Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Файн Григорий Анисимович

Файн Григорий Анисимович

Файн Григорий Анисимович

Композитор
Самарская организация Союза композиторов России

Родился в Горьком 22 июля 1949 года в семье любителей музыки.

Отец Файн А.Г. самоучка играл на рояле и аккордеоне. Мать пела романсы и песни тех лет. Оба прекрасно танцевали. С 6 лет учился в музыкальной школе No 8 в классе А.Л. Лазерсон, затем в Горьковском музыкальном училище.

В 1967 году стал лауреатом первой премии 4 конкурса им. Д.Б. Кабалевского (1967) в Куйбышеве, ученик Валерия Островского, Теодора Гутмана и Марии Гринберг, после окончания института им. Гнесиных посвятил себя изучению искусства джазовой импровизации, джазовой композиции и аранжировке. Выступая в многочисленных концертах, на фестивалях и в джазовых клубах, в том числе и зарубежных, создал свой собственный музыкальный язык, основанный на глубоком свинге, блюзовых интонациях и виртуозном стиле исполнения. Старался взять лучшее у своих предшественников и кумиров, среди которых пианисты, Фэтс Уоллер, Тедди Уильсон, Арт Тейтум, Нэт , Кол, Дюк Эллингтон, Рей Чарльз, Эрл Гарнер, Билл Эванс и Оскар Питерсон.

Композиторский метод творчества Оскара Питерсона, когда запись музыки делалась не на нотной бумаге, а сразу на пластинку или пленку, стала для меня благотворным примером.

Не оставляя в стороне и запись на нотной бумаге, я стал в большой степени пользоваться методом Оскара Питерсона и других джазовых музыкантов. В результате часть моих инструментальных пьес и песен были сначала записаны на пленку или цифру и только потом оформлены в нотной записи.

Далее сохраняя все лучшее из творчества других композиторов, я продолжал развивать фортепианную джазовую традицию в ее главном варианте Мэйнстрим (Mainstream). Старался, чтобы в исполнении (импровизации) чувствовалась форма композиции, ощущался нерв пульсирующего ритма.

В годы обучения в училище и институте только из музыки И.С. Баха я исполнил все шесть французских сюит для клавира, 15 трехголосных инвенций, итальянский концерт, чакону, несколько партит, концертов и Гольдберг-вариации.

Такой «багаж» позволил мне «замахнуться» на репертуар самого Оскара Питерсона и сегодня я играю три программы из репертуара Оскара Питерсона, в которых есть и обработки известных мелодий и его собственные оригинальные композиции.

Как завершающая точка этого длинного пути в изучении творчества и стиля игры Оскара Питерсона в 2010 году в Лондоне мной, с участием барабанщика трио Оскара Питерсона Мартина Дрю, был записан двойной аудио альбом, включающий на одном диске композиции Оскара Питерсона, а на другом хиты его репертуара.

Двойной аудио альбом Fine plays Peterson («Файн играет Питерсона»), где репертуар Оскара Питерсона был исполнен не самим Питерсоном, является первым в истории фортепианного джаза.

Начало моей композиторской деятельности связано с началом работы в Куйбышевской филармонии в 1974 году, куда я приехал с семьей для работы по распределению. Это были разножанровые песни и пьесы для малого состава. В годы службы в Советской армии, я написал сборник 25 аранжировок для малого состава. И несколько песен для армейского ансамбля, включая пьесы для духового военного оркестра 128 мотопехотной дивизии. В куйбышевской филармонии, будучи руководителем женского вокального ансамбля «Волжаночки»,написал 15 джазовых вокальных аранжировок и несколько пьес для джазового трио, среди которых босса-нова «Весенний ветер», ставшая в последствии призовым номером на Куйбышевском джазовом фестивале «Весна» 1976 в исполнении моего трио. Большая серия песен и пьес была написана для программ ВИА «Дивоцвет», создателем и руководителем которого я был с 1980 по 1982 год. С 1983 года, работая со своим джазовым трио по России, написал серию пьес для трио, которые впоследствии были записаны на нескольких компакт-дисках в России, Англии и Канаде. В начале 90-х написал и исполнил программу для джазового трио и симфонического оркестра под названием «Мелодии Голливуда», куда вошли хиты джаза в моих аранжировках и собственные пьесы. Сейчас эта программа включает около 40 пьес. В это же время были написаны пьесы и аранжировки для биг-бэнда. Обе программы одновременно были исполнены в Куйбышевской филармонии в одном концерте «Три часа в море джаза» 15 марта 2001 года был принят в СК России в Самарском отделении. Мной были представлены партитуры для джаз оркестра, симфоджаза, песни в разных стилях, пьесы для фортепиано, джазового трио и комбо.

В 2000 году в Лондоне был записан компакт-диск “Fine plays Fine”, на котором были записаны 10 пьес для джазового квартета.

В 2003 году мной и моим трио был записан компакт-диск «Я вернусь», куда вошли 13 песен. Из них три на английском языке.

В 1992 году в Монреале (Канада, Онтарио) был записан компакт-диск «Дорога на Миссиссаугу», куда вошли пять пьес для джазового трио.

В 1998 года в Лондоне был записан компакт-диск «Счастливый блюзовый день» (“Happy Bluesday”).

2003 – год рождения моей «Азбуки джаза» для детей взрослых в ММДМ ( Московский международный Дом музыки). Для этой программы за 14 лет ее существования были написаны десятки пьес и аранжировок.

С 2004 года в ММДМ начинаются показы моих музыкальных сказок-импровизаций, для которых я написал либретто, музыку и тексты песен. Я также сам исполняю в сказках роль сказочника, пою все мужские партии и играю на рояле. Аранжировки для малого состава и симфонического оркестра принадлежат также мне. В среднем в каждой сказке от 16 до 18 вокальных и инструментальных номеров.


  • Лауреат 1 премии на конкурсе Молодых пианистов Поволжья имени Д.Б. Кабалевского. Куйбышев, 1967 г.
  • Приз за лучшее исполнение конкурсного произведения «Речитатив и рондо» Д.Б. Кабалевского на 4 конкурсе Молодых пианистов Поволжья имени Д.Б. Кабалевского. Куйбышев 1967 г.
  • Диплом лучшего пианиста на Джазовом фестивале «Весна 1976».
  • Участник Монреальского Международного джазового фестиваля в 1979 году.
  • Лауреат Cамарской областной премии в области культуры и искусства за музыкальную сказку-импровизацию «Красная шапочка в стиле блюз» 2008.
  • За джазовую кантату «Послушай, и ты увидишь», 2016 г.
  • «Весенний ветер» пьес для джазового трио. Куйбышев, 1976 г.
  • «Песня о Куйбышеве» на сл. Г. Файна
  • «Осень» на сл. В. Бурыгина
  • «Родимый край» на сл. В. Алферова
  • «Песня о юности». Куйбышев, 1976 г.

Песни для ВИА 1980–1982

  • «В беду не верим» на сл. Валерия Клугмана
  • «Листья обрываются» на сл. Валерия Клугмана
  • «Пришла пора» на сл. Д. Усманова
  • «Верь в удачу»
  • «В парке большом»
  • «Сочи» на сл. В. Орлова
  • «Теплый дождик» сл. Г. Файна
  • «Родная волжская земля» сл. Г. Файна
  • «Десять лет» сл. Г. Файна
  • «Вариации для Джесси» для фортепиано, 1996 г.
  • «Рондо» для фортепиано, 1996 г.

Искусство джазовой импровизации. Учебное пособие с приложениями.

(Проект «Джаз и юные музыканты», Самара, 1999 г.)

Пьесы для джазового оркестра. Самара, 1992 г.

  • «Играй, мой малыш» партитура
  • «Блюз для Феликса» партитура
  • «Грустная самба» партитура
  • «Черная пятерка» партитура
  • Вокальный цикл «Я вернусь», музыка и слова Г. Файна. Клавир ISMN 979-0-9003259-1-4
  • «Я приду к тебе»
  • «Я вернусь»
  • «Ты – моя мечта»
  • «Старый ковбой»
  • «Ожидание любви»
  • «Танцуем Джайв»
  • «Одинокая девушка»
  • «Карнавал»
  • «Прощай, Рэй»
  • «Твоя улыбка»
  • «Тишина»
  • «Мир для двоих»
  • «Джазовые друзья»

Соната-импровизация для ф-но до минор в 4 частях, 2003. ISMN 979-0-9003259-0-7

Соната-импровизация для ф-но фа минор в 3 частях

Концерт-импровизация для ф-но с оркестром ре минор в 3 частях

Песни 2003 г.

  • «Корабли» сл. Г Файна
  • «Под стук колес» сл. Г.Файна
  • «Далеко» сл. Г. Файна

Гимны

  • «Гимн городу Самара»
  • «Гимн Инфотранс»
  • «Гимн Самаратрансгаз»

Музыкальные сказки-импровизации (либретто, музыка, тексты песен, аранжировка для симфонического оркестра и для джазового ансамбля)

  • «Красная шапочка в стиле блюз», 2004 г. партитура
  • «Хорошо живется кошке», 2009 г. партитура
  • «Золушка спешит на бал», 2013 г. партитура
  • «Гадкий утенок стремится в полет», 2016 г. партитура
  • «Снежная королева танцует самбу», 2017 г. партитура
  • « Кот в сапогах выручает друзей», 2017 г. партитура

Джазовый альбом для фортепиано. 2003 г. Издательство ООО «Офорт» г. Самара, 2011

  • Сказочный город
  • Поездка в деревню
  • Приятный разговор
  • Восточный базар
  • Старая песня
  • Би Боп Буги
  • Грустная мама
  • Тревожная ночь
  • Детские грезы
  • Давай потанцуем
  • Блюз марш
  • Интермеццо

Пьесы для детей для ф-но

  • Арлекино
  • Вальс «Расставание»
  • «Как в последний раз», композиция для джазового трио

Пьесы для фортепиано (или джазового трио)

  • Вальс для Натали
  • Вальс для Марины
  • Одинокая девушка (есть вариант для двух ф-но)
  • Ты – моя мечта
  • Тишина
  • Элегия
  • Сегодня и всегда
  • Берег моей мечты
  • Когда я встретил тебя
  • В настроении Диззи
  • Снова вместе
  • Ты в моей душе
  • Восточная мелодия
  • Салют Оскару Питерсону!
  • Грустная самба
  • Музыкальная шкатулка
  • Вальс для тебя
  • Счастливый блюзовый день
  • Танго на бис (есть вариант для двух ф-но)
  • Я вернусь (есть вариант для двух ф-но)

Пьесы и песни для голоса и симфонического оркестра

I lost you (Я потерял тебя) партитура

Скерцо, для струнного оркестра партитура и голоса

Музыкальная шкатулка для струнного оркестра партитура и голоса

Рождественская песня сл. Григория Файна

Мой сон на сл Г .Файна партитура и голоса

Джазовая кантата для сопрано, хора, джазового трио и симфонического оркестра. Либретто Г. Файна

1. Сказочный город

2. Здравствуй, Светило!

3. Колыбельная

4. Элегия

5. Детские грезы

6. Музыкальная шкатулка

7. Старая песня.

8. Время ночи

9. Когда умирает любовь

10. Интермеццо

11. Гимн хорошему человеку.

12. Скерцо

13. Школа-наш дом

Фантазия на темы из «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна для ф-но и симфонического оркестра 2007 г.