Задерацкий Всеволод Всеволодович
Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, главный редактор журнала "PianoФорум", координатор творческих программ Российского музыкального союза
Музыковед, музыкально-общественный деятель, лауреат Государственной премии России, заместитель председателя Союза композиторов России, художественный руководитель Академии музыки «Новое передвижничество».
Родился в семье композитора и пианиста Всеволода Петровича Задерацкого (1891–1953). Занимался музыкой с отцом, затем поступил во Львовскую консерваторию, где обучался у А. Н. Котляревского, А. М. Солтиса и Т. С. Маерского. Последний, будучи учеником Э. Кшенека и И. Коффлера, оказал большое влияние на формирование представлений В. Задерацкого об искусстве ХХ века. Окончил историко-теоретический (1958) и фортепианный (1959) факультеты. В 1963–1965 совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории (науч. рук. В. В. Протопопов). В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Полифония в инструментальных произведениях Д. Д. Шостаковича».
В 1958–61 годах преподавал во Львовской консерватории и ССМШ при консерватории, в 1961–63 и 1965–67 — в Новосибирской консерватории, в 1967–80 — на кафедре теории музыки Киевской консерватории (с 1971 доцент, в 1968–77 проректор по научной работе). С 1980 преподаёт в Московской консерватории: сначала на кафедре теории музыки, в 1981–1988 декан теоретико-композиторского факультета, с 1990 — на композиторском отделении (с 1997 композиторский факультет). Ведёт курсы полифонии, музыкальной формы, руководит дипломными работами и кандидатскими диссертациями. Среди многочисленных учеников В. В. Задерацкого — профессора, доктора искусствоведения и ведущие специалисты разных стран.
Автор учебного пособия по музыкальной форме в 2-х томах, ориентированного главным образом на подготовку композиторов и дающего новый взгляд на проблемы формы с учётом творческого опыта ХХ века.
Задерацкий видный музыкально-общественный деятель и просветитель. В 1980-е годы — главный художественный эксперт по организации крупнейших международных фестивалей, посвящённых творчеству Д. Д. Шостаковича (в 30 городах ФРГ), С. С. Прокофьева и современных отечественных композиторов (в 23 городах ФРГ), фестиваля «Музыкальная культура ФРГ» (в 16 городах СССР). Входил в число директоров проекта ЮНЕСКО «Музыка в жизни человечества — Всемирная история». Участвовал в многочисленных международных симпозиумах и конгрессах, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, городах Великобритании, Франции, ГДР, ФРГ, Мексике, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Японии.
В 1980–86 возглавлял Комиссию музыкознания и критики при СК СССР. В 1990-е годы, возрождая идею художественного передвижничества, учредил передвижные музыкальные академии «Новое передвижничество», объединявшие наиболее авторитетные коллективы, музыкальные театры, ансамбли, известных артистов, композиторов и педагогов Москвы и Санкт-Петербурга. С 1990 года — вице-председатель и секретарь СК РФ.
Государственная премия РФ
Почётная памятная медаль «Тихон Хренников — 100 лет со дня рождения»