Антипова Юлия Владимировна
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
Общие сведения
Окончила Томское музыкальное училище (1995), теоретико-композиторский факультет (2000) и аспирантуру Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (2003) по классу кандидата искусствоведения, профессора Г.А. Ерёменко. Защитила диссертацию «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века» (2005). Автор работ по проблемам академической и массовой музыкальной культуры.
Педагогическая деятельность
С 2006 г. работает на кафедре истории музыки, где преподает курсы «История русской музыки» (XX – нач. XXI вв.), «Массовая музыкальная культура», «Менеджмент в музыкальном искусстве». Осуществляет руководство курсовыми, дипломными работами по истории музыки, диссертационными исследованиями аспирантов, теоретическими работами ассистентов-стажеров и магистрантов исполнительских специальностей по дисциплинам «Актуальные проблемы музыкальной педагогики», «Научно-исследовательская работа»; уделяет особое внимание изучению творчества современных российских авторов (А. Ананьев, О. Викторова, П. Карманов, Н. Попов, А. Сюмак, И. Юсупова и др.)
Сфера научных интересов:
О проблемах музыки академической традиции
Автор материалов, открывающих сведения о коллекции нот второй половины XVIII — нач. XIX в., хранящейся в Отделе редких книг и рукописей Томского государственного университета
С 2009 г. в связи с началом преподавания нового учебного курса «Массовая музыкальная культура» в сферу научных интересов Антиповой Ю. В. входит пласт неакадемической музыки, с которым связаны дальнейшая научно-исследовательская и методическая деятельность. Практическая работа Антиповой Ю. В. находит свое воплощение в учебно-методических публикациях: «Курс массовая музыкальная культура в образовательной системе современных музыкальных вузов», «Некоторые проблемы и перспективы изучения массовой музыки» (Новосибирск, 2013), а также учебных программах и учебно-методических пособиях: «Современная музыкальная жизнь» (Новосибирск, 2014), «Массовая музыкальная культура» (Новосибирск, 2010, 2014, 2017), «Массовая музыкальная культура» //Музыкальная культура Сибири (раздел коллективного учебно-методического пособия, Новосибирск, 2012).
В период с 2017 по 2021 гг. занималась разработкой материалов Информационной системы «Музыкальная культура Сибири» (блок «Массовая музыка») при поддержке гранта РГНФ/РФФИ – проект № 17-04-00443а «Музыкальная культура Сибири: источники, исследовательские центры и направления».
Автор материалов о композиторах Новосибирска.
Автор статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала», «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.
Научно-методическая и редакционная деятельность
Член жюри межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (секция «Искусствоведение»), Открытой региональной олимпиады по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам, Всероссийского конкурса научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука».
С 2014 г. входит в состав редакционной коллегии научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки», электронного проекта «Музыкальная культура Сибири»; член редакционного совета журнала «Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]»;
В качестве докладчика принимала участие в международных и всероссийских научных конференциях и форумах (более 100 выступлений).
Научный редактор сборников статей «Профессиональные национальные коллективы как этнокультурный бренд России» (2019), «60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории»,«Россия - Япония - КНР - Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного» (2020), «Музыкальная культура Сибири : традиционные и академические формы творчества: к 100-летию со дня рождения Ю.Г. Кона и Т.А. Роменской» (2021),«Наследие Ф. Достоевского в искусстве» (2022), сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А. Скрябина «Фортепианное искусство: теория, история, методика» (2022).
Неоднократно становилась модератором мероприятий, посвященных композиторскому творчеству: Всероссийская научная конференция «Музыкальная культура Сибири», посвященная 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта, 80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина и юбилейному году Сибирской организации Союза композиторов России (16–17 февраля 2022 г.), Телемост с мастерами и участниками проекта Folk`sв рамках Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «Тартария» (12 ноября 2021 г.).
- Соорганизатор Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «Тартария» (с 2020)
- Соорганизатор Научно-культурного форума «Наследие Достоевского в искусстве», посвященного 200-летию со дня рождения писателя (2021)
- Соорганизатор Международного проекта, приуроченного к проведению перекрестного Года молодежных культурных обменов Россия – Италия (2022);
- Соорганизатор Открытого межрегионального конкурса работ по музыкальной критике, журналистике и лекторскому искусству «Лаборатория новой музыкальной критики» (2022)
- монография «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: лирическая и драматическая разновидности стиля», Саарбрюккен, 2011;
статьи и тезисы:
- Образ «человека чувствительного» в европейском искусстве второй половины XVIII века. Новосибирск, 2001.
- Музыкальное штюрмерство в контексте европейского сентиментализма. Новосибирск, 2002.
- Музыкальный театр эпохи сентиментализма. «Добрая дочка» Н. Пиччинни. Новосибирск, 2002.
- Сентиментализм как общеевропейская художественная тенденция в культуре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
- Чувствительный стиль в западноевропейском оперном театре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
- О двух тенденциях сентиментализма в искусстве XVIII века. Новосибирск, 2003.
- Сакральное и земное в симфонии «Lamentatione» Й. Гайдна. Новосибирск, 2005.
- Тема любви в лирико-комической опере второй половины XVIII века. Новосибирск, 2007.
- Поиски новой выразительности в юношеской симфонии Моцарта g-moll (К.183, 1773). Кемерово, 2009.
- О собрании нот в книжной коллекции Григория Строганова. Музыка в доме Строгановых (в соавторстве с О.В. Крупцевой), 2002.
- «То флейта слышится, то будто фортепиано»: Музыка в семье Строгановых. Часть 2» (в соавторстве с О.В. Крупцевой), 2003.
- «Гитар-гитар»: к вопросу о постмодернистских приемах в творчестве Петра Налича. Красноярск, 2011.
- Балканизация как популярное явление в современной массовой музыкальной культуре. Балканский проект новосибирской группы «Рви меха». Новосибирск, 2011.
- Латиноамериканское направление в отечественной массовой музыке рубежа ХХ-ХХI веков. Красноярск, 2012.
- Творческая рефлексия песенного наследия Владимира Высоцкого. Новосибирск, Пятигорск, 2013.
- «Бурановские бабушки»: в диалоге с постмодерном и реалиями российского шоу-бизнеса. Новосибирск, 2013.
- Интеграционные процессы в современной концертной практике (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»). Новосибирск, 2013.
- Творчество группы «Ильвинги» (Новосибирск): к изучению отечественного арт-рока. Челябинск, 2014.
- Новый год эпохи постмодерна (о праздничных телеконцертах канала «Культура»). Симферополь, 2014.
- Романс в отечественной массовой музыке рубежа XX-XXI веков. Кемерово, 2014.
- «Чумачечая весна плюс Цискаридзе»: к проблеме диффузии высокой и массовой культуры. Белгород, 2014.
- Забытые песни великой войны. Новосибирск, 2014.
- К проблеме плагиата в отечественной массовой музыке. Новосибирск, 2015.
- О двух тенденциях в музыкально-развлекательных шоу (к проблеме норм коммуникации в массовой культуре). Самара, 2015.
- Барды как объект пародии. Новосибирск, 2016.
- Потерянные миры и сладкие грезы российской поп-музыки 1980-нач.90-х годов. Волгоград, 2016.
- Стиль фьюжн: к вопросу о различных формах диалога в отечественной массовой музыке. Тамбов, 2017.
- Этнический компонент в российской массовой музыке. Москва, 2017.
- Акустическая скрипка в рок-музыке. Группа «Silenzium» (Новосибирск). Волгоград, 2017 (в соавторстве с Крыловой Е.Ю.).
- Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории. Кемерово, 2018.
- Специфика изучения явлений массовой музыкальной культуры (на примере информации о бардовских фестивалях в социальных сетях). Новосибирск, 2018.
- Орган в неакадемической музыкальной практике. Орган и рок-музыка. Тамбов, 2018.
- Духовые инструменты в современной массовой музыке: некоторые аспекты изучения. Новосибирск, 2019.
- Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории). Новосибирск, 2019.
- Феномен К-поп: о новых возможностях мировой музыкальной индустрии. Новосибирск, 2020.
- Профессиональные народные коллективы в контексте современного хорового искусства России. Новосибирск, 2020.
- Продвижение бренда национального хорового коллектива в молодежной среде (в соавт. С Н.В. Санниковой). Новосибирск, 2020.
- Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы. Москва, 2020.
- Исполнительские манеры в современной российской эстрадной музыке. Новосибирск, 2021.
- Семантика эмбиента в опере Д. Мазурова «Dark». Новосибирск, 2021 (в соавт. с К.В. Чехловой)
- О судьбе жанра фортепианного этюда в XXI веке. Новосибирск, 2021 (в соавт. с Е.В. Олейниковой)
- Эстетика посткультурного карнавала в альбоме "Mein lieber tanz" группы "Несчастный случай". Новосибирск, 2021.
- Достоевский и массовая музыка. Новосибирск, 2022.
- Глобальная научная опера (GSO) как новый тренд мирового образования. Красноярск, 2022 (в соавт. с Е.А. Мизоновой)
- Возможности использования препарированного фортепиано в развитии творческих способностей ребёнка. Красноярск, 2022 (в соавт. с Т.А. Бочкаревой)
- Ремейк в современной массовой музыке: к проблеме соавторства. Саратов, 2022 (в соавт. с К.К. Телегиной)
- О трансформации жанра духовного стиха в современной массовой музыке. Саратов, 2023.
- Песни Я. Дронова (Shaman) в свете изучения жанра патриотической песни в современной России. Новосибирск, 2023.
Автор материалов о композиторах Новосибирска, в т.ч.:
- Андрей Попов: эскизы к портрету». Новосибирск, 2014.
- ”Своё” и “чужое” в творчестве новосибирского композитора Андрея Попова. Новосибирск, 2014.
- «Андрей Молчанов: путь к успеху» / Композиторы Новосибирска. Выпуск 2. Новосибирск, 2016.
Автор статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала», «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.
Статьи в периодике
- «Играем с начала», https://gazetaigraem.ru/author/3181:
- Юрий Ткаченко: девиз «пусть победит сильнейший» никто не отменял. 03.01.2020.
- Место встречи Баха с Букстехуде изменить нельзя. 30.09.2017.
- Австрийский наказ сибирским органистам. 31.01.2017.
- Страсти по барокко. 25.12.2015.
- «Три истории» не для приятного просмотра. 25.11.2015.
- Настоящие и будущие открытия «сезонов». 28.04.2015.
- Сибирский органный форум. 25.11.2014.
- Рискуя совершить чудо. 25.11.2014.
- Бах в голландской венеции. 28.10.2014.
- «Кентервильское привидение» в Новосибирске. 27.08.2014.
- Путевые заметки из Германии. 27.08.2014.
- Летние open air. 27.08.2014.
- «Оperahause». 21.05.2014.
- Правила и свободы, 21.05.2014.
«Орган»:
- Фестивальная круговерть. 3[15]/2012. http://organjournal.ru/old/numbers/2012-03.htm
«Музыкальная жизнь»:
- Неповторимые дни в столице Сибири. Денис Мацуев дал старт новому проек-ту в Новосибирске. №11, 2015. https://muzlifemagazine.ru/journal_release/muzykal...
Музыкальный клондайк:
- Этот мир должен быть красивым. 09.12.2019. https://dzen.ru/media/muzklondike/etot-mir-doljen-...
«Сибирская католическая газета»:
- Заметки о Втором Сибирском органном форуме, или Мастер-класс от Гюнтера Роста. Январь 20, 2017. https://sib-catholic.ru/zametki-o-vtorom-sibirskom-organnom-forume-ili-master-klass-ot-gyuntera-rosta/