Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Мирошкина Альфия Фаритовна

Мирошкина Альфия Фаритовна

Мирошкина Альфия Фаритовна

Музыковед

Родилась в п. Светлом Оренбургской области. В 1999 году закончила Орское музыкальное училище (ныне колледж) по специальности «Теория музыки», а в 2005 году – Челябинский институт музыки им. П.И. Чайковского (в настоящее время Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского) по специальности «Музыковедение» с отличием.

С 2005 года работает в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. С 2018 г. – доцент кафедры истории и теории музыки.

В 2017 году защитила диссертацию «Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования» по специальности «Музыкальное искусство», научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова И.М. Ромащук.

В 2020 году на основе материалов диссертационного исследования была издана монография «Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования», которая стала Лауреатом во Всероссийском конкурсе «Лучшая научная книга 2020 года» (г. Сочи, сентябрь, 2021).

Мирошкина А.Ф. является автором ряда работ, посвященных киномузыке в целом и, в частности, А.Г. Шнитке, которые опубликованы в различных международных и российских журналах и сборниках статей (на начало 2023 г. – около 30 статей). Участвует в научных конференциях: Союз композиторов Москвы, ВГИК им. С.А. Герасимова, МГИМ им. А. Шнитке, ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей (Оренбург), КГИК (Краснодар) и др..

Альфия Мирошкина ведет активную педагогическую деятельность, является организатором и участником различных конференций ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, под ее руководством студенты участвуют в научно-исследовательских конкурсах. Она является постоянным участником курсов повышения квалификации, организованными Центром дополнительного профессионального образования и инновационных технологий ГБОУ ВО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей» (Оренбург).

Монография

  • Мирошкина А.Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования. Оренбург, 2020. – 244 с.

Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК:

  • Мухамадеева, А. Ф. Документальная поэтика: о музыке А. Шнитке к фильму Э. Климова «Спорт, спорт, спорт» // Театр. Кино. Живопись. Музыка. Ежеквартальный альманах. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011. – № 4. – С. 135-145 (0,4 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. «Чайка»: чеховские образы в киномузыке А. Шнитке // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – № 4.3 (28). – С. 298-317. – ISSN 2072-0831 (0,5 п.л.).
  • Мирошкина, А. Ф. Война и «три цвета времени жизни» (о фильмах И. Таланкина с музыкой А. Шнитке) // Музыкальная академия. – 2015. – № 4. – С. 145-146 (0,6 п.л.).
  • Мирошкина, А. Ф. История и современность: «Агония» (о фильме Э. Климова с музыкой А. Шнитке) // Театр. Кино. Живопись. Музыка. Ежеквартальный альманах. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2015. – С. 195-205 (0,3 п.л.).
  • Мирошкина А.Ф. Музыка А. Г. Шнитке к фильму «Горячий снег»: к изучению творческого метода // Театр. Кино. Живопись. Музыка. Ежеквартальный альманах. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2021 (в печати).
  • Мухамадеева, А. Ф. Идея художественного синтеза в музыкальной культуре России XX века // Актуальные проблемы теории и методики современного музыкального искусства и образования: сб. науч. тр. ОГИИ. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «Оренбург. гос. ин-т искусств», 2006. – С. 71-77. – ISBN 593867-005-5 (0,3 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. Музыка А. Шнитке в фильме «Прощание» Л. Шепитько-Э. Климова: трагедия народной жизни глазами режиссёров и композитора // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории: сб. науч. тр. ОГИИ. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2007. – С. 233-239 (0,4 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. Поэзия и трагедия народной жизни (о фильме «Прощание» Л. Шепитько-Э. Климова с музыкой А. Шнитке) // Из наследия отечественных композиторов XX века. Сб. статей по материалам творческих собраний молодых исследователей. – М.: РОО «Союз московских композиторов», 2007. – Вып. 7. – С. 130-143. – ISBN 5-93994-005-6 (0,6 п.л.).
  • Мухамадеева, А.Ф. Визуальные кинопартитуры А. Шнитке: некоторые вопросы методологии исследования // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: сб. науч. тр. ОГИИ. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – Вып.3. – С. 53-60. – ISBN 978-5-7410-0723-5 (0,3 п.л.).
  • Мухамадеева, А.Ф. «Вступление в жанр» (о музыке А. Шнитке к фильму «Вступление» И. Таланкина) // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – Вып.4. – С. 86-92. – ISBN 978-5-7410-0792-1 (0,3 п.л.).
  • Мухамадеева, А.Ф. Вечная современная тема жизнь/смерть (о музыке А. Шнитке к фильму «Звездопад» И. Таланкина) // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественно образования: сб. науч. тр. ОГИИ. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – Вып.5. – С. 247-255. – ISBN 978-5-7410-0861-4 (0,4 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. «Дядя Ваня»: от пьесы А. Чехова к драматургии А. Михалкова-Кончаловского и к музыкальной партитуре А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. – М: Композитор, 2008. – Вып. 6. – С. 79-91. – ISBN 5-85285-307-0 (0,6 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. Альфред Шнитке: «обращение к Толстому продиктовано для меня потребностью нравственной» // Школа молодого исследователя. Материалы выступлений на научных конференциях в Союзе московских композиторов. – М.: Изд-во «Союз московских композиторов», 2008. – С. 127-142 (0,6 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. «Музыка способна служить как бы незримой опорой…» (о музыке А. Шнитке к кинофильму И. Таланкина по одноименной книге О. Берггольц) // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – Вып. 6. – С. 106-117. – ISBN 978-5-7410-0940-6 (0,6 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. Поэтика киномузыки А. Шнитке (на примере его музыки к военной кинотрилогии И. Таланкина // «Альфреду Шнитке посвящается…». – М : Композитор, 2009. – Вып.7. – С. 265-277. – ISBN 5-85285-357-7 (0,6 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. А. Шнитке – А. Чехов: о музыке А. Шнитке к фильму «Чайка» Ю. Карасика // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ОГУ, 2011. – Вып. 10. – С. 192-199. – ISBN 978-5-93867-007-5 (0,3 п.л.).
  • Мухамадеева, А. Ф. Притча в старинном стиле: о музыке А. Шнитке в фильме Э. Климова «Похождения зубного врача» // Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал. – Челябинск: Изд-во ГБОУ ВПО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», 2012. – № 2 (03). – С. 31-34. – ISSN 2227-2577 (0,2 п.л.).
  • Мирошкина, А. Ф. «Шестое июля»: грани художественной правды // Школа молодого исследователя. Сб. науч. трудов. По материалам конференций в Союзе московских композиторов в 2014 году. – М.: ООО «Издательство РИТМ», 2015. – С. 74-77. – ISBN 978-5-98422-266-2 (0,2 п.л.).
  • Мирошкина, А. Ф. «Выбор цели»: кинотекст и его интерпретация Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. – М.: Композитор, 2016. – Вып. 10. – С. 153-161. – ISBN 978-5-9907997-6-9 (0,4 п.л.).
  • Мирошкина А.Ф. Музыкальные образы экрана и литературный первоисточник (И. Таланкин – А. Шнитке) // Вестник ВГИК (по материалам VII Всерос. научно-практ. конф. по экранизации «Эстетика звука на экране и в книге»). – ВГИК: 2016.
  • Мирошкина А.Ф. «Отец Сергий» Л. Толстого в отечественном кинематографе ХХ века (о фильме И. Таланкина с музыкой А. Шнитке) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. (По материалам VI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм. Серебряный век»)– Саратов, 2021: - Т. XVIII. – С. 289-302.

Другие публикации: