Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Серебрякова Любовь Алексеевна

Серебрякова Любовь Алексеевна

Серебрякова Любовь Алексеевна

Музыковед
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»

Родилась 18 сентября 1947 г. в г. Энгельсе Саратовской области. Окончила по специальности «Музыковедение» Ставропольское музыкальное училище (1966), а затем Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, где обучалась сначала в классе З.А. Визеля, затем Н.А. Вольпер. Получив диплом с отличием, поступила в аспирантуру Уральской консерватории, по окончании которой в 1975 г. была принята в штат кафедры истории музыки, на которой работает и в настоящее время (с 1989 г. в должности доцента, с 2000-го – профессора). В 1991 г. во ВНИИ искусствознания (Москва) защитила кандидатскую диссертацию на тему «Претворение жанра плача в советской музыке 1960–70-х гг.: ценностный аспект» (рук. Н.А. Вольпер). В 1971–1974 гг. работала старшим научным сотрудником государственного Дома-музея П.И. Чайковского в Клину. С 1996 по 1998 г. заведовала кафедрой социально-гуманитарных наук, с 2005 г. возглавляет кафедру истории музыки УГК. Более тридцати лет Л.А. Серебрякова преподает в УГК разработанные ею авторские курсы: история отечественной музыки XX в. и музыкальное источниковедение, проводит методологические семинары и мастер-классы по различным проблемам музыкальной культуры в музыкальных вузах и колледжах Уральского региона (Челябинск, Тюмень, Озёрск, Березники, Сургут), участвует в качестве эксперта в аттестации учебных заведений. Выпускники ее класса (более 40) преподают в вузах Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, работают в США, Германии, Израиле, Украине, Армении, Казахстане. Среди них 6 кандидатов и 2 доктора наук. Под ее руководством защищено 3 кандидатских диссертации. В 2011 г. Л.А. Серебрякова утверждена в ученом звании профессора.

Л.А. Серебрякова является автором 120 научных работ, изданных в России, Австрии, Германии и США на русском, английском и немецком языках. Это исследования о стиле модерн в русской музыке, о сакральном символизме духовной музыки, о мифологической поэтике Н.А. Римского-Корсакова и методологии исследования мифопоэтического аспекта. Коллективная монография ВНИИ искусствознания «Русская художественная культура второй половины XIX века», один из разделов которой был написан Л.А. Серебряковой, была удостоена премии Министерства культуры РФ (1997). Грантом губернатора Свердловской области была отмечена монография «140 балетных либретто: 400 лет балета в зеркале его либретто» (2001), стипендией министерства культуры – раздел регионального учебника «Музыкальная культура Среднего Урала», посвященный творчеству уральских авторов. Неоднократно получала президентскую и государственную стипендии РФ. Л.А. Серебрякова регулярно выступает на научных конференциях различного уровня в ведущих научных центрах России: МГУ им. Ломоносова, Московской и С.-Петербургской консерватории, Государственном институте искусствознания (Москва), Российском институт истории искусств (Санкт-Петербург). Она представляет российскую науку на международных форумах за рубежом: в Германии (Ганновер, Фрайбург, Локкум) и Австрии (Брегенц), участвует в музыкальных и театральных фестивалях (Sacro-Art и фестивали русской музыки в Германии, Брегенцский оперный фестиваль), проводит творческие мастерские с композиторами из разных стран. В 2005 г. Л.А. Серебрякова является членом Союза композиторов (с 1992 г.) и Союза театральных деятелей (с 1996 г.) России, экспертом конкурсного центра Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук, членом конкурсной комиссии по присуждению премий В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина, экспертом по музыкальным театрам Екатеринбургского отделения Союза театральных деятелей, членом совета по нравственности при Палате представителей Законодательного собрания Свердловской области, председателем жюри Свердловского областного конкурса «Камертон» в номинации «Музыкальные произведения». В 2005 г. награждена почетным званием «Заслуженный деятель искусств РФ».

Антон Рубинштейн: к мифологии судьбы // Музыкальная академия. 2000. № 4; Буцко Юрий Маркович // Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов. XVI–XX вв.: монография / Авт. концеп., сост., науч. ред. Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД», 2001; В белом и черном: «Иоланта» и «Алеко» // Большой журнал Большого театра. 2002. № 1; Время в музыке Н.А. Римского-Корсакова // Музыка и время: Мат-лы сов.-западногерм. симпозиума. Ленинград, 21–24 июня 1988 г. Л., 1990; Духовная тема в творчестве С.И. Танеева и ее воплощение в кантате «По прочтении псалма»: монография (в соавт.). Екатеринбург, 2007; Духовность классического балета // Вопросы истории культуры: Сб. науч. тр. УГК и УрГУ / Ред.-сост. Л.А. Серебрякова, А.Г. Нестеров. Вып. 2. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999; «Китеж»: откровение Откровения // Музыкальная академия. 1994. № 2; Кобекин Владимир Александрович // Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов. XVI–XX вв.: монография / Авт. концеп., сост., науч. ред. Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД», 2001; Куда зовет нас лебедь? О духовности русского классического балета // Большой журнал Большого театра. 2001. № 3; Культура как духовная целостность // Вопросы истории культуры: Сб. науч. тр. Вып. I / Ред.-сост. А.Г. Нестеров, Л.А. Серебрякова. Екатеринбург: БКИ, 1997; «Мертвые души» Родиона Щедрина: мифопоэтика народных сцен // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. специализ. журн. 2008. № 2 (3); Миф невидимого града в русской культуре // Библейские образы в музыке: Сб. ст. / С-Петербург. гос. консерв. им. НА. Римского-Корсакова. СПб.: Сударыня, 2004; Мифопоэтическое пространство в опере Родиона Щедрина «Мертвые души» // Жизнь религии в музыке: Сб. ст. / С-Петербург. гос. консерв. им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб.: Сударыня, 2007; «Молись рыданием и плачем…»: плач в «Мертвых душах Р. Щедрина // Музыка в системе культуры. Вып. 1: Теор. и ист. проблемы музыкозн. Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005; Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011; Некоторые черты стиля модерн в «Свадебке» И. Стравинского // Музыка. Культура. Человек: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. М.Л. Мугинштейн. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988; «Не погуби души моей…»: трактовка драмы в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова // Творческие стратегии в совр. муз. науке: Мат-лы Междунар. конф., посв. 75-летию УГК им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2010; «Ныне отпущаеши»: монолог и мистерия // Альманах. Вып. 2: Тр. Гос. Центр. музея муз. культуры им. М.И. Глинки / Ред.-сост. М.П. Рахманова. М.: ГЦММК, 2003; Образы бытия в художественной картине мира Н.А. Римского-Корсакова // Русская художественная культура второй половины XIX века: Кол. моногр. ВНИИ искусствозн. АН СССР: В 3 т. / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1988–1996 (Т. 2. 1991); О национальной трактовке современной композиторской техники // Теор. проблемы муз. формы: Сб. ст. Вып. 61 / Отв. ред. В.П. Костарев. М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1982; О претворении народных черт в мелодике С. Слонимского // Вопр. муз. формообразования: Сб. ст. Вып. 46 / Отв. ред. Э.П. Федосова. М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1980; О сакральном символизме Всенощной С.В. Рахманинова // Келдышевский сб.: Муз.-ист. чт. памяти Ю.В. Келдыша, 1997: Тр. Гос. ин-та искусствозн. М.: ГИИ, 1999; Образ России в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова // Борис Григорьев и художественная культура начала ХХ века: Мат-лы Первых Всесоюзн. Григорьев. чтений, 18–20 сентября 1989. Псков, 1991; Петров Андрей Павлович // Русские композиторы: Ист. отечеств. музыки в биогр. ее творцов. XVI–XX вв.: монография / Авт. концеп., сост., науч. ред. Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД», 2001; Произведение искусства как способ выявления уникальности трагического // Произведение искусства как социальная ценность: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.Ф. Еремеев. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1989; Религиозно-философская концепция кантаты «По прочтении псалма» // Новое о Танееве: Сб. ст. и мат-лов / Гос. Центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки. М.: ООО «Дека-ВС», 2007; Русские композиторы: Ист. отечеств. музыки в биогр. ее творцов. XVI–XX вв. / Авт. концеп., сост., науч. ред., авт. текстов. Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД», 2001; «Свадебка» И. Стравинского: к постановке вопр. о стиле модерн в русской музыке // Сергей Дягилев и худ. культура XIX–XX вв.: Мат-лы Первых Дягилев. чтений, 17–19 апреля 1987 г., Пермь / Редкол.: Н.В. Беляева, С.В. Голынец и др. Пермь: Кн. изд-во, 1989; Страстной «сюжет» Всенощной С.В. Рахманинова // Вопр. ист. культуры: Сб. науч. тр. УГК и УрГУ / Ред.-сост. Л.А. Серебрякова, А.Г. Нестеров. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1999; Судьба так велела. О метафизике истории и судьбы в «Хованщине» М.П. Мусоргского // Большой журнал Большого театра. 2002. № 4; «Судьба так велела» – религиозно-мист. символика в опере М.П. Мусоргского «Хованщина» // Жизнь религии в музыке: Сб. ст. / С.-Петербург. гос. консерв. им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб.: Сударыня, 2006; Творчество композиторов Среднего Урала // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала: Учебник для дет. муз. школ и школ искусств. Екатеринбург: Свердл. обл. метод. центр по худ. воспитанию; УГК им. М.П. Мусоргского, 2005; Тема Апокалипсиса в русской музыке ХХ века // Библейские образы в музыке: Сб. ст. / С-Петербург. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб.: Сударыня, 2004; «Хованщина»: трагедия «роковой судьбы» // Музыка в системе культуры. Вып. 3: Теор. и ист. проблемы музыкозн. Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2008; Хренников Тихон Николаевич // Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов. XVI–XX вв.: монография / Авт. концеп., сост., науч. ред. Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД», 2001; 140 балетных либретто: 400 лет балета в зеркале его либретто. Европейский балет XVI–XX вв. Русский балет XVIII–XX вв. / Авт. концеп., сост., науч. ред., авт. предисл. и др. текст. Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД», 2001;

Chowanschtschina: Schicksal, Verhängnis, Tragödie//Modest Mussorgsky. Chowanschtschina. München: Bayerische Staatsoper, 2007; Das Geistliche im russischen Ballett // Loccumer Protocolle 28(99) Herausgeber Hans-Peter Burmeister. Rehburg – Loccum, 2000; Der Dämon Anton Rubinsteins // Der Dämon: Bregenzer Festspiele. Bregenz, 1997; Der Psalm in der russischen Musik // Das Geistliche in der Musik Osteuropas: Vorträge der Konferenz. Freiburg: Katholische Akademie, 1997; Fewronijas Passion // Die Legende von der unsichtbaren Stadt Kitesch und der Jungfrau Fewronija: Fünfzigste Bregenzer Festspiele. Bregenz, 1995; Fewronijas Passion // N. Rimski-Korsakov. «Die Legende von der unsichtbaren Stadt Kitesch». Production: Österreichischer Rundfunk ORF. KOCH International GmbH. CD ORF 3-1144-245. 1995 г.; The Apocalyptic Theme in Twentieth Century Russian Music // The Eye of the World. Los Angeles, 1995; «Das Licht Deines Gesichtes» von Alexander Schtschetinskij // Musik für Schlagzeugensemble: Konzert-programme. Freiburg, 1997; «Psalm» von Timur Tleuchan // Musik für Schlagzeugensemble: Konzert-programme. Freiburg, 1997.