Федусова Алина Алексеевна
Родилась 18 мая 1994 года в г. Пенза. 2010-2014 гг. – училась в Пензенском музыкальном колледже на отделение «Теории музыки». В 2013–2018 гг. училась в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки по специальности «Музыковедение» (научный руководитель – док.иск., проф. Ю.С. Векслер). В 2017–2022 гг. преподавала теоретические дисциплины в Детской музыкальной школе № 15 г. Нижний Новгород. В 2018-2021 г. училась в аспирантуре при ННГК им. М.И. Глинки. С сентября 2021 года – преподаватель кафедры истории музыки ННГК им. М.И. Глинки. В ноябре 2021 года защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Музыка в концентрационном лагере Терезиенштадт».
Участник более 20 научных конференций, лауреат и дипломант всероссийских, международных и областных конкурсов и олимпиад
Участник более 20 научных конференций[1]. Лауреат и дипломант 3 Всероссийских, 3 международных и 3 областных конкурсов и олимпиад[2].
[1] Среди них 11 международных («Музыкальное образование и наука», ННГК им. М. И. Глинки, 2018, 2019, 2021, 2022; «Диалектика классического и современного в музыке: актуальные векторы исследования», ННГК им. М. И. Глинки, 17 ноября 2018; «Музыка в современном мире: культура искусство, образование», РАМ им. Гнесиных, 6 декабря 2018; «Опера в музыкальном театре: история и современность», РАМ им. Гнесиных, 11–15 ноября 2019; «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи», РАМ им. Гнесиных, 27–30 октября 2020; «Музыкальные эпохи и стили в зеркале современных художественных процессов», Минск, БГАМ, 26 ноября 2020; «Холокост: память и предупреждение», Москва, РГГУ, 27–29 января 2021; Международная научная конференция «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» ННГК, 22–24 ноября 2021); 7 Всероссийских (конференция лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры в рамках Международного культурного форума, Санкт-Петербург, СПбГИК, 16 ноября 2018; «Биография как предмет музыковедческого исследования», Нижний Новгород, ННГК им. М. И. Глинки, 2018, 2020, 2021, 2022; «Музыка, образ и текст в междисциплинарном контексте современного знания», Саратов, СГК им. Л. В. Собинова, 17 декабря 2020; «Мастер и мастерство в художественном творчестве», Донецк, ДГМА им. С.С. Прокофьева, 26 апреля 2023); 3 региональных (XXIII–XXV Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Секция «Филология и искусствоведение», Нижний Новгород, Дом ученых, 2018, 2019, 2020).
[2]Лауреат II степени Всероссийской олимпиады учащихся музыкальных колледжей по профилю «теория и история музыки» в ННГК им. М. И. Глинки (2013). Дипломант (2016) и лауреат II степени (2017) Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства Российской академии музыки им. Гнесиных. Лауреат I степени Пятого Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры, проводимом Министерством культуры России (2018).Дипломант (2018, 2020) и лауреат II степени (2019) Нижегородской сессии молодых ученых.Лауреат I степени конкурса в рамках Всероссийской (межвузовской) конференции молодых ученых «Музыка, образ и текст в междисциплинарном контексте современного знания» (Саратов, СГК им. Собинова, 17 Декабря 2020). Лауреат III степени Международного конкурса «Холокост: память и предупреждение» для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогических работников образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений высшего образования из стран ближнего и дальнего зарубежья. Номинация: Исследовательские и проектные работы обучающихся (2020).
Опубликовано 24 научные статьи, кандидатская диссертация на соискание ученной степени кандидата искусствоведения, автореферат диссертации.
Публикации в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ
- Мельникова, А. А. Опера «Птицы» В. Браунфельса: к проблеме интерпретации античного сюжета // Музыка и время. – 2018. – № 2. – с. 43–58.
- Федусова А. А. Жанровый синтез в опере «Император Атлантиды» В. Ульмана // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2018. – № 4. – С. 27–30.
- Федусова А. А. Музыка концентрационных лагерей Третьего рейха // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2019. – № 3. – С. 8–12.
- Федусова А. А. Особенности воплощения образа антагониста в операх Терезиенштадта // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2020. – № 1. – C. 23–29.
- Федусова А. А. Г. Кляйн и П. Хаас: жизнь и творчество до Терезиенштадта и в его стенах // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2021. – № 1. – С. 52–56.
- Федусова А. А. Топосы любви и смерти в мелодраме В. Ульмана «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» // Музыковедение. – 2021. – № 4. – С. 12–20.
- Федусова А. А. Эзопов язык в музыке терезиенштадтских композиторов // Проблемы музыкальной науки. – 2021. – № 4 (45). – С. 67-78.
- Федусова А. А., Афасижев М.Н. Образ адыга в русской литературе и музыке XIX века // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2022. – №1 (63). – С. 15–23.
- Федусова А. А. «Разбитый кувшин» Виктора Ульмана: опера-буффа накануне трагедии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2022. – № 5 (67). – С. 26–36. http://doi.org/10.26086/NK.2022.67.5.005.
- Федусова, А. А. "Дом там, там далеко": песни П. Хааса из концлагеря Терезиенштадт // Журнал Общества теории музыки. – 2022. – № 4(40). С. 22-38. DOI 10.26176/otmroo.2022.40.4.002.
Публикации в иных источниках
- Федусова А. А. Опера В. Ульмана «Император Атлантиды» в контексте музыкальных антиутопий в Австрии и Германии XX века // IV Международная молодежная научно-практическая конференция «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества»: Материалы докладов участников XXIII Сессии молодых ученых (Гуманитарные науки) / Отв. за вып. Захарова И. Ю. – Нижний Новгород: НРЛ, 2018. – С. 198–199.
- Федусова А. А. Исследование оперы «Брундибар» Г. Красы: на границе этики // Музыкальное образование и наука. – 2019. – № 1. – С. 14–16.
- Федусова А. А. Стилевой диалог в опере В. Ульмана «Император Атлантиды» // Музыка в современном мире: культура, искусство, образование: Материалы VIII Международной научной студенческой конференции 5–6 декабря 2018 года / ред.-сост. М. И. Шинкарева. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2019. – С. 170–174.
- Федусова А. А. Композиторы Терезиенштадта: оценка музыкальной жизни «образцового» концентрационного лагеря // V Международная молодежная научно-практическая конференция «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества»: Материалы докладов участников XXIV Сессии молодых ученых (Гуманитарные науки) / Отв. за вып. Зотова А. А. – Нижний Новгород: НРЛ, 2019. – С. 57–59.
- Федусова А. А. Опера «Брундибар» Г. Красы в Терезиенштадте // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции: Москва, РАМ им. Гнесиных, 11–15 ноября 2019 г. в 3 томах. Т. 3 / ред. сост. И. П. Сусидко. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2019. – С. 53–59.
- Федусова А. А. Этюд для струнного оркестра П. Хааса: к проблеме стиля // Исследования молодых музыковедов. К 125-летию учебных заведений им. Гнесиных. Сборник статей по материалам XIII Международной научной конференции. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2020. – С. 194–202.
- Федусова А. А. Проблема взаимодействия музыки и слова в мелодраме В. Ульмана «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» // XXV Нижегородская сессия молодых ученых (технические, естественные, гуманитарные науки): материалы тезисов и докладов / Отв. За вып. Савельева М. А. – Нижний Новгород: НРЛ, 2020. – С. 348–351.
- Федусова А. А. Система лейтмотивов в опере «Брундибар» Г. Красы // Тезисы заочной международной научной конференции «Музыкальные эпохи и стили в зеркале современных художественных процессов», проводимой в Белорусской государственной академии музыки 26 ноября 2020 года. – Минск: Издательство Белорусской консерватории, 2020. – С. 27–28.
- Федусова А. А. Балет-пантомима «Демон» П. Хиндемита в контексте художественных исканий 1910-1920-х годов // Сборник материалов Международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи» / ред. Т.И. Науменко. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2020. – С. 406–413.
- Федусова А. А. Литературные аллюзии в опере В. Ульмана «Император Атлантиды» // Диалектика классического и современного в музыке: новые векторы исследования. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2021. – С. 328–333.
- Федусова А.А. «Дегенеративная музыка»: к вопросу терминологии // Музыкальное образование и наука. – 2021. – № 2 (15). – С. 56–60.
- Федусова А.А. Зигмунд Шуль: пятый из «Терезиенштадтской четверки» // Образование в сфере искусства. – 2022. – № 1 (19). – С. 5–11.
- Феномен музыки концлагеря Терезиенштадт сквозь призму критических заметок В. Ульмана // Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 18: Сборник / Сост.: М. В. Гилева, С. А. Тиханкина; под ред. И.А. Альтмана. – М.:Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2022. – С. 208–216.
- Федусова А.А., Цюй Кэлэй. Вариации на темы детских японских песен К. Абэ в аспекте исполнительских задач // Музыкальное образование и наука. – 2022. – № 2 (17). – С. 6–10.
Кандидатская диссертация и автореферат диссертации
Федусова, А. А. Музыка в концентрационном лагере Терезиенштадт : специальность 17.00.02 "Музыкальное искусство" : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Федусова Алина Алексеевна. – Нижний Новгород, 2021. – 362 с.
Федусова, А. А. Музыка в концентрационном лагере Терезиенштадт : специальность 17.00.02 "Музыкальное искусство" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Федусова Алина Алексеевна. – Нижний Новгород, 2021. – 25 с.