Кришталюк Ольга Александровна
Родилась в Куйбышеве, закончила Российскую Академию музыки им. Гнесиных в 1997 г., в 2000 г. там же закончила аспирантуру и в 2004-м в РАМ им. Гнесиных защитила диссертацию по творчеству А. Шенберга, получив диплом кандидата искусствоведения.
Научные интересы Кришталюк О. А. ориентированы на исследование современной академической музыки второй половины XX века, проблем исполнительской интерпретации, а также на исследование вопросов интертекстуального диалога между традициями и инновациями в сфере музыкального искусства. Результатом научной работы явилась публикация около трёх десятков научных статей, участие в международных и всероссийских научно-практических конференциях, подготовка и ведение концертов, а также участие Кришталюк О.А. в издании сборников по материалам научных конференций в качестве научного редактора (например, сборника статей по материалам II Международной научно-практической конференции «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры», Самара, 19.11.2013).
Кришталюк О.А. активно изучает творчество отечественных, в том числе и самарских композиторов. Так, в 2014 г. Кришталюк О.А. участвовала в подготовке Международной научно-практической конференции «Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений», в рамках конференции организовав подготовку и проведение концерта из произведений самарских композиторов: А. Мотова, Л. Витковской, И. Дягилевой, А Виноградовой, С. Мышкиной. В 2022 г. на конференции, проходившей в Белорусской государственной академии музыки (г. Минск) «XXXI Международные научные чтения памяти Л.С. Мухаринской» был прочитан доклад Кришталюк О.А. о музыке самарского композитора Илоны Дягилевой. Также в 2022-2024 гг. Кришталюк О.А. было подготовлено и опубликовано несколько статей (уровня ВАК и РИНЦ) о творчестве композиторов И. Дягилевой, П. Дятлова, Ю. Каспарова, К. Бодрова.
С 2012 г. Кришталюк О.А. работает и как музыкальный журналист, публикует в СМИ («Свежая газета. Культура», газета ассоциации творческих союзов самарской области http://sjrs.ru/wp/?page_id=838 ) рецензии на важнейшие события концертно-театральной жизни Самары и Самарского региона. Сотрудничает с Самарским академическим театром оперы и балета им. Д. Шостаковича, Самарской государственной филармонией в качестве приглашенного музыкального обозревателя на значимые премьеры концертно-театральной жизни города (https://filarm.ru/news/art3386.html ). С 2012-го по 2024 год в СМИ вышло около 65 статей Кришталюк О.А., посвященных как отдельным концертам в Самарской государственной филармонии, театральным премьерам в Самарском академическом театре оперы и балета, концертам самарских композиторов, так и Международным фестивалям (оперный фестиваль «Имена», фестиваль «Шостакович. Самарское время. DSCH», «Шостакович. Над временем», Театральный фестиваль «Волжские театральные сезоны», Транссибирский музыкальный фестиваль).
Кришталюк О.А. ведет научную и педагогическую деятельность в Самарском государственном институте культуры (с 2007 по 2022 г. на кафедре теории и истории музыки, с 2023 г. на кафедре фортепиано и музыковедения). Из 30 научных публикаций Кришталюк О.А. – 3 учебных издания и 27 научных статей (из них около 23 уровня ВАК и РИНЦ), материалы которых используются в образовательном процессе. Она читает авторские лекционные курсы по ряду дисциплин («Музыкально-теоретические системы», «Источниковедение и текстология музыки», «Музыкальная риторика»), осуществляет научное руководство студенческими работами, подготовила 1 лауреата международного конкурса-фестиваля по направлению музыкального искусства. Стаж научной и педагогической работы Кришталюк О. А. в образовательных организациях высшего образования, научных организациях по научной специальности 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство) составляет 17 лет.
В сентябре 2023 г. Кришталюк О.А. присвоено учёное звание доцента (приказ МИНОБРНАУКИ РФ № 03/1-1372дс от 8.09.2023).
Основные научные публикации Кришталюк О.А. в 2014-2024 гг.
- Модернизационные процессы в музыкальной культуре: к истории вопроса. (Научная статья) / Модернизация культуры : идеи и парадигмы культурных изменений : материалы II Международной научно-практической конференции (Самара, 22-23 мая 2014 г.) : [в 3 ч. ]. Ч. III / Самарская государственная академия культуры и искусств. – Самара, 2014. – С. 149–152.
- Философия музыкального языка Юрия Каспарова. (Научная статья) / Педагогический опыт и инновации в сфере культуры, искусства и образования : сборник материалов Международной научно-практической конференции / Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова. – Уральск, 2019. - С. 98-101.
- Феномен спатиализации музыкального времени и его роль в современном композиторском творчестве. (Научная статья) / Манускрипт. – Тамбов, 2020. - Т. 13, Вып. 8. –С. 190-194.
- Антиномии драматургии–драматургия антиномий: особенности художественной концепции оперы Георга Фридриха Хааса «Адольф Вёльфли». (Научная статья) / Манускрипт. – Тамбов, 2021. - Т. 14, Вып. 5. – С. 972-979.
- В поисках новой гармонии: к проблеме становления индивидуального стиля в инструментальных сочинениях композитора Петра Дятлова. (Научная статья) / Музыка и время. – Москва, 2021. - №11. - С. 39-43.
- Трактат И.Й. Фукса «Gradus ad Parnassum» и традиции преподавания основ контрапункта в консерваторских курсах в России XIX-XX веков. (Научная статья) / Музыка и время. – Москва, 2022. - № 9. - С. 30-34.
- «Дыхание формы» в струнных квартетах Георга Фридриха Хааса. (Научная статья) / Музыка и время. – Москва, 2022. - № 2. - С. 39-44.
- Феномен интертекстуальной драматургии в пьесе «Отражения» московского композитора Кузьмы Бодрова. (Научная статья) / Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры : материалы VII Международной научно-практической конференции (Самара, 13 апреля 2021 г.) / Самарский государственный институт культуры. – Самара, 2021. - С. 199-204.
- Мифопоэтика в музыке самарского композитора Илоны Дягилевой. (Научная статья) / Музыка и время. – Москва, 2022. - №7. - С.41-46.
- Неоконченная опера «Игроки» Дмитрия Шостаковича: проблема незавершенного замысла и варианты реконструкции целого. (Научная статья) / Сфера культуры. – Самара, 2022. - № 7. -С. 49-60.
- Актуальные задачи и современные образовательные тенденции в области музыковедения. (Научная статья) / Информационно-образовательная и социокультурная среда вуза: трансформации в образовании : сборник статей по материалам XLIX Внутривузовской научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК, посвященной Дню российской науки (11 февраля 2022 г.) / Самарский государственный институт культуры ; ред. М.А. Петинова. – Самара, 2022. - С. 19-23.
- Модернизация сюжета «галантных празднеств» Антуана Ватто: от живописи рококо до музыки постмодерна. (Научная статья) / Модернизация культуры: потенциал искусства, науки, образования: сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции (20-23 мая 2022 г.) / Самарский государственный институт культуры; ред. Л.М. Артамонова, М.А. Петинова. – Самара,2022. - С.393-400.
- Музыка австрийского композитора Г.Ф. Хааса - искусство «артикулировать человека». (Научная статья) / Музыковедение. –Москва, 2022. - №11. - С. 22-30.
- Трансформация жанра в ракурсе мифопоэтики: особенности композиции симфонической поэмы «Слово» Илоны Дягилевой. (Научная статья) / Вести Белорусской государственной академии музыки : научно-теоретический сборник. - Минск, 2022. – Вып. 41. - С.39-43.
- «Посвящение Онеггеру» Юрия Каспарова: диалог с XX веком. (Научная статья) / Модернизация культуры: диалоги о прошлом и настоящем в науке, искусстве, образовании: сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции (25-26 мая 2023 г.) / Самарский государственный институт культуры ; ред. Л.М. Артамонова, М.А. Петинова, В.И. Ионесов - Самара,2023. - С.232-235.
- Жанровый феномен музыкального посвящения в эпоху постмодерна. (Научная статья) / Музыка. Искусство, наука, практика. / Научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова /№4 (44). - Казань, 2023. - С. 17-31.
- Увидеть звук – услышать жест: роль нетрадиционных приёмов звукоизвлечения в камерно-инструментальных сочинениях Юрия Каспарова. (Научная статья) / Музыковедение. – Москва, 2024. – С. 3-9.
А также три учебных программы и другие научные статьи, изданные в период с 2000 по 2019 гг.