Союз Композиторов России

Всероссийская общественная организация

uc@unioncomposers.ru

+7 (495) 629-52-18

Последний день примирил фортепианные квинтеты и техно. Композиторские читки. День третий

22.07.2018

Что общего у Беата Фуррера и песен Дэвида Сильвана? Можно ли считать Штокхаузена учителем Björk ? Зачем композитору анализировать техно и слушать FKA twigs?

В Союзе композиторов России прошел третий день «Композиторских читок». Куратором финального дня «Читок» стал Дмитрий Курлянский, музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский, известный своими концептуальными опусами. В своей лекции он говорил о преодолении инертности слушателя, выходе за границы привычного и нарушении конвенциональных правил композиции.

Подобрав необычные примеры из области авангарда академической и поп-музыки, классических электронных композиций и андеграунда, куратор вскрыл динамику развития этих, казалось бы, разных сфер и продемонстрировал схожесть процессов. Курляндский рассказал и о собственных взглядах на искусство последнего десятилетия, поделился с юными коллегами опытом участия в dj-сетах и электронных проектах.

В обсуждении произведений участников «Читок» на ридинг-сессиях с МАСМ Курляндский обращал внимание на идейное наполнение и композиционный профиль опусов, призывал тщательно работать над материалом. Сочинения участников были разными: и work-in-progress, и уже исполненные ранее произведения. В целом, в последний день «Читки» представляли широкий стилевой и жанровый диапазон – от дуэта скрипки и виолончели, где исполнители расслышали отсылки к произведениям С. Губайдулиной, до экспериментального фортепианного квинтета, заигрывающего с тембрами и слушательскими ожиданиями.

Важно, что формат «Композиторских читок» предполагал не только наставления от исполнителей и куратора, но и обсуждение произведений всеми присутствующими. Приятным сюрпризом стало участие в дискуссии Александра Хубеева, второго после Курляндского победителя композиторского конкурса Gaudeamus. Хубеев посоветовал молодым авторам не писать «в стол», а учиться понимать свою аудиторию.

По результатам «Читок» некоторые сочинения будут опубликованы издательством «Композитор», прозвучат на концерте в Московской консерватории в декабре, а двое участников в сентябре будут приглашены в ежегодную Международную академию молодых композиторов в г. Чайковском.

Владимир Жалнин