Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Туровец Наталья Романовна

Туровец Наталья Романовна

Туровец Наталья Романовна

Музыковед
Краснодарское краевое отделение Союза композиторов России

Родилась 9 мая 1951 в г. Термезе Узбекской ССР. Окончила с отличием Душан-бинское музыкальное училище по классу ф.-п. (1973) и Таджикский государственный институт искусств по специальности «Музыковедение» (1978, с отличием).

С 1968 работает в системе профессионального образования. С 1990 в Краснодар-ском государственном институте культуры: доцент, заведующая кафедрой (1992), заве-дующая учебным отделом (1993), проректор по учебной работе (1997), проректор по научной работе (2001), ректор (2008-2010), профессор кафедры музыковедения, компо-зиции и методики музыкального образования (с 1998).

Является разработчиком концепции введения регионального компонента в государственные образовательные стандарты. За разработку и реализацию комплексной программы «Непрерывная региональная система художественного образования и воспитания» в 1998 удостоена премии администрации Краснодарского края в области образования.

Туравец Н.Р. разработано приоритетное направление в музыкальной педагогике – историко-стилевой принцип обучения в вузе, способствующий систематизации и интеграции знаний в области музыкальных историко-теоретических дисциплин. В вузах культуры и искусств России и зарубежья ею проведены открытые лекции и мастер-классы. (Москва, Минск, Киев, Астрахань, Пермь, Санкт-Петербург, Белгород и др.).

Руководит комплексной региональной научной школой на юге России по проблеме «Региональная многоуровневая система художественного образования и воспитания». В рамках этой научной темы проведены 14 всероссийских научно-практических конференций, в которых приняли участие более 600 ученых, преподавателей учреждений начального и среднего музыкального образования, высших учебных заведений.

Доктор педагогических наук (1999). Диссертация «Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика» (Москва).

Научно-педагогическая деятельность в подготовке кадров Н.Р. Туравец нашла подтверждение в деятельности аспирантуры по педагогическим специальностям (13.00.02, 13.00.08), деятельности объединенного докторского диссертационного сове-та, который функционировал с 2000 года. Под руководством Н.Р. Туравец защищено 2 докторские и 32 кандидатские диссертации.

Результаты научных изысканий Н.Р. Туравец отражены в более 140 публикаци-ях, в числе которых 6 монографий, 12 учебных и учебно-методических пособий, 4 хре-стоматии. Ею проведена работа по популяризации творчества композиторов Кубани.

Член Союза композиторов России (1996).

Основные опубликованные работы Н.Р. Туравец

  • 1. Хрестоматия по курсу «Анализ музыкальных произведений» в двух частях. – Душанбе: Ирфон, 1990.
  • 2. Философские и психологические основы учебного курса «Анализ музыкаль-ных произведений» в вузах искусства и культуры. – Душанбе: Ирфон, 1991.
  • 3. Восприятие студентами музыки ХХ века при изучении курса «Анализ музы-кальных произведений» : тезисы доклада на Всеросс. Науч.-практич. Конфер. // Вос-приятие художественного произведения как проблема искусствознания. – Краснодар, 1993.
  • 4. Изучение «сквозных» вокальных форм в учебном курсе «Анализ музыкальных произведений» // Актуальные проблемы музыкального образования ; сост. и ред. Н.Р. Туравец. – Краснодар: КГАК, 1994.
  • 5. Всматриваясь в прошлое. О стилевых поисках в музыкальном искусстве Ку-бани // Юго-Полис. 1994. № 3. С. 56-60.
  • 6. Два портрета на фоне музыкального Краснодара // Кубань: проблемы культу-ры и информатизации. 1995. № 2-3. С. 31-36.
  • 7. Жанровые интерпретации камерной симфонии в творчестве композиторов Кубани : тезисы доклада на междунар конфер. // Художественные жанры: история, тео-рия, трактовка. – Краснодар, 1996. С. 112-119.
  • 8. Звезда «Полынь» в симфонии «Поминовение» Владимира Магдалица // Ку-бань: проблемы культуры и информатизации. 1996. № 1. С. 39-42.
  • 9. Симфоническая увертюра в творчестве композиторов Кубани // Кубань: про-блемы культуры и информатизации. 1996. № 3. С. 25-28.
  • 10. Музыкальная культура Кубани: профессиональное композиторское творче-ство в системе образования : тезисы доклада на междунар. Конфер. «Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее». – Краснодар, 1996. С. 79-89.
  • 11. Творчество Вадима Малюченко. – Краснодар: КГАК, 1996. 21 с.
  • 12. Черты стиля Льва Смирнова. – Краснодар: КГАК, 1996. 33 с.
  • 13. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического об-разования: методология, теория, практика : монография. – Краснодар, 1998. 179 с. (пе-реиздано в 2012 г.).
  • 14. Специальный класс : учеб. Пособие для студентов специальности «Музыко-ведение». – Краснодар, 2000. 84 с.
  • 15. Музыкальная культура Кубани в системе обучения в общеобразовательной школе на современном этапе : монография // Деп. В МИО Информкультура РГБ 15.10.1997, № 3144. Москва, 1997. 196 с.
  • 16. Музыкальная культура Кубани. Система регионального непрерывного худо-жественно-эстетического образования : учеб. Пособие. – Краснодар, 2003. 96 с.
  • 17. Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин : программа и методич. Рекомендациидля студентов-заочников специальности «Академическое хо-ровое дирижирование» и «Народное хоровое дирижирование». – Краснодар, 2005. 22 с.
  • 18. Актуальные проблемы музыкального образования ; ред. Н.Р. Туравец. – Краснодар, 2005. 102 с.
  • 19. Стратегический ресурс отечественного образования и воспитания // Много-уровневая система художественного образования и воспитания: тадиции и инновации : матер. XI Всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГУКИ, 2011. С. 11-15.
  • 20. Художественно-творческий потенциал региона в пространстве отечественного музыкального искусства // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: традиции инновации : матер. ХI Всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГУКИ, 2011. С. 373-383.
  • 21. Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения / Туравец Н.Р., Бурдина Е.В. // Культурная жизнь Юга Рос-сии. 2011. № 4. С. 85-87.
  • 22. Региональное искусство как объект педагогического исследования // Много-уровневая система художественного образования и воспитания: наследие, модерниза-ция, векторы развития : сб. матер. XII всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГУКИ, 2012.
  • 23. Региональное музыкальное искусство как объект педагогического исследо-вания // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: насле-дие, модернизация, векторы развития : сб. матер. XII всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГУКИ, 2012. С. 6-14.
  • 24. Интерактивные формы обучения аспирантов в контексте межкультурной коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 47. С. 73-76.
  • 25. Педагогические условия практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде / Туравец Н.Р., Егорова Е.Н. // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 276-280.
  • 26. Ответственность как одна из характеристик профессионально значимых лич-ностных качеств будущих сотрудников полиции / Туравец Н.Р., Воронов Д.А. // Вест-ник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3. С. 142-147.
  • 27. Актуальные проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузе культуры и искусств // Многоуровневая система художественного образования и вос-питания: современные подходы в научных исследованиях : матер. 13 заочной Всеросс. Науч.-практич. Конфер. – Краснодар, 2013. С. 11-16.
  • 28. Методологические аспекты концепции профессионального саморазвития курсантов в процессе обучения в вузе МВД России / Туравец Н.Р., Щуров Е.А. // Реги-ональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этно-национальные и информационные аспекты : матер. Междунар. Науч. Конфер. – Краснодар: КГУКИ, 2013. С. 285-290.
  • 29. Этнокультурное образование и процесс профессиональной подготовки сту-дентов-музыкантов / Туравец Н.Р., Стрельцова К.А. // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2. С. 37-40.
  • 30. Информационно-образовательные технологии и профессиональная самореа-лизация курсантов в мультимедийной образовательной среде / Туравец Н.Р., Щеголи-хин Е.Н. // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 1. С. 37-40.
  • 31. Я-концепция в профессиональной самореализации преподавателей вузов МВД России / Туравец Н.Р., Щуров Е.А. // Общество и право. 2013. № 1. С. 275-277.
  • 32. Современные требования к профессионально-управленческой компетенции сотрудника полиции / Травец Н.Р., Филимонов Р.Н. // Общество и право. 2013. № 2. С. 290-295.
  • 33. Междисциплинарная интеграция подготовки будущих педагогов-музыкантов в контексте модернизации образования // Модернизация гуманитарного художественного образования: инновационные стратегии развития : матер. Междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар, 2014. С. 249-247.
  • 34. Региональное музыкальное искусство Кубани в системе музыкального обра-зования // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 53. С. 36-41.
  • 35. Регионализация обучения студентов-музыкантов: интеграционный подход // Кайгородовские чтения. Культура, наука, образование в информационном пространстве региона : матер. регионал. науч.-практич. конфер. – Краснодар, 2014. С. 306-312.
  • 36. Интерпретация западноевропейского барокко в произведениях композиторов // Музыкальная наука и искусство Востока и Запада: грани взаимодействия : матер. I междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар, 2015. С. 169-173.
  • 37. Методологические подходы и принципы исследований регионального искусства и образования на современном этапе // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные проблемы и перспективы регионального образования : матер. ХIV Всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар, 2015. С. 245-249.
  • 38. Значение классического музыкального искусства в развитии музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста // Многоуровневая си-стема художественного образования и воспитания: современные проблемы и перспек-тивы регионального образования : матер. ХIV Всеросс. науч.-практич. конфер. – Крас-нодар, 2015. С. 255-259.
  • 39. Педагогическое содействие преодолению сценического волнения школьни-ков-пианистов в процессе подготовки к концертному выступлению // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные проблемы и пер-спективы регионального образования : матер. ХIV Всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар, 2015. С. 259-263.
  • 40. Креативность содержания диагностики музыкально-творческих способно-стей дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 4. С. 144-149.
  • 41. Традиционное и композиторское искусство в духовно-нравственном воспи-тании детей (содержательный аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 260-263.
  • 42. Социально-исторический аспект в исследовании музыкального краеведения и регионального музыкального образования // Вестник КГИК. 2015. № 4. С. 11.
  • 43. Методологические аспекты духовно-нравственного воспитания детей сред-ствами музыкального искусства // Вестник КГИК. 2015. № 4. С. 19.
  • 44. Развитие музыкально-творческих способностей детей в процессе обучения: основные понятия // Многоуровневая система художественного образования и воспи-тания: современные проблемы и перспективы регионального образования : матер. ХIV Всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар, 2015. С. 250-255.
  • 45. Особенности художественно-педагогической деятельности будущего оркест-рового дирижера // Вестник КГИК. 2015. № 4. С. 20.
  • 46. Социально-исторический метод измерений в исследовании регионального музыкального искусства и образования на современном этапе // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : матер. I междунар. науч.-практич. кон-фер. – Краснодар, 2016. С. 185-187.
  • 47. Современное состояние и модель развития познавательной активности младших школьников в классе ф.-п. / Туравец Н.Р., Бочкарева А.А. // Культура и время перемен, 2016, № 1. С. 6.
  • 48. Сущность и содержание проектно-развивающих технологий в процессе му-зыкального обучения школьников / Туравец Н.Р., Лужная Л.В. // Вестник КГИК. 2016. № 4. С. 16.
  • 49. Особенности структуры и содержания спецкурса «Нравственное саморазви-тие личности сотрудника полиции» в процессе подготовки курсантов в вузе / Туравец Н.Р., Воронов Д.А. // Вестник КГИК. 2016. № 4. С. 17.
  • 50. Социально-психологические тренинги в формировании профессионально-управленческой компетентности курсантов в вузе / Туравец Н.Р., Филимонов Р.Н. // Вестник КГИК. 2016. № 4. С. 18.
  • 51. Междисциплинарный подход в подготовке магистров-музыкантов на современном этапе // Вестник КГИК. 2016. № 4. С. 9.