерватории (2019). Член редакционных советов журналов «Музыкальная академия» (2015), «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» (2018). Профессор кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Главный научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований Саратовской консерватории (2018). Известность как ученому И. С. Воробьеву принесли работы, посвященные русскому авангарду 1920-х годов, а также различным аспектам истории отечественной музыки ХХ века. Он является автором монографии «Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-1930-х годов» (1-е изд. – 2001, 2-е изд. – 2006), книги очерков «Композиторы русского авангарда» (в соавторстве с А. Синайской, 2007), фундаментального исследования «Соцреалистический “большой стиль” в советской музыке (1930-1950-е годы)» (2013), автором-составителем альбома «Петербург. Музыка. ХХ век» (2004), сборников «Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи» (2008), «Валерию Гаврилину посвящается…» (2014), редактором-составителем книги-альбома «Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) (2015), сборника «Кырыымпа: история и перспективы развития» (2018) и др.

И. С. Воробьев ведет активную научную, просветительскую и общественную деятельность. Он участник многочисленных научных конференций и симпозиумов. Среди последних: «Композиторы в ГУЛАГе» (Университет им. Георга-Августа, Геттинген, Германия, 2010), «Сто лет русского авангарда» (Московская консерватория, 2010), Музыковедческий форум 2010 (РАМ им. Гнесиных), «С. С. Прокофьев в современном мире» (Московская консерватория, 2011), Principles of Music Composing (Союз композиторов Литвы, Вильнюс, 2009-2012), «Modernisation in the Music of Eastern Europe (1900-1940)…» (Литовская академия музыки и театра, Вильнюс, 2014), «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (Гродненский государственный университет, Беларусь, 2012, 2014), «Проблемы художественного творчества» - научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому (Саратовская консерватория, 2012), «Проблемы истории и эстетики музыки» (Ростовская консерватория, 2014), «Творческие союзы и композиторское творчество на постсоветском пространстве» (Ростовская консерватория, 2014), «Валерий Гаврилин и новый век» (Вологодская филармония, 2014), «ХХ век. Музыка войны и мира» (Московская консерватория, 2015), «Родион Щедрин: 70 лет в музыке» (Московская консерватория, 2017), «Арам Хачатурян и современный мир» (Дом-музей Арама Хачатуряна, Ереван, Армения, 2018), «Dem Vergessen entrissen – Symphonische Musik von Alexander Weprik» (Высшая школа музыки и театра, Ганновер, Германия, 2018) и др.

И. С. Воробьев выступал с открытыми лекциями и мастер-классами перед студентами и педагогами Университета Лаваль (Квебек, Канада, 2008), Московской консерватории (2009, 2014, 2015), Музыкального колледжа г. Тэджон (Южная Корея, 2010-2011), Екатеринбургской консерватории (2010), Саратовской консерватории (2011-2012, 2017), Ленинградского областного государственного университета (пос. Горбунки, Ленинградская область, 2011), Гродненского университета (2012), Тбилисской консерватории (2013, 2015, 2017), Гродненского музыкального колледжа (2014), Пермского государственного института культуры (2015), Пензенского музыкального колледжа (2017), Волгоградской консерватории (2018), Высшей школы музыки Якутска (2018) и др. С 1992 года И. С. Воробьев – один из организаторов, и бессменный директор известного далеко за пределами России Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» (в 2016 году был проведен 25-й фестиваль). С 2017 года и по сей день – директор Международного фестиваля «Мир искусства. Контрасты». В качестве члена жюри И. С. Воробьев неоднократно принимал участие в проводимых в Санкт-Петербурге композиторских конкурсах «Хоровая лаборатория ХХI век. Музыка для детей и юношества», «Три века русского романса», в конкурсе хоровых коллективов «Хоровые встречи на Ленинградской земле», в конкурсе работ юных театроведов Proscenium, в конкурсе произведений для контрабаса в рамках Международного фестиваля «Планета-контрабас».

В Санкт-Петербургской консерватории И. С. Воробьев в разные годы занимал ряд ответственных должностей: в 1996-1999 годах он исполнял обязанности ответственного секретаря приемной комиссии, в 2003-2004-м – являлся помощником проректора по творческой работе, главным редактором газеты «Обертон», председателем СНТО, художественным руководителем Ансамбля современной музыки, организатором студенческого фестиваля «Санкт-Петербургская консерватория плюс…», прошедшего в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и Казани. С 2018 года является заместителем Председателя диссертационного совета консерватории. С 2019-го – Председатель диссертационного совета.

Творчество И. С. Воробьева как композитора давно заслужило признание. Он – участник различных международных фестивалей. Его музыка звучала в Германии, Франции, Италии, США, Канаде, Японии, Южной Корее, Финляндии, Швеции, Польше, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Молдове и др. Произведения И. С. Воробьева исполняли известные музыканты: дирижеры В. Чернушенко, А. Аниханов, А. Петренко, М. Голиков, В. Успенский, В. Онуфриев, С. Екимов, пианисты И. Урьяш, М. Дубов, М. Франк (Канада), Е. Синайский, скрипач И. Иофф, альтист В. Стопичев, виолончелисты А. Загоринский, А. Массарский, контрабасисты А. Шило, Я. Лобов, кларнетист А. Федоров, вокалисты - О. Петрова, Э. Лайонс (Австралия), М. Дюшарм (Канада), М. Тарасова, С. Сумачева, З. Булычева, Ю. Симонова, А. Смирнова и др. В последние пять лет состоялись премьеры новых сочинений И. С. Воробьева в ряде российских городов: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Ростове-на-Дону, Перми, Якутске, Волгограде, Уфе.

Среди крупных композиторских работ И.С. Воробьева: балет «Дон Гуан», поставленный в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 2003 году, балет «Ассоль», поставленный в 2005-м в петербургском театре «Карнавал», опера «Елизавета Бам», концертная премьера которой состоялась в 2008-м в Эрмитажном театре, опера «Контрабас и флейта», прозвучавшая в 2011-м на сцене Малого зала Санкт-Петербургской консерватории, а в 2017-м – в Прокофьевском зале Мариинского театра, опера «Победа над солнцем» (коллективный проект, в котором И. С. Воробьев написал три сцены), постановка которой была осуществлена в 2013-м в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа, этнобалет «Куллустай Бэргэн», представленный в 2015 году Национальным театром танца Якутии на сценах Государственного театра оперы и балета (Якутск), Российского академического молодежного театра (Москва), Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), опера «Роман с контрабасом», премьеры которой состоялись в 2018 году в Фонтанном доме Шереметевых и Прокофьевском зале Мариинского театра. В Якутске (28 ноября 2018), а затем в Москве (3-13 января 2019) в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» публика смогла познакомиться с этнобалетом для детей И.С. Воробьева «Эрбэхчэй и Сааскылаана». Внимание аудитории в разное время привлекли премьеры контрабасового концерта (Актовый зал Санкт-Петербургского педагогического университета, 2003), фортепианного концерта (Малый зал филармонии, 2007) и крупных вокально-симфонических форм: Реквиема (там же, 2008), Stabat Mater (там же, 2010), «Плачей» (там же, 2015). В Ростове-на-Дону в рамках Пасхального фестиваля в апреле 2014 года на сцене Ростовского музыкального театра состоялась мировая премьера кантаты «Сергий Радонежский» для солистов, двух хоров и большого симфонического оркестра. Там же в 2015 году состоялась премьера «Донского каприччио» для большого симфонического оркестра. Петербургская премьера кантаты «Сергий Радонежский» прошла в Капелле Санкт-Петербурга при участии хора, солистов и симфонического оркестра Капеллы (29 июня 2015 года). Петербургская премьера «Донского каприччио» состоялась в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (24 марта 2017 года). В органном зале Пермской филармонии 8 октября 2015 года состоялось исполнение сюиты «Плачи», в колонном зале Пермского института культуры 17 октября 2016 года – премьера инструментальной сюиты «Ижорская свадьба». 6 мая 2018 года в Центральном концертном зале Волгограда состоялась мировая премьера поэмы для органа и большого симфонического оркестра «Остается лишь свет». В Волгограде в рамках празднования 75-летия Сталинградской битвы 3 ноября того же года сочинение вновь прозвучало в Триумфальном зале Музея-панорамы «Сталинградская битва». В сезоны 2014-2015, 2016-2017 и 2017-2018 годов прошли авторские концерты и встречи И. С. Воробьева в Москве: в Музыкальной гостиной Петра Юргенсона (25 октября 2014), зале им. Н. Я. Мясковского в Московской консерватории (17 февраля 2015), в Музее музыкального культуры им. М. И. Глинки (23 апреля 2015); в Санкт-Петербурге: в Белом зале Шереметевского дворца (21 февраля 2015, 30 мая 2018), в Концертном зале Яани Кирик (9 марта 2015), в Малом зале филармонии (12 марта 2015), в художественной галерее Кустановича (26 мая 2017). В период 2015-2019 годов сочинения И. С. Воробьева также звучали в Малом зале филармонии и Доме композиторов Санкт-Петербурга, Фонтанном доме Шереметевых и Храме Спаса на крови, залах им. С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского Мариинского театра, исполнялись в залах Поморской филармонии (Архангельск), филармонии Кишинева (Молдова), зале им. Н. Я. Мясковского Московской консерватории, зеленом зале Пензенской картинной галереи, Малом зале ГКЗ «Башкортостан» (Уфа), а также в камерных концертных залах Нью-Йорка, Киото, Парижа, Версаля, Бадена, Остии, Рима и др.

В последние годы были записаны 4 авторских CD и DVD-альбома: «Игорь Воробьев - Реквием» («Композитор. Санкт-Петербург», 2010), «Игорь Воробьев - Музыка для фортепиано» («Музыка и современность», 2010), «Игорь Воробьев – Stabat Mater – Magnificat – Произведения для голоса и фортепиано» («Музыка и современность», 2 СD, 2014), «Приношение друзьям» («Академия контрабаса им. С. С. Кусевицкого», 2 DVD, 2019). Соната для фортепиано № 2 и романсы И. С. Воробьева вошли в CD «Les Muses Boreales…», выпущенный Университетом им. Лаваля (Канада) в 2008 году. Значительное количество сочинений И.С. Воробьева за прошедшее десятилетие было опубликовано издательством «Композитор. Санкт-Петербург» и московским издательством «Композитор».

И. С. Воробьев – частый гость теле- и радиопрограмм. Журнал «Музыкальная академия» в 2014 году (№ 4) и альманах «Русский мир и Латвия» (№40, Рига) в 2015 году опубликовали развернутые интервью с композитором. В 2015 году в издательстве «Композитор. Санкт-Петербург» вышла книга Александра Харьковского «Игорь Воробьев. Неторопливые беседы».

• Благодарность Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (2015)

• 2-я премия Всероссийского конкурса композиторов им. Д. Д. Шостаковича (2015)

• Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2019)

Оперы:

• «Елизавета Бам», камерная опера по пьесе Д. Хармса (1990) (Эрмитажный театр, 2009)

• «Контрабас и флейта», оперные сценки по рассказу А. П. Чехова (2011) (Мариинский театр-2, Зал Прокофьева, 2017)

• «Победа над солнцем», 1, 3, 4 сцены 6-й картины в коллективной опере на либретто А. Крученых (2013) (Атриум Главного штаба Государственного Эрмитажа, 2013)

• «Роман с контрабасом», уездная драма в одном раздевании по рассказу А. П. Чехова (2018) (Фонтанный дом Шереметевых, 2018)

• «Маленький Принц», песенная опера в двух действиях (2016-2019)

Балеты:

• «Дон Гуан», одноактный балет по маленькой трагедии А. С. Пушкина (1999-2002) (Театр Санкт-Петербургской консерватории, 2003)

• «Ассоль», одноактный балет по А. Грину (2003-2004) (Санкт-Петербургский театр «Карнавал», 2005)

• «Куллустай Бэргэн», этнобалет по мотивам якутского эпоса (2014-2015) (Якутский государственный театр оперы и балета, 2015)

• «Эрбэхчэй и Сааскылана», музыкально-хореографическая сказка по мотивам якутских легенд и преданий (2017-2018) (Дом дружбы им. Кулаковского, Якутск, 2018)

Симфоническая и вокально-симфоническая музыка:

• Концерт для контрабаса с оркестром (2002) (Актовый зал Российского педагогического университета, 2002)

• Концерт для фортепиано с оркестром (2005-2006) (Малый зал Санкт-Петербургской филармонии, 2007)

• Реквием (2008) (Малый зал Санкт-Петербургской филармонии, 2008)

• Stabat Mater (2010) (Малый зал Санкт-Петербургской филармонии, 2010)

• «Сергий Радонежский», кантата для солистов, двух хоров и большого симфонического оркестра (2014) (Ростовский музыкальный театр, 2014; Санкт-Петербургская Капелла, 2015)

• «Донское каприччио» для большого симфонического оркестра (2015) (Ростовский музыкальный театр, 2015; Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, 2017)

• «Плачи», вокально-инструментальная сюита на русские народные темы (2014-2015) (Мариинский театр-2, Зал Прокофьева, 2017)

• «Остается лишь свет…», поэма для органа и большого симфонического оркестра (2017-2018) (Волгоградская филармония, 2018)

Камерная музыка:

• Сонаты для фортепиано № 1 (1993), № 2 (2004-2005), № 3 (2007-2008)

• Сонаты для виолончели и фортепиано № 1 (1995), № 2 (2008-2009)

• Соната для альта и фортепиано (2001)

• Соната для скрипки и фортепиано (2013)

• Струнный квартет (2002)

• «Скерцо-контрабас» для контрабаса и фортепиано (2011)

• «Архипелаг», маленькая симфония для семи инструментов (2012)

• «Ижорская свадьба» для пяти инструментов (2016)

• «Элегия в старинном стиле» для гитары-соло (2017)

• ARARA для скрипки, виолончели и фортепиано (2019)

Вокальная музыка:

• «Возвращение к морю», вокальный цикл на стихи В. Сосноры (1998)

• «В альбом к N…», вокальный цикл на стихи русских поэтов XIX века (2002)

• «Пять романсов и вокализ памяти Валерия Гаврилина» для голоса, кларнета и фортепиано на стихи советских поэтов (2008-2010)

• «Два стихотворения Арсения Тарковского» (2010)

• Две песни на стихи Евгения Евтушенко (2011)

• «Зимние песни» вокальный цикл на стихи Б. Пастернака (2014)

• «Три песенки на собственные слова» (2016-2017).

• «Два сонета Микеланджело Буонарроти в переводе Вяч. Иванова» (2019)

Хоровая музыка:

• Три хора a’cappella (1987)

• «Прощание», концерт для хора a cappella, чтеца и солистов на стихи А. С. Пушкина, тексты писем Пушкина к жене и дуэльных документов (1988-2001)

• «Из древнеармянской поэзии», концерт для женского хора (1988)

• Три молитвы на канонические тексты (1996)

• «Кристалл любви…», концерт для хора на стихи Е. Евтушенко, А. Пушкина, П. Ронсара, Ф. Тютчева, А. Блока и В. Сосноры (1994-2000)

• «Уголок земли», кантата для чтеца, солистов и хора a’cappella на стихи А. С. Пушкина (2005)

• «Магнификат», для сопрано, меццо-сопрано и хора a’cappella (2007)

• «В последний месяц осени», хоровой цикл на стихи А. Тарковского (2013)

• «Ангелов Творче» для женского хора (2017)

• «О господи, подай любви» для хора a’cappella на стихи Д. Самойлова (2018)


Научные работы статьи

• Воробьев И. С. Русский Авангард и творчества Александра Мосолова 1920–1930-х годов. – СПб.: «Композитор – Санкт-Петербург», 2006. Монография.

• Воробьев И. С., Синайская А. Е. Композиторы русского авангарда. Книга очерков. – СПб.: «Композитор – Санкт-Петербург», 2007.

• Воробьев И. С. Соцреалистический «большой стиль» в советской музыке (1930–1950-е годы) – СПб.: «Композитор – Санкт-Петербург», 2013. Монография.

• Свыше 50 опубликованных работ на русском, английском и немецком языках