Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Лазанчина Анна Васильевна

Лазанчина Анна Васильевна

Лазанчина Анна Васильевна

Музыковед
Самарская организация Союза композиторов России

Родилась в городе Куйбышев (Самара). Окончила Самарское музыкальное училище им. Д.Г. Шаталова (1991 - 1994) и Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова (1994 - 1999) по специальностям музыковедение (кл. проф. О.Б. Красновой) и инструментальное исполнительство (флейта, кл. проф. Е.А. Балашова).

В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Произведения отечественных композиторов ХХ века в Самарском академическом театре оперы и балета (1931 - 2011): история постановок, музыкально-сценические редакции». Является автором более 30 научных статей, посвященных области музыкального театра, методики музыкального образования и вопросам региональной музыкальной культуры.

Ведет активную журналистскую деятельность. Публикует статьи и рецензии центральных и местных СМИ: журналах «Страстной бульвар», «Сцена», «Музыковедение», «Музыка и время»; газетах «Музыкальное обозрение», «Играем сначала», «Свежая газета. Культура (Самара)».

Популяризируя классическую и современную музыку, организует и в качестве лектора-музыковеда проводит концерты на разных сценических площадках города. С 2018 года является членом Союза театральных деятелей России. Музыковедческую деятельность совмещает с исполнительской. Является лауреатом всероссийского и международного конкурсов. Выступает в качестве солиста и в составе инструментальных ансамблей.

Список основных публикаций:

  • Молодые о молодых. «Евгений Онегин» в Самарском академическом театре оперы и балета им. Д.Д.Шостаковича// Страстной бульвар, 10. – 2024 № 6.http://www.strast10.ru/node/6618
  • Музыкальный мир «Гранатового браслета» А.И. Куприна // Национальное культурное наследие России : региональный аспект. – Самара,2023. – С. 92 -94
  • Вперед в прошлое или назад в будущее / «Раймонда» в Самарском академическом театре оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича // Страстной бульвар, 10 – 2023, № 2 http://www.strast10.ru/node/6479
  • Основные принципы киномузыки Д. Шостаковича // Символический капитал традиционной культуры: опыт прошлого в моделях будущего : материалы II Междунар. научно-практической конференции – Саранск, 2022 – С. 126 – 132
  • «Табачный капитан» А.А. Эйхенвальда: забытая музыкальная комедия // Музыковедение. 2021. № 1. С. 41-48. http://musicology.tgizd.ru/ru/arhiv/20116
  • «Золушка» С. Прокофьева на сцене Самарского академического театра оперы и балета // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры : сб. ст. VII Межд. Науч.-пр. конф. – Самара, 2021. – С.83-88
  • В сердце России. Самарский академический театр оперы и балета. Портрет театра // Страстной бульвар, 10- 2021, № 10 http://www.strast10.ru/node/5753
  • Балеты на музыку Д.Д. Шостаковича в Самарском академическом театре оперы и балета»// Музыка и время. – 2020. №7. – С. 36-40. https://elibrary.ru/item.asp?id=43440738
  • Самарские страницы жизни и творчества А.А. Эйхенвальда // Неизвестные страницы музыки ХХ века : материалы научно-практической конференции. – Самара: Инсома – пресс, 2020. – С. 127 – 134.
  • «Видения Иоанна Грозного» С.М. Слонимского: интертекстуальные аспекты оперы // Музыковедение. 2019. № 10. С. 19-24.http://musicology.tgizd.ru/ru/arhiv/18954
  • Балет «Дама Пик» А.В. Чайковского и К.А. Шморгонера: рождение новых смыслов в диалоге искусств // Педагогический опыт и инновации в сфере культуры, искусства и образования: сб. мат-лов межд. науч.-практ. конф. Орал: БКМУ РБО, 2019. С.101-105.
  • Русский народный танец в отечественном балете// Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире . – Самара, 2018. -С.283 – 286https://elibrary.ru/item.asp?id=36713943
  • Пространство и время в музыке Илоны Дягилевой// Самара музыкальная – сб. ст. и мат-лов IIгор.конф.– Самара, 2017 -С.16 – 20.
  • О музыкально-хореографической драматургии балета Ф. Аштона «Маргарита и Арман» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016 (1) – С 61 – 66. https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/488
  • Феномен детства в фортепианных циклах Р.Шумана и П. Чайковского // Известия Самарского научного центра РАН – 2015. – Т. 7 С.1224-1227
  • Лазанчина А.В., Карпова А.В. Концертно-творческий проект к 330-летию И.С. Баха: самарские страницы // Известия Самарского научного центра РАН – 2015. – Т. 7 С.1018-1020http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2015/2015_1_1018_1020.pdf
  • Тема патриотизма в балете: «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича в постановке И. Бельского // Наследники. Вып.4 Межрегиональный научно-методический альманах. – Самара: Офорт, 2015. С.13-15
  • Лазанчина А.В., Поберезкина Т.М. «Лития» Александра Петрова : премьера в Самарской филармонии // Musicus : Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. – 2015. № 4 (44) – С. 58-59
  • Балет А.Я. Эшпая «Помните!»: рождение Самарской музыкально-хореографической легенды // Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры. – Самара, 2014. – С. 51-58
  • Опера С.М. Слонимского «Гамлет» на сцене Самарского театра оперы и балета // Известия научного центра РАН. – 2011. – Т. 13. С. 481 – 483 https://cyberleninka.ru/article/n/opera-s-m-slonimskogo-gamlet-na-stsene-samarskogo-teatra-opery-i-baleta
  • Исследовательские подходы изучения опер и балетов отечественных композиторов ХХ века // Известия научного центра РАН. – 2010. – Т. 12. С. 243 – 247 http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_3_242_247.pdf
  • Н.В. Данилова – балетмейстер и педагог (из истории Самарского академического театра оперы и балета)// Искусство и образование – 2009 - № 5 – С.14-22 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13059154

http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2015/2015_1_1224_1227.pdf

https://elibrary.ru/item.asp?id=25533753

Редактор и составитель:

  • Василий Беляков. Партитура жизни. / Авторы – составители А.В. Лазанчина, Т.М. Поберезкина. Самара, 2017. 204 с.
  • Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры. Материалы междунар. науч-практ. конф. / редактор.Самара. 2021 273 с.
  • Рыцарю музыки посвящается. К 50-летию конкурса имени Д.Б. Кабалевского. Сборник статей и материалов. / науч. ред. Самара, 2012. 144 с.
  • Самара музыкальная: сборник статей и материалов городской научно-практической конференции/ науч. ред., составитель. Самара – 2016, 2017, 2024