Бахтияри Фархад Фаритович
Родился в 1997 году в Казани в татарской семье. С детства с большой любовью слушал татарскую музыку. Одним из первых сочинений стала песня «Болында́» (На лугах») (2006) на текст своей бабушки Рины Зариповой. Окончил музыкальную школу по специальностям «фортепиано» и «хор».
В 2013 году поступил в Казанский музыкальный колледж им. И. В. Аухадеева на отделение «Теории музыки». В годы обучения в колледже брал уроки композиции у Э. Ж. Низамова, регулярно консультировался с композитором С. В. Зорюковой. В своей дипломной работе, написанной в классе Н. В. Корчагиной, изучал хоровые сочинения Е. И. Подгайца, в частности, концерт «Вещая душа», что сказалось на сочинениях этого времени: в 2015-2016 гг. были написаны 5 хоров для хора a capella.
В 2016 году с отличием окончил Казанский музыкальный колледж и поступил на историко-теоретический факультет Московской консерватории. В разные годы обучался композиции в классах С. В. Голубкова, В. Г. Тарнопольского, Ю. С. Каспарова и О. Е. Бочихиной; в 2022 году закончил научно-композиторский факультет Московской консерватории по классу М. И. Каратыгиной.
В 2017-2018 гг. проходил срочную службу в военном хоре Инженерных войск РФ, исполнявшем не только военно-патриотические композиции, но и произведения русской и зарубежной духовной музыки П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова, А. Д. Кастальского, Д. С. Бортнянского, А. И. Киселёва, Ф. Листа и др. Практика исполнения отразилась в сочинениях этого периода: в двух хоровых Вокализах, Монологах и Секстете. После окончания военной службы увлёкся музыкальными культурами мира, так появились сочинения, написанные под влиянием иранской, монгольской музыкальных традиций, как Ğibadätxanädä (В святилище), Ozın («Длина») и ряд других.
В 2022 году поступил в аспирантуру Московской консерватории в классы М. И. Каратыгиной и Ю. С. Каспарова. В центре творческих и научных интересов – вокальные и вокально-инструментальные традиции татар и башкир и их воплощение в условиях современной музыки.
Большинство сочинений Ф. Бахтияри имеют татарские названия, в ряде последних сочинений композитор работает над применением старинных татарских ансамблевых принципов в рамках современной музыки. Ключевыми композициями в данном направлении являются музыка к спектаклю «Идегәй», «حبیبه» (Хәбибә), «Коръән нуры», «Каф таулары», «Aruz-rhythms» и другие.
Ф. Бахтияри обосновывает свои методы по возрождению старинных татарских ансамблевых принципов и в ряде научных публикаций о татарской, персидской, алтайской, инуитской музыке и т. д. Ф. Бахтияри выступал с докладами на данную тему на конференциях в различных городах: Казани, Москве, Тбилиси, Стамбуле и других.
Музыка Фархада Бахтияри неоднократно звучала в залах Москвы, Казани, Перми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Горно-Алтайска, Архыза, Черкесска в исполнении Московского ансамбля современной музыки, Центра электроакустической музыки при Московской консерватории, Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Зыкиной, Государственного оркестра Республики Алтай, Оркестра Татарского государственного театра драмы и комедии имени К. Тинчурина, Ансамбля черкесских инструментов «Пэсерэй», Камерного хора Московской государственной консерватории, Вокального ансамбля «Дуслык», других коллективов и отдельных исполнителей.
- II место в заочном конкурсе композиции региональной олимпиады Поволжского региона для ССУЗов в г. Казани (2015)
- Дипломант конкурса на лучшее сочинение для органа XIX Международного московского органного фестиваля (2019).
- Лауреат I степени в номинации «Композиция» конкурса «Новые имена Якутии» (Якутск, 2021)
- Стипендиат Союза Композиторов РФ по результатам Композиторских читок в Санкт-Петербурге (2022)
- Дипломант Международного конкурса «New Generation» (2022)
- Лауреат II степени Международной композиторской лаборатории «Открытый космос» (2022)
- Лауреат I степени Международного конкурса по композиции «Самал» (Астана, 2023)
- Лауреат I степени Международного конкурса по композиции «Самал» (Астана, 2024)
- Финалист лаборатории Synesthesia-Lab ЦСМ С. А. Губайдулиной (Казань, 2023)
- Финалист лаборатории «Москва. Звуки города» ЦЭАМа и МАСМа (Москва, 2023)
- Участник лаборатории для композиторов и хореографов «Выше звука» (Черкесск, Архыз, 2024)
- Студент Международной Академии в г. Чайковский в качестве композитора (г. Чайковский, г. Москва, 2024)
- Финалист фестиваля-конкурса «Искусство XXI» (г. Москва, 2024)
название сочинения | жанр / состав исполнителей | год | исполнители | место исполнения | |
Фантазия и прелюдия | для фортепиано | 2014 | Автор (фортепиано) | Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева | |
Прелюдия и фуга | для фортепиано | 2015 | Автор (фортепиано) | Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева | |
«Подуй, непогодушка», «Матушка Добрыни», «Впереди меня» | три смешанных хора на основе русских народных песен | 2014-2015 | |||
The Bell (Колокол) | фантазия для смешанного хора на сл. Кл. Шолларда | 2015 | |||
Прелюдия | для фортепиано | 2015 | Автор (фортепиано) | Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева | |
Полонез | для фортепиано | 2015 | Автор (фортепиано) | Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева | |
Поэма | одночастная симфония для симфонического оркестра | 2015-2016 | |||
Белая поэма | одночастная симфония для симфонического оркестра | 2016 | |||
Море | романс для голоса и фортепиано на слова А. К. Толстого | 2016 | А. Халлдорсдоттир (сопрано), автор (фортепиано) | Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева | |
Весной | фантазия для вокального ансамбля и трёх орф-ксилофонов | 2016 | Ансамбль отделения «Теория музыки», фортепиано (автор) | Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева | |
Um Ást (О любви): | №1 | три вокализа для сопрано и фортепиано | 2017 | А. Халлдорсдоттир (сопрано), автор (фортепиано) | Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева |
№2 | 2017 | А. Собецкая (сопрано), автор (фортепиано) | Концертный зал им. Мясковского МГК им. П.И.Чайковского | ||
№3 | 2017 | - | - | ||
Вокализ | для тенора, баритона и мужского хора | 2018 | Д. Рыжков (тенор), Р. Бабиец (баритон), ПХИВ, дир. М.Мологин | Концертный зал Военной части Инженерных войск РФ | |
2019 | М. Соловьев (баритон), Р. Бабиец (баритон), ПХИВ, дир. М. Мологин | Малый зал МГК им. П.И.Чайковского | |||
Монологи | поэма для сопрано и органа | 2019 | А. Собецкая (сопрано), Ф. Морозов (орган) | Малый зал МГК им. П.И.Чайковского | |
Вокализ | для сопрано, органа и мужского хора | 2019 | А. Собецкая (сопрано), Ф. Морозов (орган), ПХИВ, дир. М. Мологин | Малый зал МГК им. П.И.Чайковского | |
2022 | К. Хабибуллина (сопрано), И. Югов (орган), ПХИВ, дир. М. Мологин | МГК им. П.И.Чайковского | |||
a là Bartók | прелюдия для фортепиано | 2019 | автор (фортепиано) | МГК им. П.И.Чайковского | |
Moñnar (Гармонии) | секстет для двух сопрано, альта, тенора, баритона и баса | 2019 | |||
Ozın (Длина) | композиция для двух кларнетов | 2020 | С. Ойношев (кларнет), А. Радов (кларнет) | Малый зал МГК им. П.И.Чайковского | |
Ğibadätxanädä | композиция для кларнета, фагота и фортепиано | 2021 | С. Ойношев (кларнет), Д. Станков (фагот), автор (фортепиано) | Рахманиновский зал МГК им. П.И.Чайковского | |
композиция для кларнета, виолончели и фортепиано | 2022 | О. Танцов (кларнет), О. Дёмина (виолончель), М. Дубов (фортепиано) | Малый зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга | ||
Palace of the East | для ударных | 2021 | |||
Suw (Вода) | композиция для воды и предметов | 2021 | |||
Süzlær (Слова) | музыкально-театрализованная композиция на основе отрывков сочинений Аяза Гилязова для голоса, курая, топшуура, горлового пения и чтеца | 2021 | И. Киямов (чтец), К. Хабибуллина (сопрано), Р.Хабиров (курай), С. Ойношев (топшуур), автор (горловое пение) | Рахманиновский зал МГК им. П.И.Чайковского | |
Sürler (Образы) | композиция на основе алтайских народных тем для кларнета и оркестра русских и алтайских народных инструментов | 2022 | С. Ойношев (кларнет), Государственный оркестр Республики Алтай, дир. В. Кончев | Национальный драматический театр Республики Алтай им. П.В.Кучияк | |
Ochoh (Огонь) | поэма для комуса и струнного оркестра | 2022 | С. Ойношев (кларнет), автор (фортепиано, электроника) | [Запись] | |
El ruiseñor y la rosa (Соловей и роза) | поэма для двух кураев, кларнета и симфонического оркестра | 2022 | Х. Годой (голос), С. Ойношев (кларнет), Т. Бембеева (флейта), К. Гракович (тромбон, туба), автор (фортепиано), Р. Юнусов (электроника) | [Запись] | |
Akh-Ayas (Космос) | композиция для оркестра русских народных инструментов на фрагменты шорского и алтайского эпосов (2022) | 2022 | ГАРНА «Россия» им. Л. Зыкиной, дир. С. Корняков, М.Ровенко (дудук), А. Абраменко (гусли, чтец) | Музей космотавтики | |
Tın tuu ülü söyü (Дыхание рождение умирание любовь) | Композиция для хомуса и кырыымпа | 2022 | Ф.Бахтияри (хомус), Н.Яковлев (кырыымпа) | [Запись] | |
İdegäy | музыка к спектаклю | 2022-2023 | Оркестр Театра Тинчурина под рук. И.Камала, солисты: Сугдэр Лудуп (шор, горловое пение, голос, хомус), Мария Секерина (даф), Венера Низамова (озын көй) и др. | ТГТДиК им. К.Тинчурина | |
Колыбельная из музыки к спектаклю | 2023 | Дина Абдуллина (голос), Ия Меккюсярова (хомус), Винер Тулькубаев (курай), Жаргалсайхан Тэрбиш (морин-хуур), Фархад Бахтияри (горловое пение) | Концертный зал им. Мясковского МГК им. П.И.Чайковского | ||
2024 | Дина Абдуллина (голос), Никифор Яковлев (хомус), Самыр Ойнош (кларнет), Жаргалсайхан Тэрбиш (морин-хуур), Фархад Бахтияри (горловое пение) | Зал Дома татарской книги, Казань. | |||
Ün | Композиция для ансамбля и электроники | 2023 | К. Ефимов (флейта), О. Танцов (кларнет), Е. Субботин (скрипка) О. Дёмина (виолончель), Е. Зубков (дэф) | Электротеатр «Станиславский», г.Москва | |
2023 | Кинозал «Ельцин-центра», г. Екатеринбург | ||||
2023 | Частная Филармония, г. Пермь | ||||
2023 | Театральная площадка «Moñ», г. Казань | ||||
2024 | Рахманиновский зал МГК им.П. И. Чайковского | ||||
Khabibe | Для альтовой флейты, бас-кларнета, виолончели и фортепиано | 2023 | К. Ефимов (флейта), О. Танцов (кларнет), О. Дёмина (виолончель) М. Дубов (фортепиано) | Союз композиторов Республики Татарстан, г. Казань. | |
2023 | Дом творчества, Переделкино, г. Москва | ||||
Чöгöдöгöн Алтайым | Для кларнета и фортепиано вместе с голосом и топшууром | 2024 | Самыр Ойнош (кларнет), Елена Константиди (фортепиано), Жанетта Тонова (голос), Фархад Бахтияри (топшуур) | Эл-театр Республики Алтай, г. Горно-Алтайск | |
2024 | Самыр Ойнош (кларнет), Никифор Яковлев (фортепиано), Дина Абдуллина (голос), Фархад Бахтияри (топшуур) | Зал Дома татарской книги, Казань. | |||
Коръән нуры | Для женского хора | 2024 | Ансамбль «Дуслык» под управлением Х.Валиева | Большой зал Татарского культурного центра г. Москвы. | |
2024 | Камерный хор МГК им. П.И.Чайковского | Малый зал МГК, г. Москва | |||
Kaf tawları | Для ансамбля карачаевских, черкесских и ногайских инструментов | 2024 | Ансамбль «Пэсерэй» | МФК «Романтик», курорт Архыз, КЧР | |
2024 | Ансамбль «Пэсерэй» | Амфитеатр «Зеленый остров», Черкесск | |||
Aruz rhythms (Aruz ahӓñnӓre) | Композиция для ансамбля и электроники | 2024 | Е. Субботин (скрипка), О. Танцов (кларнет), О. Дёмина (виолончель) М. Дубов (фортепиано), И. Габидуллин (электроника) | Арт-центр, г. Чайковский | |
2024 | Камерный зал Московской филармонии, г. Москва |