Хасаншин Азамат Данилович
А. Д. Хасаншин в 1990 г. окончил Уфимское училище искусств по специальности «теория музыки». В 1995 г. Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу композиции профессора, народного артиста России А. С. Лемана, с 1995 по 1997 г. обучался в ассистентуре-стажировке (класс профессора А.С.Лемана). В 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию (научные руководители: доктор искусствоведения, профессор В.В. Задерацкий и доктор философских наук, профессор С.Х. Раппопорт).
С 1999 года преподает композицию в Уфимском училище искусств. С 2000 года работает в Уфимском государственном институте искусств имени З. Исмагилова. В 2005 году становится художественным руководителем и дирижером эстрадного оркестра УГИИ, а с 2006-2013 г. возглавляет кафедру эстрадно-джазового исполнительства и звукорежиссуры.
Творчество композитора содержит сочинения разных жанров – от фортепианных пьес и романсов до инструментальных концертов, симфоний и комической оперы. Произведениям А. Хасаншина характерны: жанровая разноплановость, широта тематики, образного спектра и ярко выраженное интеллектуально-конструктивное начало, которое соединяется с активным переосмыслением фольклорных истоков, что в целом характерно для композиторского творчества второй половины ХХ–XXI веков.
Композитор активно занимается научной деятельностью. В журналах «Музыкальная академия», «Ядкар» и других публикуются его музыковедческие статьи, посвященные проблемам стиля и феноменологии музыки. А. Хасаншин автор научно-этнографического сборника «Хранительницы народных традиций» (о создательницах современных баитов).
С 1995 года А. Д. Хасаншин - Член Союза композиторов России.
- Обладатель звания «Учитель года» Республики Башкортостан (2004)
- Стипендиат Президента Республики Башкортостан (1993–1995) и Московского Союза композиторов (1995–1997)
А.Д. Хасаншин является лауреатом республиканских композиторских конкурсов, посвящённых 250-летию Салавата Юлаева (2003–2004; в 2 двух номинациях)
Произведения для симфонического оркестра:
- Симфония (1995);
- «Симфония элегий» для большого симфонического оркестра (1998);
- Симфония для оркестра с солирующей скрипкой (2000);
- Концерт для симфонического оркестра №1 (2002);
- Сюита для симфонического оркестра в 3-х частях (2005);
- Концерт для курая и оркестра башкирских народных инструментов в 3-х частях (2002);
- 4 фантазии для оркестрабашкирских народных инструментов 4-х частях (2005);
- Симфония дляоркестра башкирских народных инструментов 4-х частях (2007);
- Концерт для симфонического оркестра № 2 (2007),
- Концерт для саксофона и симфонического оркестра (2009) и др.
Камерно-инструментальные произведения:
- Трио для флейты, кларнета и фагота (1990);
- «Концерт-баит» для флейты, ударных и фортепиано (1992);
- Трио для валторны, виолончели и фортепиано (1997);
- Камерная симфония для флейты, гобоя, альта, виолончели и фортепиано (2000);
- Концерт для органа sоlо (2000);
- Квинтет для кларнета и струнного квартета в 4-х частях (2001);
- 1-й струнный квартет в 4-х частях(2000);
- 2-й струнный квартет в 2-х частях(2002);
- 3-й струнный квартет в 3-х частях(2006);
- 4-й струнный квартет в 3-х частях(2008),
- а также сонаты, пьесы для различных инструментов.
Камерно-вокальные произведения:
- Поэма «Аятолькорси» (Сура из Корана) для голоса и фортепиано (1991);
- «5 стихотворений ИсикаваТакубоку» для голоса, флейты и фортепиано (1992);
- Музыка к драматическим спектаклям:
- «Полёт Марса» С. Алибаева (Башкирский государственный театр кукол, 1993);
- «Межа» М. Абузарова (Стерлитамакский драматический театр, 1996).
Комическая опера:
- «Жених из Парижа» (в соавторстве с Д. Хасаншиным) – в 2-х действиях, либретто Р. Ханнанова по пьесе Л. Валеева (1992).
Изданные сочинения:
- Фортепианные произведения композиторов Республики Башкортостан / сост. и испол. редакция Р.Р. Шайхутдинова. – Уфа, 2007. –Вып. 2.
Научные статьи:
- Актуальные проблемы национального стиля //Ядкар.− Уфа, 1999. − №2;
- Вопрос стиля в музыке: суж¬дение, феномен, ноумен //Музыкальная академия, 2005. − № 4;
- Реконструкция феномена национального стиля в музыке. К поня¬тиям «характер», «идея» //Ядкар. − Уфа, 2001.− № 1;
- Феноменология искусства и перспективы трансцендентальной эстетики //Искусство как феномен культуры. − Уфа, 2001;
- Познавательная конструкция стиля в музыке от стилевого образа к метатеме стиля //Музыкальное содержание: наука и педагогика. − Уфа, 2005 и др.
- Сборник статей: Хранительницы народных традиций (о создательницах современных баитов). – Рукопись. – Уфа, 1997.
Литература:
Ахметжанова Н. Азамат Хасаншин //Композиторы и этномузыкологи Республики Башкортостан. Избр. ст. – Уфа, 2009; Еловская Н.А. Азамат Хасаншин // Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества. − Уфа, 2002.