Франтова Татьяна Владимировна
Родился 9 октября 1944 г.
В 1963 окончила Ростовское музыкальное училище по специальности теория музыки (преподаватели – А.А. Соколова, Г.М. Барсегян, Г.Х. Капанаков), в 1968 – МГК по специальности теория музыки (преподаватели – С.С. Григорьев, Н.С. Качалина, Т.Ф. Мюллер, Л.А. Мазель, Ю.А. Фортунатов, Н.С. Николаева, Т.Э. Цытович, И.В. Нестьев, А.И. Кандинский, Г.В. Крауклис, Ю.Н. Холопов, Вл.В. Протопопов, научный руководи-тель дипломного исследования – В.Н. Холопова). В течение 1981-1983 была соискателем на кафедре теории музыки МГК (научный руководитель В.Н. Холопова), кандидатская диссертация: «Полифония в русской советской музыке 60–70-х годов» (1987, МГК).
В 1968-1971 преподаватель теоретических дисциплин в Таганрогском музыкальном училище, одновременно по совместительству работала в РГМПИ. С 1970 работает на кафедре теории музыки и композиции, в 1986-1994 зав. кафедрой теории музыки и композиции. За годы работы вела различные дисциплины: чтение партитур, сольфеджио, анализ музыкальных произведений, гармонию, полифонию, техники композиции ХХ века. Основные сферы предметной педагогической специализации: преподавание полифонии музыковедам, композиторам, студентам исполнительских факультетов, руководство дипломными работами и диссертационными исследованиями у музыковедов. В классе по специальности подготовлены и защищены 34 дипломных работы и 5 кандидатских диссертаций (М. Фуксман – 2002, О. Кушнир – 2006, С. Козлыкина – 2007, С. Надлер – 2013, Г. Сычева – 2013). Студенты спецкласса неоднократно становились победителями Всесоюзных и Всероссийских конкурсов студенческих и аспирантских научных работ (Л. Андреева – 1984; С. Козлыкина – 2005 и 2007; О. Мутовина – 2005; Г. Сычева (Козева) – 2010 и 2011).
В период заведования кафедрой выступила с инициативой создания педагогами кафедры коллективных методических пособий, в том числе «Сборника заданий по музыкально-му диктанту (по материалам вступительных экзаменов по сольфеджио в Ростовский государственный музыкально-педагогический институт)»/Соавт.: Т. В. Франтова, Н М. Диденко, В.Г. Коваленко, В.Ф. Красноскулов, Т.Н. Юрасова. (Краснодар, 1991).
Разработала и провела экспериментальный комплексный курс для музыковедов «Музыкально-теоретические и музыкально-эстетические воззрения и системы» (1993), а также экспериментальный комплексный курс теоретических дисциплин на композиторском факультете (в сотрудничестве с А.М. Колотиенко и Т.Н. Шишковой, 1986-1988) и курс теории музыки для музыковедов (в сотрудничестве с В.Г Коваленко, Э.А. Стручалиной, Е.Г. Уринсоном, 1988-1991). Ряд методических работ написан в связи с задачами преподавания курса полифонии: «Полифония: Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов» / в соавторстве с А. В. Крыловой. (Ростов-н/Д., 2003); «Полифония / Техники композиции ХХ века. Программа-конспект для музыкальных вузов. Специальность 051200 – композиция». (Ростов-н/Д., 2006) и др.
В 2006 защитила докторскую диссертацию на тему: «Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века» (2005, М., РАМ им. Гнесиных).
Инициатор и организатор Всероссийской научной конференции «Отечественная куль-тура XX века и духовная музыка» (1990), международной и всероссийской конференции «Моцарт – Прокофьев» (1991); участница региональных семинаров по вопросам препода-вания музыкально-теоретических дисциплин для преподавателей музыкальных училищ Юга России (1989, 1991, 1992, 1993).
Выступала с докладами на Всероссийских и Международных научных и научно-практических конференциях: «Искусство, наука, техника: пути сопряжения» (Уфа, 1990), «Искусство на рубежах веков» (Ростов-на-Дону, 1998), «Старинная музыка сегодня» (Ро-стов-на-Дону, 2002), «Моцарт и моцартианство» (Ростов-на-Дону, 2006), «Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве» (Ростов-на-Дону, 2007), Междуна-родный научно-практический семинар по проблемам преподавания полифонии. (Санкт-Петербургская консерватория 2009, 2010, 2011, 2016), «Теория музыки в России: традиции и перспективы» (Москва, МГК, 2011), Всероссийская конференция, посвященная 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке (Москва, МГК, 2014), «Инновационное пространство музыкальной науки и практика»: к 25-летию кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов МГК и юбилею зав. кафедрой, проф. В.Н. Холоповой (Москва, МГК, 2016) и др.
Участвовала в составлении и редактировании научных сборников: «Отечественная культура ХХ века и духовная музыка» (Ростов-на-Дону, 1990); «Моцарт – Прокофьев» (Ростов-на-Дону, РГПИ, 1992); «Музыкальное искусство и религия» (РАМ им. Гнесиных, РГК. М., 1994); «Рахманинов в художественной культуре его времени» (Ростов-на-Дону, РГПИ, 1994).
Основная сфера научной и учебно-педагогической деятельности – теория и история полифонии, музыка ХХ века, музыка ростовских композиторов, музыка в контексте культуры ХХ века. Написано более 100 работ, из них около 80 опубликовано.
Доктор искусствоведения (2005),
Профессор (2005)
Член диссертационного совета РГК (1995)
Член Общества теории музыки (2011)
СОЧИНЕНИЯ
• О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х годов // ПМН. Вып.5. М., 1983;
• Диалог или дуэль? // Сов. Балет. 1989. № 4;
• Проблемы обновления и перестройки цикла теоретических дисциплин для музыковедов // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. Уфа, 1990;
• Хоральная обработка // Полифонические жанры и формы барокко: Лекции по курсу «Полифония» для студентов музыкальных вузов и училищ / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991;
• И вновь о подготовке музыковедов // Муз. академия. 1992. №1;
• Феномен «моцартовского» в современной музыкальной культуре // Моцарт – Прокофь-ев. Ростов-н/Д., 1993;
• Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60–70-х го-дов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. Вып. 132. М., 1994;
• Галина Гонтаренко // Композиторы Российской Федерации: Сб. ст. Вып. 5. М., 1995;
• Полифония ХХ века как рубеж эпох в истории музыкальной культуры // Искусство на рубежах веков. Ростов-н/Д., 1999;
• Полифония и сонорность // Музыкальная фактура: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып.246. М., 2001;
• Формы на cantus firmus в сочинениях А. Шнитке: от изобретения к преображению // Старинная музыка сегодня. Ростов-н/Д., 2004;
• Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века: Монография. Ростов-н/Д., 2004;
• Через монтаж – к новой полифонии в музыке // Музыка и время. 2005. №2;
• «Порядок из хаоса»: контрапункт в контексте интегративной техники композиции у Шнитке // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-н/Д., 2006;
• «Moz-Art» Шнитке: Жизнь и приключения классического идеала в эпоху постмодер-низма // Моцарт и моцартианство: 250-летию В. А. Моцарта посвящается. Сб. ст. М., 2007;
• Канон в музыке отечественных композиторов второй половины ХХ века. Ростов-н/Д., 2008; Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Сб. ст. / МК Рос-сии; РГК. М., 2010;
• О жанровых границах строгого стиля // Теория полифонии и методика ее преподавания / СПб. Гос. Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб, 2011;
• Об одном парадоксе соотношения науки и методики в музыкознании (на примере дис-циплины «полифония») // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №2;
• Музыка в пространстве современной культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 4;
• Изучение научного наследия композиторов как актуальная задача современного музы-кознания // Фундаментальные исследования. 2014. № 12;
• Феномен творческого союза на постсоветском пространстве: о многообразии видов и форм // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятель-ность. Сб. ст. Ростов-н/Д., 2015;
• Встречи с недавним далёким прошлым (рефлексии по поводу двух фрагментов из пи-сем А.Г. Шнитке к М.В. Ожиговой) // ЮРМА. 2016. №3 (24);
• Письма Альфреда Гарриевича Шнитке к Марии Владимировне Ожиговой. Воспомина-ния Марии Владимировны Ожиговой / Составление, редакция, комментарии и преди-словие Т. В. Франтовой;
• Запись и расшифровка Т.В. Франтовой и М.А. Фуксмана. – Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2017. и др.
ОТЗЫВЫ СМИ
Шевляков Е. О неотразимости музыкознания или К юбилею Т.В. Франтовой // Камертон. 1994. №10 (25);
Чигарева Е. «Суперполифония» Альфреда Шнитке // Музыкальная академия. 2008. №2;
Шабунова И., Т.В. Франтова. Импровизация и контрапункт // Ростовская консерватория в лицах. Очерки. Вып. 1. Ростов-н/Д., 2012.