Лукина Галима Ураловна
Музыковед
Доктор искусствоведения, заместитель директора по научной работе ФГБНИИ «Государственный институт искусствознания», заведующая кафедрой теории и истории музыки, ведущий научный сотрудник сектора академических музыкальных изданий Государственного института искусствознания, профессор ФГБОУ ВО «Российская государственная специализированная академия искусств».
Г.У. Лукина является авторитетным российским ученым как в области истории русской музыкальной культуры, так и инклюзивного художественного образования. Автор более 70 публикаций, в том числе 3 монографии, 2 учебных пособия, редактор-составитель 10 сборников статей с материалами организованных ею международных конференций. В области искусствознания Г.У. Лукина является продолжателем идей В.В. Медушевского, его методологии анализа музыки, синтезирующей интонационный метод анализа и метод философской идейно-смысловой интерпретации. В сферу особого интереса Г.У. Лукиной входит изучение творчества выдающегося русского композитора С. И. Танеева. В научных трудах Г.У. Лукиной дано целостное научно обоснованное представление о специфике национального мышления; предложена расширенная интерпретация его музыки, позволяющая осмыслить ее интонационный строй в диалектическом единстве западноевропейских и русских форм музыкальной культуры. Наиболее заметным трудом стала ее монография «Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции» (Москва: Композитор, 2015). С 2017 года Г.У. Лукина – член двух Специализированных Ученых советов по защите диссертаций при Государственном институте искусствознания (Д 210 004 01 по специальностям 09.00.04 — эстетика (философские науки) и 24.00.01 — культурология (теория и история культуры), Д 210 004 03 по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство). В 2019 году Г.У. Лукиной вручен диплом Российской академии художеств – награда за многолетнюю работу по организации и проведению ежегодных международных конференций «Искусствознание: наука, опыт, просвещение», изданию материалов этих конференций как на русском языке (издательством ГИИ), так и на английском (издательством Atlantis press (Париж). Данная деятельность — важнейшая работа по взаимодействию современной российской и западной науки об искусстве по самым широким проблемам. Г.У. Лукина выступала с лекциями по приглашению в Университете Шокей Гакуин (2017, г. Сендай (Япония)), Университете Ланкашира (2018, г. Престон (Британия)). Г.У. Лукина активно участвует в реализации творческих и научных проектов, в том числе с участием лиц с ограничением по здоровью (Международный симпозиум «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством – к творческому развитию личности» (2015 г., см. http://scri.ru/materialy/fotografii/item/163-8-oktyabrya-chetvertyj-den-simpoziuma.html), ежегодная Международная научно-практическая конференция «Искусство, дизайн и современное образование» (РГСАИ, 2015-2019), ежегодная международная научная конференция «Искусствознание: наука, опыт, просвещение» (ГИИ, 2016-2021), Международная научная конференция «Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России» (ГИИ, Uclan (Великобритания), 2019), Международная научная конференция «Ф.М. Достоевский в диалоге культур: взгляд из XXI века (ГИИ, 2021).
В исследованиях Г.У. Лукиной, посвященных художественному образованию особое внимание уделено методике преподавания сольфеджио для невидящих и плоховидящих, о чем свидетельствуют статьи, опубликованные в рецензируемых сборниках, журналах, входящих в перечень ВАК, изданиях, индексируемых в международной базе Web of Science, а также учебно-методическое пособие «Методика преподавания сольфеджио для слабовидящих и незрячих детей в детской музыкальной школе», изданное совместно Государственным институтом искусствознания, Российской государственной специализированной академией искусств и Детской музыкальной школой имени С.И. Танеева. В этих работах предлагается методика, опирающаяся на систему формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов. Процесс обучения невидящих в работах Лукиной представлен как баланс между специфическими трудностями и некоторыми преимуществами в работе с незрячими, поиск новых «обходных» путей развития музыкальной памяти и слуха.
Исследования Г.У. Лукиной вызывают серьезный интерес, поскольку впервые в них представлен комплекс определенных методов преподавания сольфеджио для незрячих обучающихся, приведены примеры интонационных упражнений, направленных на формирование и развитие компенсаторных механизмов. Соответственно восполнены существенные пробелы знаний в сфере, связанной с инклюзией в образовании.
С 2014 года по настоящее время Лукина работает в Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ), единственного в мире уникального высшего учебного заведения художественного профиля, в котором обучаются студенты с ограниченными возможностями по слуху и зрению. С 2018 года Г.У. Лукина является заведующей кафедрой теории и истории музыки РГСАИ, которая осуществляет музыкально-теоретическую подготовку выпускников (в том числе с ограничениями по зрению) по исполнительским музыкальным специальностям, а также готовит научно-педагогические кадры по программе аспирантуры 50.06.01 Искусствоведение (17.00.02 Музыкальное искусство).
Своей педагогической деятельностью, подготовкой рабочих программ, методических пособий, научными изысканиями Г.У. Лукина внесла существенный вклад в формирование научного направления «Специализированные методики обучения, преподавания», ставшего основным в деятельности академии. Несомненно, профессиональная деятельность Лукиной, помимо научной, имеет важную социальную направленность. В 2014 году Лукина стала одним из основателей научного журнала «Художественное образование и наука», будучи заместителем главного редактора. В сферу особых интересов журнала включены проблемы обучения художественно одаренной молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Журнал выполняет роль научной площадки для серьезного обсуждения учеными, педагогами и всеми заинтересованными лицами проблем профессиональной художественной подготовки инвалидов. В настоящее время Г.У. Лукина входит в состав редколлегии не только журнала «Художественное образование и наука», но и периодических изданий «Художественное культура», «Культурное наследие России», входящих в перечень ВАК.
Книги:
- Лукина Г.У. Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции: Монография. Москва: Композитор, 2015. – 364 с., илл.
- Лукина Г.У., Лисовой В.И. Методика преподавания сольфеджио для слабовидящих и незрячих детей в детской музыкальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. – 88 с.
- Аминова Г.У. Отечественные истоки творчества С. И. Танеева. Монография. Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 2006. – 221 с.
- Аминова Г.У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С. И. Танеева. Монография. Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 2004. – 140 с.
Составление, редактирование, подготовка к изданию:
- Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года / Ред-сост. Е.А. Артамонова, Г.У. Лукина, О.М. Табачникова. – М.: Государственный институт искусствознания, 2020. – 448 c., ил., нот.
- Proceedings of the 4th International Conference On Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020). 2020. Сер. Advances in Social Science, Education and Humanities Research Moscow, Russia 27-28 Aug. 2020. Volum 469. Atlantis Press, 2020. ISSN: 2352-5398 ISBN: 978-94-6239-051-5
- Proceedings of the 5th International Conference On Art Studies: Research, Experience, Education (ICASSEE 2021). Amsterdam University Press, 2021 Editor In Chief - Dr. Galima Lukina. ISBN: 9789048557240 https://www.aup-online.com/content/proceedings/ICASSEE-21
- Искусствознание: наука, опыт, просвещение: сборник статей по материалам Международной научной конференции. 5–6 октября 2018 года // Ред.-сост. Г.У. Лукина. – М.: Государственный институт искусствознания, 2019. – 384 с., ил.
- Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9–11 ноября 2017 года // Ред.-сост. Г.У. Лукина. – М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – 596 с.
- Аспирантский сборник. Сборник статей по материалам Международного Форума молодых исследователей искусства «НАУЧНАЯ ВЕСНА-2018» (9-18 апреля 2018 года) Вып.10 / Ред.-сост. Г.У. Лукина. Государственный институт искусствознания. 2019. – 528 с.
- Цчиду Садакацу. Россия и Рахманинов глазами японского пианиста // Отв. редактор Г.У. Лукина. Монография. М.: Научный дом, 2016.
- Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015: Сборник статей к 100-летию со дня смерти. Составитель: Г.У. Лукина (Аминова). Москва: Издательство «Научная библиотека», 2015. – 456 с.
- Искусство, дизайн и современное образование. Материалы международной научно-практической конференции / Ред.: А.Н. Якупов, Е.Н. Благирева, Г.У. Лукина, А.А. Волкова. Москва: Издательство «Научная библиотека», 2015. – 579. Серия «Научные труды РГСАИ».
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
- Lukina Galima. ロシア音楽のロゴスへの道 ガリマ・ルキナ * 土田 定克 ** 訳 [The Way to Logos of Russian Music] Translation: Sadakatsu Tsuchida // Bulletin of Shokei Gakuin University. 2021 № 81. P. 45-54. doi/10.24511/00000527
- Лукина Г.У. По страницам английских и российских исследований о творчестве С.И. Танеева // Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 201–214.
- Кривцун О.А., Беспалов О. В., Проклов И.Н., Беликова М.А., Флорковская А.К., Лукина Г.У., Савенко С.И., Дуцев М. В., Сальникова Е. В., Ступин С.С., Карпов А. В., Мутья Н. Н. Витальность искусства: подходы к исследованию // Художественная культура. 2021. № 1 (36). С. 304-353.
- Лукина Г.У. Тайна замысла хорового цикла С.И. Танеева op. 35 на стихи К.Д. Бальмонта // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9-11 ноября 2017 г. Ред.-сост. Г.У. Лукина. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – С. 347-364.
- Лукина Г.У. Принципы и подходы обучения в художественных вузах студентов с ограниченными возможностями // «Искусство и социум». Сборник статей по материалам VI Международного научно-практического симпозиума. 1-3 октября 2018.Красноярск: Красноярский государственный институт искусств.
- Лукина Г.У.Особенности интонационного развития в «Орестее» Танеева // Музыка в системе культуры: Науч. вестник Урал. консерватории.Вып. 11. Чайковскому посвящается: по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского: сб. науч. ст. Ч. 2. / [отв. ред., сост. Е.Е. Полоцкая]; Урал. гос. Консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2016. С. 109-125.
- Лукина Г.У. Симфоничность учения В.В. Медушевского о духовной природе музыки // Художественное образование и наука. 1015/2(3). С. 30-33.
- Лукина Г.У. По прочтении Эсхила: трилогия «Орестея» С.И. Танеева // Художественное образование и наука. 1015/1(2). С. 125-138
- Лукина Г.У. Танеев об искусстве: в диалоге с Л.Н. Толстым // Памяти С.И. Танеева: 1915-2015. Сборник к 100 летию со дня смерти / Сост. Г.У. Лукина. М., 2015. С. 160-175.
- Лукина Г.У. О жанровой специфике трилогии «Орестея» С. И. Танеева // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — Искусствоведение. 2014.Вып. 91. С. 166—172.
- Лукина Г.У. Особенности принципа монотематизма в музыке С. И. Танеева //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10.
- Лукина Г.У. Интонационная организация хорового цикла С.И. Танеева на сл. Я.П. Полонского // Вестник МГУКИ. — 2014. — №1 (57). — С. 232—238.
- Лукина Г.У. Замысел С.И. Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» // Вестник МГУКИ. — 2014. — №1 (57). — С. 232—238.
- Лукина Г.У. К вопросу о национальном в эстетике С.И. Танеева Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. №7. С. 20-23
- Лукина Г.У. Хоровая музыка С.И. Танеева в содержании высшего профессионального музыкального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. №8.
- Аминова Г.У. Творчество Танеева в содержании высшего музыкального образования в контексте интонационно-онтологического подхода // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование", 2 выпуск. Moscow, "MSPU" Publishing House, 2014.
- Аминова Г.У. Идеи Танеева о будущем русской музыки в контексте отечественной философии XIX — начала XX вв. // Ценности и смыслы. 2011. № 6 (15). С. 64‑76
- Аминова Г.У.Концепция Человека Соборного в симфонии до минор С.И. Танеева// Сб. материалов конференции «Проблема художественной интерпретации». Академия музыки им. Гнесиных. М., 2010. С.208-223.
- Аминова Г.У. «Орестея» С.И. Танеева: трагедия-мистерия и Православие // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 2 (7).С. 171‑175.
- Аминова Г.У. Мировоззренческие основы творчества С.И. Танеева в свете русской религиозно-философской традиции // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — Искусствоведение.2008.Вып. 25. № 26 (127). — С.173—180
- Аминова Г.У. Воплощение христианских идей в хоровом цикле ор.27 С.И. Танеева (статья). Христианские образы в искусстве. Вып. 2. Сб.трудов 171. Академия музыки им. Гнесиных. М., 2008. С.124-136.
- Аминова Г.У. Национальное в хоровом и инструментальном творчестве С.И. Танеева // Вестник МГУКИ.2008.№5. С. 243—246
- Аминова Г.У. Интонационный мир кантат С.И. Танеева // Новое о Танееве. Сб. статей. ГЦММК им. М.И. Глинки. М., 2007 – с.256-265.
- Аминова Г.У. Представления С.И. Танеева об искусстве (по материалам эпистолярного творчества) // Вестник КрасГУ.2006.№10.С.100—113
- Аминова Г.У. Русская версия камерно-инструментального жанра в творчестве С.И. Танеева (на материале анализа квинтета ор. 30) // Вестник КрасГУ. — 2006. — №3. — С. 138—144.
- Аминова Г.У. Заразительная энергия музыки // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: Сб. науч.ст. / Ред. В.И. Жуковский. Краснояр. гос.ун-т. Красноярск, 2004. — С. 7—10.
- Lukina G. U. Philosophy of Intonation in Sergey Taneyev’s Cantatas // Advances in Social Science, Education and Humanities Research.Volume 23/ International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2015). Atlantis Press – Paris. ISSN 2352-5398. Р. 42-49.
- Lukina G. U. Intonation in the Course ofSolfeggio for Visually Impaired and Blind Children // Proceedings of the 2nd International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2018). Art studies: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Paris: Atlantis Press. 2018. С. 643-648.
- Lukina G. U. The system of formation of compensatory factors in blind musicians in the solfeggio lessons // Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017). Art studies: Science, Experience, Education International scientific conference. November 9-11 2017. Сериякниг: Advances in Social Science Education and Humanities Research. Том: 171. Paris: Atlantis Press. 2017. С. 350-354.
- Csikota Josef, Lukina Galima. The Peculiarities of Frigyes Hidas's Style of Wind Music // Proceedings of the 4th International Conferenceon Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 469 Moscow, Russia 27-28 Aug. 2020. ISSN: 2352-5398 ISBN: 978-94-6239-051-5 Atlantis Press. P. 104-109. https://dx.doi.org/10.2991/assehr.k.200907.019
и др.
См.: https://www.elibrary.ru/author_items.asp, https://app.webofknowledge.com/author/record/6373971