Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Яськевич Ирина Георгиевна

Яськевич Ирина Георгиевна

Яськевич Ирина Георгиевна

Музыковед
Сибирская организация Союза композиторов России

Родилась 7 апреля 1959 года в Красноярске в семье военнослужащего. В 1966 году с семьей переехала в Новосибирск.

В 1976 году окончила среднюю школу № 168 в Новосибирске. В 1980 году окончила Новосибирское государственное музыкальное училище (теоретическое отделение) с отличием. В 1985 году окончила Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки (теоретико-композиторский факультет, специальность – музыковедение) с отличием.

В 1983 г. была принята на работу в Новосибирский областной комитет по телевидению и радиовещанию в качестве редактора музыкальной редакции телевидения. В 1987-88 годах работала музыковедом-консультантом Сибирского Союза композиторов.

С 1988 по 2004 годы работала специалистом, затем – главным специалистом в Новосибирской организации Союза театральных деятелей России. Принимала участие в организации и проведении крупных творческих мероприятий, таких как ежегодный фестиваль-премия НО СТД РФ «Парадиз» по итогам сезона в новосибирских театрах, ежегодные конкурсы молодых вокалистов, камерных работ музыкантов театральных оркестров и многих других. В 90-х годах сотрудничала с Новосибирским государственным педагогическим университетом, где вела курс «Мировая художественная культура», раздел «Музыкальное искусство». В 2002-2004 гг. сотрудничала с Новосибирской государственной филармонией, выступала в качестве ведущей концертов коллектива «Новосибирская камерата».

В 2004 году пришла работать в Новосибирский государственный театральный институт, незадолго до этого созданный на базе театрального училища. В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Новая российская опера в контексте постмодернизма» в Новосибирской государственной консерватории (академии) им. Глинки. В настоящий момент - проректор по научной и творческой работе, ученый секретарем, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки. Читает лекции по курсам: «История музыки», «История искусства музыкального театра», «Режиссерский оперный театр».

В 2011 году опубликовала монографию «Новая российская опера в контексте постмодернизма», посвященную, в основном, оперному творчеству А. Шнитке, Р. Щедрина и Л. Десятникова, а также учебное пособие «История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы». Пособию был присвоен гриф «Рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений».

С 1979 г. Яськевич И.Г. музыкальной критикой, в основном – критикой в области музыкального театра. Является автором около 150 критических работ, опубликованных в периодической печати, в том числе в журналах «Музыкальная академия», «Большой. Журнал Большого театра», «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Балет», «Музыкальный журнал», «Новосибирский ОКОЛОтеатральный журнал», газетах «Культура», «Линия» и др.

С 2008 по 2011 гг. руководила «Лабораторий критики музыкального театра» при Новосибирской организации Союза театральных деятелей РФ. Неоднократно выступала с публичными популярными лекциями по проблематики музыкального театра.

Член Союза театральных деятелей РФ.

  • Кандидат искусствоведения, доцент
  • Почетные грамоты Губернатора Новосибирской области, Департамента культуры Новосибирской области, Союза театральных деятелей РФ.

В качестве критика и гостя принимала участие в I Международном фестивале оперного и балетного искусства в Минске, во Всероссийском фестивале одноактных балетов в Перми, в конкурсе молодых артистов балета в г. Толбухин (Болгария), в Международном фестивале «Дягилевские сезоны: Пермь-Париж-Петербург»; в качестве члена жюри в региональных фестивалях «Театральная весна» (Красноярск), «Браво! (Екатеринбург), «Парадиз» (Новосибирск) и мн. др. В 2006 и 2008 гг. работала в качестве члена музыкального жюри национального театрального фестиваля-премии «Золотая маска».

Отдельные конференции:

• Всероссийская научно-практическая конференция «Культурология в социальном измерении» (КемГУКИ, Кемерово, февраль 2007);

• Всероссийская научная конференция «Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление» (НГК им. Глинки, Новосибирск, февраль 2008);

• Всероссийская научно-практическая конференция: «Современная драматургия (конец ХХ – начало XXI в.) в контексте театральных традиций и новаций» (НГТИ, Новосибирск, октябрь, 2011);

• Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальная критика и журналистика сегодня: проблемы и перспективы» (НГК им. Глинки, Новосибирск, апрель, 2013);

• Международный симпозиум «Театр и музыка в современном обществе» (КГАМиТ, Красноярск, апрель, 2013);

• Международная конференция «Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: пространство диалога» (НГУ, Новосибирск, май, 2014);

• Международная научная конференция «Музыка. Театр. Кино», посвященная году кино в России (Новосибирск, НГК им. Глинки, ноябрь, 2016).

1. Новая российская опера в контексте постмодернизма (автореферат дисс… канд. искусствоведения)

2. Музыкальные спектакли учебного театра Новосибирского государственного театрального института (статья)

3. Рубеж тысячелетий: тенденции «режиссерского» театра в новосибирской опере (статья)

4. «Жизнь с идиотом» А. Шнитке на новосибирской сцене (к проблеме постановки современной оперы) (статья)

5. Постмодернистские тенденции в современной отечественной опере (на примере сочинений А. Шнитке, Р. Щедрина, Л. Десятникова) (статья)

6 «Дети Розенталя» В. Сорокина – Л. Десятникова: реализация постмодернистского проекта в опере (статья)

7. «Лолита»: роман В. Набокова и опера Р. Щедрина (к проблеме интерпретации литературного произведения в оперной партитуре) (статья)

8. Либретто современной российской оперы и литература постмодерна (тезисы)

9. «Музыкальные моменты» Антона Чехова (статья)

10. Новая российская опера в контексте постмодернизма (монография)

11. «Новое либретто»: особенности отечественной постмодернистской оперы (статья)

12. Оперная критика: расширение творческих горизонтов (статья)

13. Режиссерский оперный театр как явление постмодерна (статья)

14. Современный оперный театр: из реализма – в постмодернизм (статья)

15. Русская литература в музыкальном театре: гоголевские сюжеты в современной опере (на примере оперы-фантазии А. Кротова «Дня не было, числа тоже…») (статья)

16. Музыкальный театр Андрея Кротова (статья)

17. Записки сумасшедших в современной российской опере. Либреттологический аспект.

Учебно-методические работы

18. Краткий курс лекций по истории музыки (учебное пособие).

19. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы (учебное пособие).

20. История музыки для студентов театральных вузов (учебно-методическое пособие)

21. Музыкальные театры Сибири (глава в учебно-методическом пособии для ДМШ «Музыкальная культура Сибири»)

22. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы (учебное пособие). Изд. 2-е, испр. и доп.

23. История музыки (уч.-метод. пособие)