Мартынов Николай Авксентьевич
Родился в 1938 году в Ленинграде. Здесь же окончил Хоровое училище при Капелле (1955) и консерваторию (1960) как музыковед (класс профессора М.С. Друскина). С 1960 по 1963 гг. работал в Новосибирске: редактором в филармонии (1960-61) и преподавателем консерватории (1962-63). В 1963-66 гг. учился в аспирантуре (на кафедре истории музыки). В те же годы по приглашению Д.Д.Шостаковича посещал занятия в его классе композиции вместе с его аспирантами и стажёрами тех лет Г. Беловым, А. Мнацаканяном, Г. Окуневым, Б. Тищенко, В. Успенским, В. Наговицыным и В. Биберганом.
С 1966 г. преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории. Кандидат искусствоведения (1975). Заведующий кафедрой инструментовки (1985-2008, 2011-13), профессор (с 1993 года), декан композиторского факультета (2007-08), проректор по учебной работе (2004-08).
Среди музыковедческих работ брошюра, сборник статей (составление и редакция) и монография о композиторе А.А. Давиденко, видном мастере советского песенно-хорового творчества 20-начала 30-х гг. Статьи мемуарного характера о занятиях в классе Д.Д. Шостаковича, о встречах, разговорах и переписке с ним. Под редакцией Мартынова вышли в свет два тома Хрестоматии по истории оркестровых стилей («Русская симфоническая музыка XIX- начала XX века»), где ему принадлежит развёрнутая вступительная статья о русской школе инструментовки ряд монографических глав.
Среди сочинений Мартынова - оперы «Галилей» и «Вишнёвый сад», балеты «Геракл» и «Петербургские сновидения». Ему принадлежат четыре симфонии, четыре хореографических сюиты, Струнный квартет, Монолог для камерного оркестра, Соната для скрипки и фортепиано, Поэма для скрипки с оркестром.
Им написаны вокальные циклы на стихи А.С. Пушкина, Исикавы Такубоку, Ф.Г. Лорки, М. Цветаевой, А. Вознесенского, И. Бродского, хоровые циклы на стихи А.Пушкина, Ф. Тютчева, Б. Пастернака, Хоровые концерты “Девятое мая” (на стихи А. Твардовского) и “Памяти С. Рахманинова”, Пять литургических песнопений (на тексты православных молитв). Его перу принадлежат также композиция и редакция хореографических спектаклей на музыку С. Прокофьева (“Пиковая дама” и “Царь Борис”) и Д. Шостаковича (телевизионный балет “Гамлет”).
Николай Мартынов – автор музыки свыше 30 научно-популярных, документальных и художественных фильмов. Самые значительные из них телесериалы - “Открытая книга” (экранизация трилогии В. Каверина) и “Жизнь Клима Самгина” (экранизация эпопеи М. Горького).
Сочинения Николая Мартынова исполнялись в разных городах СССР и России (Петербург, Москва, Саратов, Волгоград, Донецк, Киев, Пермь, Рига, Екатеринбург, Красноярск, Архангельск, Владимир, Вологда), а также за рубежом (Болгария, Венгрия, Германия, Финляндия, США и Япония).
- Заслуженный деятель искусств РФ (1998)
- орден Почёта (2007)
Оперы:
- «Галилей» (1985)
- «Вишнёвый сад» (2008). Премьера (2014)
Балеты:
- «Геракл» (1980). Премьера (1981).
- «Петербургские сновидения» (1994). Премьера (2003)
Композиция и редакция:
- «Пиковая дама» (на музыку С.Прокофьева),1968. Премьера (1968)
- «Гамлет» телевизионный фильм-балет на музыку Д.Шостаковича (1970)
- «Царь Борис» на музыку С.Прокофьева (1976). Премьера (1977)
Симфоническая музыка:
- Симфония № 1 (1966). Премьера (1966)
- Симфония № 2. (1968). Премьера (2003)
- Симфония № 3. (1969). Премьера (1970)
- Симфония № 4 (1971). Премьера (1977)
- Хореографическая сюита по мотивам графики С. Красаускаса (1970). Премьера (1971)
- Сюита из балета «Геракл» (1988)
- Первая сюита из музыки балета «Петербургские сновидения» (1997). Премьера (1998)
- Вторая сюита из музыки балета «Петербургские сновидения» (2000). Премьера (2002)
- Поэма для скрипки с оркестром (2002). Премьера (2003)
- Вступление из музыки к телефильму «Открытая книга» (2013)
Камерная музыка:
- Соната для скрипки и ф-но (1960). Премьера (1996)
- Струнный квартет (1970). Премьера (1975)
- Элегия. Посвящение Б.Бартоку для ф-но. (2003)
- Пять фрагментов из музыки к телефильму «Открытая книга» для ф-но в 4 руки (2017)
- Романс из музыки к телефильму «Открытая книга» (2018)
- Вальс-шарманка из музыки к телефильму «Жизнь Клима Самгина» для ф-но.(2018)
- Переложение для фагота и фортепиано Прелюдий № 8 и № 13 из цикла 24 Прелюдии и фуги Д.Шостаковича.
Вокальная музыка:
- «Смерть поэта», вокально-поэтическая сюита для баса, чтеца и фортепиано на стихи А.С.Пушкина (1970). Премьера (1971)
- «Песни о любви к себе» вокальный цикл на стихи И.Такубоку (1973). Премьера (1974)
- Три стихотворения Ф. Г. Лорки для меццо-сопрано и фортепиано (2009)
- Пять стихотворений Б. А. Ахмадулиной (2011)
- Семь стихотворений А. А. Вознесенского для баритона и фортепиано (2012)
- Семь стихотворений М. И. Цветаевой для сопрано и фортепиано (2013)
- Семь стихотворений И. А. Бродского для баритона и фортепиано (2014);
- «Монолог голубого песца» на ст. Е. А. Евтушенко для баса и ф-но (2014)
- Пять стихотворений В. В. Маяковского для баса и фортепиано (2018),
Хоровая музыка:
- Три хора на стихи А.С.Пушкина (1980). Премьера (1983)
- «Памяти С. В. Рахманинова». Концерт a capella в 3-х частях (1984). Премьера (1996)
- «Девятое мая». Концерт для хора, чтеца, органа и ударных на ст. А. Т. Твардовского (1984). Премьера (1986)
- Пять литургических песнопений (из музыки к телефильму «Жизнь Клима Самгина») (1994–1998)
- «Осенние песни». Пять стихотворений Ф. И. Тютчева для хора без сопровождения (2007) «Поздние свидания». Пять стихотворений Б. Л. Пастернака для хора без сопровождения (2009)
- Ода на стихи М. В. Ломоносова для хора без сопровождения (2011)
- «Деревню нашу обошла война», сл. И. Лапина. Посвящение В.А.Гаврилину. Хор без сопровождения (2013);
Аранжировки:
- Песни советских композиторов для солистов и хора без сопровождения (2006):
- «Вечер на рейде», «Соловьи», «Наш город» В.П.Соловьёва-Седого; «Песня Кости», «Песня Анюты», «Песня любви» И.О.Дунаевского; «Вот солдаты идут» К.В.Молчанова;
- «Дороги» А.Г.Новикова;«Всё стало вокруг» Ю.С.Милютина;«Одинокая гармонь» Б.А.Мокроусова
- Шашина Е. «Выхожу один я на дорогу». Для тенора и хора без сопровождения (1985). Грубер Ф. «Тихая ночь». Для тенора и хора без сопровождения (1998); Брамс И. Колыбельная. Для сопрано и хора без сопровождения (2006);«Вечерний звон». Для тенора и хора без сопровождения (2016); Рубинштейн А. Г. «Горные вершины». Для сопрано, альта и хора без сопровождения (2016);
Театральная музыка:
- «Человек и глобус» (по пьесе В. В. Лаврентьева; Академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский), 1969),
- «Первый день творения» (по пьесе М. Крайндель и М. Смирновой; Ленинградский театр комедии им. Н.П.Акимова, 1970).
Фильмография, киномузыка:
- «Медный всадник» (реж. Б. Волкович, 1967),
- «Люди земли кузнецкой» (реж. М. С. Литвяков, 1968),
- «Память» (реж. С. Мищук, 1968),
- «Встреча с Россией» (реж. М. С. Литвяков, 1969),
- «Здравствуй, Россия» (реж. М. С. Литвяков, 1969),
- «Без срока давности» (реж. М. С. Литвяков, 1971),
- «Шутите» (реж. В. Г. Чечунов, 1971),
- «Звезда в ночи» (совместно с С. Сайфитдиновым; реж. И. В. Усов, 1972),
- «Слушайте сказку» (реж. М. С. Литвяков, 1972),
- «Поправка на красоту» (реж. В. А. Гурьянов, 1972),
- «Вилегодские мужики» (реж. Е. Ю. Учитель, 1972),
- «Это беспокойное студенчество» (реж. М. С. Литвяков, 1973),
- «Снилось мальчишке море» (реж. М. С. Литвяков, 1974),
- «Практикант» (реж. С. Н. Данилин, 1974),
- «Качество» (реж. В. Гранин, 1975),
- «Девятая высота» (реж. М. С. Литвяков, 1976),
- «Горизонты России» (реж. М. С. Литвяков, 1976),
- «72 градуса ниже нуля» (реж. С. Н. Данилин и Е. М. Татарский, 1976),
- «Дорога к счастью» (реж. В. А. Гурьянов, 1977),
- «Версия» (реж. В. А. Гурьянов, 1977),
- «Революцией рождённая» (реж. Н. Н. Снегина и Л. С. Черенцов, 1977),
- «Шаги энергетики» (реж. М. С. Литвяков, 1978),
- «Открытая книга» (реж. В. А. Титов, 1977–1979),
- «Тайна поющего острова» (реж. С. Райбаев, 1980),
- «Ленинград. Хроника пятилетки» (реж. М. С. Литвяков, 1981),
- «Средь бела дня» (реж. В. А. Гурьянов, 1983),
- «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. А. Титов, 1984–1988),
- «Русский транзит» (реж. В. А. Титов, 1994),
- «Кадриль» (реж. В. А. Титов, 1999),
- «Плачу вперёд» (реж. В. А. Титов, 1999),
- «Дом Надежды» (реж. Е. Б. Леонов-Гладышев, В. А. Титов, 2000–2001),
- «Всему свой срок» (реж. И. Калинина, М. С. Литвяков, 2001).
Научные работы статьи
- А.Давиденко. Популярная брошюра. М.,1962.
- На родине Мусоргского. (Совместно с И.И.Земцовским) Советская музыка. 1965. № 10.
- Черты стиля хорового творчества Давиденко. Из истории музыки ХХ века: Сб. ст. Ред. колл. С. Л. Гинзбург, М. С. Друскин, Г. Г. Тигранов. М., 1971.
- А. А. А. Давиденко. Творческий путь. Черты стиля. Л.; М., 1977.
- Уроки Шостаковича // Кельнские музыковедческие исследования: Сообщение о международном симпозиуме, посвященном Дмитрию Шостаковичу. Кельн, 1985. / Ред.-сост. К. В. Нимеллер. Регенсбург, 1986.
- Письма Шостаковича. Страницы из записной книжки // Д. Д. Шостакович: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб., 1996.
Редактор-составитель, автор вступительных статей, справочного материала и пр.:
- А. Давиденко. Воспоминания. Статьи. Материалы. Сост. Н. А. Мартынов. Л., 1968;
- «Русская симфоническая музыка XIX – начала XX вв.: Хрестоматия по истории оркестровых стилей / Ред.-сост. Н. А. Мартынов. Т. 1. СПб., 2000. 438 с.;
- Русская симфоническая музыка XIX – начала XX вв.: Хрестоматия по истории оркестровых стилей / Ред.-сост. Н. А. Мартынов. Т. 2. СПб., 2007. 420 с.;
- Учителям — ученики. Очерки об оркестровых стилях композиторов-педагогов петербургской консерватории: Сб. ст. / Ред.-сост. Н. А. Мартынов. СПб., 2013. 215 с.;
- Русская советская симфоническая музыка 1917 – 1991 гг.: Хрестоматия по истории оркестровых стилей / Ред.-сост. Н. А. Мартынов. Т. 3. СПб., 2017. 540 с.