Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Антипова Юлия Владимировна

Антипова Юлия Владимировна

Антипова Юлия Владимировна

Музыковед
Сибирская организация Союза композиторов России

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Общие сведения

Окончила Томское музыкальное училище (1995), теоретико-композиторский факультет (2000) и аспирантуру Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (2003) по классу кандидата искусствоведения, профессора Г.А. Ерёменко. Защитила диссертацию «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века» (2005). Автор работ по проблемам академической и массовой музыкальной культуры.

Педагогическая деятельность

С 2006 г. работает на кафедре истории музыки, где преподает курсы «История русской музыки» (XX – нач. XXI вв.), «Массовая музыкальная культура», «Менеджмент в музыкальном искусстве». Осуществляет руководство курсовыми, дипломными работами по истории музыки, диссертационными исследованиями аспирантов, теоретическими работами ассистентов-стажеров и магистрантов исполнительских специальностей по дисциплинам «Актуальные проблемы музыкальной педагогики», «Научно-исследовательская работа»; уделяет особое внимание изучению творчества современных российских авторов (А. Ананьев, О. Викторова, П. Карманов, Н. Попов, А. Сюмак, И. Юсупова и др.)

Сфера научных интересов:

О проблемах музыки академической традиции

Автор материалов, открывающих сведения о коллекции нот второй половины XVIII — нач. XIX в., хранящейся в Отделе редких книг и рукописей Томского государственного университета

С 2009 г. в связи с началом преподавания нового учебного курса «Массовая музыкальная культура» в сферу научных интересов Антиповой Ю. В. входит пласт неакадемической музыки, с которым связаны дальнейшая научно-исследовательская и методическая деятельность. Практическая работа Антиповой Ю. В. находит свое воплощение в учебно-методических публикациях: «Курс массовая музыкальная культура в образовательной системе современных музыкальных вузов», «Некоторые проблемы и перспективы изучения массовой музыки» (Новосибирск, 2013), а также учебных программах и учебно-методических пособиях: «Современная музыкальная жизнь» (Новосибирск, 2014), «Массовая музыкальная культура» (Новосибирск, 2010, 2014, 2017), «Массовая музыкальная культура» //Музыкальная культура Сибири (раздел коллективного учебно-методического пособия, Новосибирск, 2012).

В период с 2017 по 2021 гг. занималась разработкой материалов Информационной системы «Музыкальная культура Сибири» (блок «Массовая музыка») при поддержке гранта РГНФ/РФФИ – проект № 17-04-00443а «Музыкальная культура Сибири: источники, исследовательские центры и направления».

Автор материалов о композиторах Новосибирска.

Автор статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала», «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.

Научно-методическая и редакционная деятельность

Член жюри межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (секция «Искусствоведение»), Открытой региональной олимпиады по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам, Всероссийского конкурса научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука».

С 2014 г. входит в состав редакционной коллегии научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки», электронного проекта «Музыкальная культура Сибири»; член редакционного совета журнала «Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]»;

В качестве докладчика принимала участие в международных и всероссийских научных конференциях и форумах (более 100 выступлений).

Научный редактор сборников статей «Профессиональные национальные коллективы как этнокультурный бренд России» (2019), «60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории»,«Россия - Япония - КНР - Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного» (2020), «Музыкальная культура Сибири : традиционные и академические формы творчества: к 100-летию со дня рождения Ю.Г. Кона и Т.А. Роменской» (2021),«Наследие Ф. Достоевского в искусстве» (2022), сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А. Скрябина «Фортепианное искусство: теория, история, методика» (2022).

Неоднократно становилась модератором мероприятий, посвященных композиторскому творчеству: Всероссийская научная конференция «Музыкальная культура Сибири», посвященная 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта, 80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина и юбилейному году Сибирской организации Союза композиторов России (16–17 февраля 2022 г.), Телемост с мастерами и участниками проекта Folk`sв рамках Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «Тартария» (12 ноября 2021 г.).

  • Соорганизатор Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «Тартария» (с 2020)
  • Соорганизатор Научно-культурного форума «Наследие Достоевского в искусстве», посвященного 200-летию со дня рождения писателя (2021)
  • Соорганизатор Международного проекта, приуроченного к проведению перекрестного Года молодежных культурных обменов Россия – Италия (2022);
  • Соорганизатор Открытого межрегионального конкурса работ по музыкальной критике, журналистике и лекторскому искусству «Лаборатория новой музыкальной критики» (2022)
  • монография «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: лирическая и драматическая разновидности стиля», Саарбрюккен, 2011;

статьи и тезисы:

  • Образ «человека чувствительного» в европейском искусстве второй половины XVIII века. Новосибирск, 2001.
  • Музыкальное штюрмерство в контексте европейского сентиментализма. Новосибирск, 2002.
  • Музыкальный театр эпохи сентиментализма. «Добрая дочка» Н. Пиччинни. Новосибирск, 2002.
  • Сентиментализм как общеевропейская художественная тенденция в культуре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
  • Чувствительный стиль в западноевропейском оперном театре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
  • О двух тенденциях сентиментализма в искусстве XVIII века. Новосибирск, 2003.
  • Сакральное и земное в симфонии «Lamentatione» Й. Гайдна. Новосибирск, 2005.
  • Тема любви в лирико-комической опере второй половины XVIII века. Новосибирск, 2007.
  • Поиски новой выразительности в юношеской симфонии Моцарта g-moll (К.183, 1773). Кемерово, 2009.
  • О собрании нот в книжной коллекции Григория Строганова. Музыка в доме Строгановых (в соавторстве с О.В. Крупцевой), 2002.
  • «То флейта слышится, то будто фортепиано»: Музыка в семье Строгановых. Часть 2» (в соавторстве с О.В. Крупцевой), 2003.
  • «Гитар-гитар»: к вопросу о постмодернистских приемах в творчестве Петра Налича. Красноярск, 2011.
  • Балканизация как популярное явление в современной массовой музыкальной культуре. Балканский проект новосибирской группы «Рви меха». Новосибирск, 2011.
  • Латиноамериканское направление в отечественной массовой музыке рубежа ХХ-ХХI веков. Красноярск, 2012.
  • Творческая рефлексия песенного наследия Владимира Высоцкого. Новосибирск, Пятигорск, 2013.
  • «Бурановские бабушки»: в диалоге с постмодерном и реалиями российского шоу-бизнеса. Новосибирск, 2013.
  • Интеграционные процессы в современной концертной практике (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»). Новосибирск, 2013.
  • Творчество группы «Ильвинги» (Новосибирск): к изучению отечественного арт-рока. Челябинск, 2014.
  • Новый год эпохи постмодерна (о праздничных телеконцертах канала «Культура»). Симферополь, 2014.
  • Романс в отечественной массовой музыке рубежа XX-XXI веков. Кемерово, 2014.
  • «Чумачечая весна плюс Цискаридзе»: к проблеме диффузии высокой и массовой культуры. Белгород, 2014.
  • Забытые песни великой войны. Новосибирск, 2014.
  • К проблеме плагиата в отечественной массовой музыке. Новосибирск, 2015.
  • О двух тенденциях в музыкально-развлекательных шоу (к проблеме норм коммуникации в массовой культуре). Самара, 2015.
  • Барды как объект пародии. Новосибирск, 2016.
  • Потерянные миры и сладкие грезы российской поп-музыки 1980-нач.90-х годов. Волгоград, 2016.
  • Стиль фьюжн: к вопросу о различных формах диалога в отечественной массовой музыке. Тамбов, 2017.
  • Этнический компонент в российской массовой музыке. Москва, 2017.
  • Акустическая скрипка в рок-музыке. Группа «Silenzium» (Новосибирск). Волгоград, 2017 (в соавторстве с Крыловой Е.Ю.).
  • Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории. Кемерово, 2018.
  • Специфика изучения явлений массовой музыкальной культуры (на примере информации о бардовских фестивалях в социальных сетях). Новосибирск, 2018.
  • Орган в неакадемической музыкальной практике. Орган и рок-музыка. Тамбов, 2018.
  • Духовые инструменты в современной массовой музыке: некоторые аспекты изучения. Новосибирск, 2019.
  • Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории). Новосибирск, 2019.
  • Феномен К-поп: о новых возможностях мировой музыкальной индустрии. Новосибирск, 2020.
  • Профессиональные народные коллективы в контексте современного хорового искусства России. Новосибирск, 2020.
  • Продвижение бренда национального хорового коллектива в молодежной среде (в соавт. С Н.В. Санниковой). Новосибирск, 2020.
  • Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы. Москва, 2020.
  • Исполнительские манеры в современной российской эстрадной музыке. Новосибирск, 2021.
  • Семантика эмбиента в опере Д. Мазурова «Dark». Новосибирск, 2021 (в соавт. с К.В. Чехловой)
  • О судьбе жанра фортепианного этюда в XXI веке. Новосибирск, 2021 (в соавт. с Е.В. Олейниковой)
  • Эстетика посткультурного карнавала в альбоме "Mein lieber tanz" группы "Несчастный случай". Новосибирск, 2021.
  • Достоевский и массовая музыка. Новосибирск, 2022.
  • Глобальная научная опера (GSO) как новый тренд мирового образования. Красноярск, 2022 (в соавт. с Е.А. Мизоновой)
  • Возможности использования препарированного фортепиано в развитии творческих способностей ребёнка. Красноярск, 2022 (в соавт. с Т.А. Бочкаревой)
  • Ремейк в современной массовой музыке: к проблеме соавторства. Саратов, 2022 (в соавт. с К.К. Телегиной)
  • О трансформации жанра духовного стиха в современной массовой музыке. Саратов, 2023.
  • Песни Я. Дронова (Shaman) в свете изучения жанра патриотической песни в современной России. Новосибирск, 2023.

Автор материалов о композиторах Новосибирска, в т.ч.:

  • Андрей Попов: эскизы к портрету». Новосибирск, 2014.
  • ”Своё” и “чужое” в творчестве новосибирского композитора Андрея Попова. Новосибирск, 2014.
  • «Андрей Молчанов: путь к успеху» / Композиторы Новосибирска. Выпуск 2. Новосибирск, 2016.

Автор статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала», «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.

Статьи в периодике

  • «Играем с начала», https://gazetaigraem.ru/author/3181:
  • Юрий Ткаченко: девиз «пусть победит сильнейший» никто не отменял. 03.01.2020.
  • Место встречи Баха с Букстехуде изменить нельзя. 30.09.2017.
  • Австрийский наказ сибирским органистам. 31.01.2017.
  • Страсти по барокко. 25.12.2015.
  • «Три истории» не для приятного просмотра. 25.11.2015.
  • Настоящие и будущие открытия «сезонов». 28.04.2015.
  • Сибирский органный форум. 25.11.2014.
  • Рискуя совершить чудо. 25.11.2014.
  • Бах в голландской венеции. 28.10.2014.
  • «Кентервильское привидение» в Новосибирске. 27.08.2014.
  • Путевые заметки из Германии. 27.08.2014.
  • Летние open air. 27.08.2014.
  • «Оperahause». 21.05.2014.
  • Правила и свободы, 21.05.2014.

«Орган»:

«Музыкальная жизнь»:

Музыкальный клондайк:

«Сибирская католическая газета»: