Исмагилова Лейла Загировна
Л. Исмагилова родилась в семье выдающегося башкирского композитора Загира Исмагилова. Музыкальное образование получила в Средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории по классу фортепиано и композиции профессора А. С. Лемана, затем – в Московской государственной консерватории и Государственном Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных под руководством профессоров А.С. Лемана, В.Г. Фере, Г.Л. Литинского.
С 2013 года - председатель СК РБ, Лейла Загировна, осуществила ряд масштабных международных и всероссийских музыкальных проектов. При поддержке Правительства и Министерства культуры Башкортостана проведены: Международный фестиваль музыки композиторов Европы, Азии, Америки, посвященный ШОС и БРИКС (2015), Первый Международный фестиваль современной музыки (2016), Второй Международный фестиваль современной музыки (2018), Всероссийский фестиваль молодых композиторов с международным участием (2017), Фестиваль республик Поволжья и Урала (2014), Фестиваль посвященный 75-летию образования Союза композиторов Республики Башкортостан (2015) и ряд творческих мероприятий, концертов композиторов - членов Союза композиторов республики Башкортостан.
С 1972 - 1973 года преподаёт в Уфимском государственном институте искусств им. З. Исмагилова. С 1979 года по 1998 и с 2002 по настоящее время возглавляет кафедру композиции. В 1990–1991 проректор по научной работе Уфимского государственного института искусств имени З Исмагилова. Среди ее учеников лауреаты международных, всероссийских, региональных конкурсов. Совместно с Министерством культуры РБ (2007, 2011, 2017гг) являлась организатором и художественным руководителем Международного конкурса музыкантов-исполнителей им. Загира Исмагилова.
Л.З.Исмагилова составитель и редактор монографии «Загир Исмагилов. Жизнь и творчество» (Уфа, Китап, 2002). Составитель и редактор десяти томов собрания сочинений Загира Исмагилова (Уфа, Китап)
Неоднократно награждалась Почетными грамотами и Благодарностями Министерства культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан, Башкирского филиала фонда культуры в рамках Республиканской благотворительной программы «Новые имена», Администрации г. Уфы и Уфимского городского Совета и др.
Главным истоком музыки Л. Исмагиловой явилась богатая национальная культура Башкирии. Она – автор многочисленных симфонических, вокально-хоровых, камерно-инструментальных произведений, концертных пьес и т.д. В них обнаруживаются неофольклорные стилистические тенденции, органичный синтез национальных и общеевропейских элементов и современных техник композиции. Эти характерные черты творчества ярко проявляются в симфоническом цикле «Земля отцов», Фортепианном и Скрипичном концертах, «Такташ-симфонии», Камерной симфонии, Квартете, Октете, фортепианной Сонате и других сочинениях. Среди вокально-хоровых опусов выделяется оратория «Немеркнущий стих» на рубаи О. Хайяма. Она - автор двух балетов, внесших неоценимый вклад в развитие хореографического искусства Башкортостана – «Ходжа Насретдин» (1998) и «Аркаим» (2005). Эти сочинения с большим успехом демонстрировались в Испании, Турции, Южной Корее.
Сочинения Лейлы Загировны неоднократно звучали в странах Западной Европы, Азии, Африки: Англии, Германии, Болгарии, Венгрии, Испании, Румынии, Чехословакии, Финляндии, Турции, Южной Корее, Синегал, Кении, Танзании; странах ближнего зарубежья – Азербайджане, Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Казахстане, во многих городах РФ (Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Поволжья, Урала, Сибири и т.д.)
Член Союза композиторов СССР и России с 1973 г,
Председатель Правления СК РБ (с 2013 г.)
Член Совета СК РФ
Заслуженный деятель искусств РФ (1998) и РБ (1984)
Народная артистка РБ (2012)
Лауреат премии СК РФ имени Д. Шостаковича (1978)
Председатель СК РБ (с 2013)
Профессор (2007)
Балеты:
- «Ходжа Насретдин» – в 3-х актах, либретто В. Щербакова (1-я ред. 1987–1991), либретто А. Меланьина (2-я ред. 1996–1998), премьера – 1998, на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, балетмейстер – А. Меланьин;
- «Аркаим» – в 2-х актах, либретто Я. Седова (2003–2005), премьера – 2005, на сцене БГТОиБ, балетмейстер – А. Петров; балет «Роза Альгамбры», либретто Е. Голуб (2011).
Для симфонического оркестра:
- Концерт для фортепиано с оркестром (1968);
- Симфонический цикл «Земля отцов» (1972);
- Концерт для скрипки с оркестром (1982);
- «Симфонические сцены» (1983);
- Две сюиты из балета «Ходжа Насретдин» (1986, 1990);
- «Такташ-симфония» для сопрано и симфонического оркестра (1987);
- Две сюиты из балета «Аркаим» (2006, 2009);
- Поэма для баса и симфонического оркестра (1989);
- Поэма для трубы с оркестром (2008), две сюиты из балета «Роза Альгамбры» (2013, 2015);
- Композиция для виолончели и симфонического оркестра (2017).
Вокально-инструментальные произведения:
- Оратория «Немеркнущий стих» на стихи О. Хайяма (1980).
Камерно-инструментальные произведения:
- Струнный квартет (1973);
- Соната для фортепиано (1975);
- Октет для флейты, гобоя, двух скрипок, альта, виолончели, фортепиано и литавр (1978);
- Камерная симфония (1998);
- Фуга для ансамбля деревянных духовых инструментов (2007);
- Две композиции для струнного оркестра(2014,2016).
Камерно-вокальные произведения:
- Романсы для голоса и фортепиано на стихи Н. Наджми (1970).
Музыка к театральным постановкам:
- «Недалеко от острова Хаэнго» – постановка Башкирского театра кукол (1991).
Изданные произведения:
- Пассакалья и фуга для фортепиано. – М., 1884;
- Октет для флейты, гобоя, 2-х скрипок, альта, виолончели, фортепиано, литавр. – М., 1985;
- Концерт для скрипки с оркестром (клавир). – М., 1991;
- Фортепианные сочинения (Вариации, Пассакалья и фуга, Две концертные пьесы, Соната, Концерт). – Уфа, 2007.
Литература:
Бялик М. «Ходжа» объявился в Уфе // Известия. – 1998. – 14 мая; Давыдова Э. По родной земле // Ватандаш. – 2004. – № 9. Еловская Н. Современные тенденции в башкирской симфонической музыке //Вопросы искусствоведения. – Уфа, 1988. – Вып. 4; Еловская Н. Яркая страница башкирской музыки (Концерт для скрипки с оркестром Л. Исмагиловой) //Музыка России. – М., 1988. – Вып. 7; Жиленко Н. Балеты Л. Исмагиловой // Гран-па башкирского балета. – Уфа, 2007; Исмагилова Л.З. // Башкирская профессиональная музыка: Справочное издание / сост. А.С. Рашитова, Г.Я. Байбурина. – Уфа, 1994; Латыпова Л. Новые приключения Ходжи Насретдина на башкирской сцене // Рампа. – 1998. – № 6; Лейла Исмагилова // Композиторы и музыковеды Советской Башкирии. – Уфа, 1987; Платонова С.М.Как «русская пианистка» Лейла Исмагилова покорила Испанию и вновь взяла в плен столицу Башкортостана // Вечерняя Уфа. – 2011. 17 ноября; Платонова С.М.Это магическое слово «Аркаим» // Вечерняя Уфа. – 2006. – 3 сентября;Максов А. Насретдина видели в Уфе // Балет. – 1998. – Июль-август; Некрасова Г. Интонация поиска (Творческий портрет башкирского композитора Л. Исмагиловой) //Советская музыка. – 1979. – № 5; Некрасова Г. Современное преломление традиций (Октет Л. Исмагиловой) // Музыка России. – М., – 1982. – Вып. 4; Половянюк И. «Аркаим» – на пересечении прошлого с будущим // Ватандаш. – 2005. – № 10; Половянюк И. Балет Л. Исмагиловой «Аркаим» // Муз.академия. – 2006. – № 4; Русанова Т. О некоторых стилевых и исполнительских проблемах фортепианного творчества Л. Исмагиловой // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. – М., – 1984. – Вып. 6; Скурко Е. Башкирская академическая музыка: традиции и современность. – Уфа, 2005; Скурко Е. В неустанном творческом поиске // Муз.жизнь. – 1982. – № 5; Скурко Е. Лейла Исмагилова // Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества. – Уфа, 2002; Скурко Е. Аннотация к пластинке: Л. Исмагилова. Фортепианная соната. Октет. – М.: Мелодия, 1985. – С/О 21907004; а также многочисленные публикации в республиканской периодической печати (газеты «Вечерняя Уфа», «Советская Башкирия», «Республика Башкортостан» и др.).