Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Кролл Анатолий Ошерович

Кролл Анатолий Ошерович

Кролл Анатолий Ошерович

Композитор

Один из наиболее известных и авторитетных дирижеров, композиторов и пианистов российского джаза и эстрады. Окончил Челябинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (1956-1959) по классу фортепиано. Начав свою профессиональную деятельность в юные годы (15 лет) в качестве пианиста и руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии (1959), Ульяновской филармонии (1960), становится самым молодым в то время дирижером - музыкальным руководителем Государственного Эстрадного оркестра Узбекистана (1960-1962), в котором работали в качестве солистов чрезвычайно популярные в то время певцы Батыр Закиров, Луиза Закирова и другие. С эстрадным оркестром Узбекистана и его солистами состоялись и первые записи на грампластинки (1961-1962).

В 1963 году создает в Тульской филармонии свой знаменитый джаз-оркестр, который за 7 лет своего существования выпустил в свет множество таких известных ныне джазовых музыкантов, как трубач В. Гусейнов, саксофонисты А. Пищиков, С. Григорьев, Р. Кунсман, ударник И. Юрченко, контрабасист С. Мартынов, тромбонисты А. Шабашов и В. Бударин и многих других, а также солистов-вокалистов Валентину Пономареву и Владимира Макарова.

Сенсационным было признано выступление на первом Международном джазовом фестивале в Таллине в 1967 году джазового квартета А. Кролла, где он блистательно выступил в качестве солиста-пианиста. Этот яркий джазовый ансамбль получил сразу несколько лауреатских наград: А. Пищиков - как лучший саксофонист фестиваля, А. Кролл - как лучший пианист, а в целом квартет - как лучший джаз-ансамбль. Выступление квартета на Первом Международном джазовом фестивале Таллин-67 было показано по ЦТ и в дальнейшем записано на грампластинку. Оркестр А. Кролла Тульской филармонии называли джазовым университетом, в который мечтали попасть музыканты и певцы всей страны, а многие из них окончили его на "отлично".

В 1971 году А. Кролл был приглашен в Москву в "Росконцерт", где возглавил созданный им большой эстрадный оркестр "Современник". В нем не только продолжились традиции тульского оркестра, но и появились свои. Оркестр становится одним из самых значимых и популярных эстрадных коллективов СССР. Много гастролирует по стране и за рубежом: четырежды в Болгарии, Польше, дважды в Чехословакии, Германии, Франции, Индии и т.д.

Оркестр "Современник" неоднократно становился музыкальной платформой для больших международных концертных программ: "Мелодии друзей", Фестиваль искусств и Индии, Фестиваль советской песни в Зеленой Гуре, Джазового фестиваля в Праге. Оркестром записано множество грампластинок инструментальной и вокальной музыки с отечественными и зарубежными исполнителями. В оркестре проходило становление таких исполнителей, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Леонид Серебренников и более 5 лет формировалась творческая биография одной из одареннейших и ярчайших исполнительниц популярной песни и джаза Ларисы Долиной. А. Кролл был художественным организатором первого приезда в СССР бывшего своего музыканта, проживающего в США, популярного автора и исполнителя Вилли Токарева.

Становится традиционным участие биг-бэнда А. Кролла в Московских джазовых фестивалях. В целом оркестр "Современник" (впоследствии Московский концертный оркестр) проработал в "Росконцерте" около 20 лет. В 1991 году А.Кролл переходит на работу в театр "Темп" Союза театральных деятелей России в качестве художественного руководителя музыкальных программ и фестивалей, создав также инструментальную группу солистов. Под его музыкальным руководством и при участии инструментального ансамбля в 1992 году был успешно проведен конкурс актерской песни им. А. Миронова. Финалом работы А. Кролла в театре явилась его гастрольная поездка с коллективом в США, где он представил публике талантливую исполнительницу Светлану Портнянскую, которая в дальнейшем продолжила свою самостоятельную профессиональную карьеру в этой стране.

Революционным поворотом в жизни дирижера и композитора А. Кролла явилось создание в конце 1992 года под покровительством Международного коммерческого союза Большого джаз-оркестра "МКС Биг-Бэнд", в который вошли лучшие джазовые музыканты и солисты Москвы.

Оркестр буквально сразу же завоевал передовые позиции в российском джазе, сенсационно выступив на Международном джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария) в 1994 году и получив Сертификат за выдающееся выступление на фестивале, провел блистательные гастрольные поездки во Францию (1994), выступив помимо концертов на ведущем телеканале Франции ТФ-I, а также в Швейцарии (1996) - в культурной программе всемирного экономического форума в Давосе.

С большим успехом прошли выступления на международных джазовых фестивалях в Москве (1994-1998), "Блэк Си" в Сочи (1994), в Минске (1995), Оренбурге (1995), Сибири (1996), Казани (1996), Самаре (1997). Постоянными становятся выступления "МКС Биг Бэнда" А. Кролла на телевидении, радио, записывается 4 лазерных компакт-диска. Оркестр подготовил и показал множество тематических концертных программ, посвященных великим мастерам мирового джаза.

По мнению специалистов и музыкальной общественности, "МКС Биг-Бэнд" А. Кролла - один из самых ярких и высокопрофессиональных музыкальных коллективов в российском джазе за всю историю этого жанра.

Параллельно с дирижерской работой в 80-е годы началась и успешно продолжается до сих пор кинобиография композитора А. Кролла. Большинство его музыки в кино написано к фильмам виднейшего кинорежиссера К. Шахназарова (1982 - "Мы из джаза", 1984 - "Зимний вечер в Гаграх", 1994 - "Сны", 1995 - "Американская дочь", 1997 - "День полнолуния"). Фильмы "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх" признавались лучшими музыкальными фильмами года. В числе других работ в кино - музыка к кинофильму "Простодушный" (реж. Евг. Гинзбург, 1992), "Барханов и его телохранитель" (1996) и "Артист и мастер изображения" (реж. В. Лонской). Во всех работах А. Кролла в кинематографе обязательно участвует и его оркестр, записывая музыку, а зачастую и снимаясь в них.

А. Кролл является членом Союзов композиторов (1989) и кинематографистов России (1997), заместителем председателя Комиссии джазовой музыки Московского Союза композиторов, членом правления ЦДРИ.

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.03.1989)
  • Народный артист России (26.01.1998)