20.07.2018
Союз композиторов России открыл «Композиторские читки» – трехдневный проект, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные наставления.
Публики нет: в Малом зале Дома композиторов в Брюсовом переулке – только композиторы, исполнители и кураторы, несколько вольнослушателей. Здесь никто не обязан никому понравиться – выясняется только суть замысла, плюсы и минусы его воплощения.
Композиторы: двенадцать человек (и тринадцать партитур) из разных городов России, их партитуры отобраны из двадцати шести присланных в заявках. Большинство из тех, кого играли в первый день, еще не слышали этих своих сочинений в живом исполнении.
Исполнители: Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), собаку съевший на исполнении современных партитур.
Кураторы: признанные современные композиторы, лекторы и педагоги. Их трое: Настасья Хрущёва, Юрий Воронцов и Дмитрий Курляндский. Они весьма разные, но так и задумано. «Мы не собираемся научить молодых композиторов и отправить их в одном направлении, – говорит генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян. – Наоборот, пусть они послушают свою музыку в живом звучании, а потом узнают мнения о ней композиторов-кураторов – и сами решат, куда им двигаться. Союз композиторов России – платформа, на которой каждый свободен выбирать свой маршрут, а этих маршрутов сегодня море».
Действительно, в первый день «Композиторских читок» были показаны сочинения молодых авторов, написанные с разных творческих позиций. С одной стороны, мы услышали простодушную поп-мелодию, слегка аранжированную для фортепианного трио, с другой – концептуальный опус, смахивающий на Терри Райли.
Музыканты МАСМ исполнили предложенные опусы не то чтобы с листа («я даже позанимался, – признался виолончелист Илья Рубинштейн), но впервые объединившись в ансамбле на глазах у самих композиторов. В этом и состоит суть формата reading («читки» – не путать с «чистками»), распространенного в Европе и Америке, а вот теперь введенного и у нас. Композиторы и исполнители вместе разбираются в новом произведении, выслушивают друг друга по вопросам формы, штрихов, темпов и характера игры.
Вместе с музыкантами в первый день «Композиторских читок» принимала товар композитор Настасья Хрущёва из Санкт-Петербурга, которая исключительно доброжелательно, внимательно и с юмором обсудила с каждым композитором детали его опуса и дала столько же ценных советов, сколько и музыканты МАСМ.
Свой разбор Настасья Хрущева предварила лекцией под названием «Жара. Июль. Метамодерн : что не так с новой музыкой». Гостья выступила не только как композитор и мыслитель, но и как перформер. Ее тезисы сами по себе не веселили: лектор отмечала кризис академической музыки на фоне зашкаливающего количества информации, девальвации профессионального качества на фоне повышения творческой активности любого желающего в интернете и, в целом, констатировала упадок авторского творчества и все парадоксы культуры, замешивая друг с другом мысли Жана Бодрийяра, Бориса Гройса, Александра Бренера и Владимира Мартынова так, как это принято делать в дискурсе арт-тусовки, но также сопровождая музыкальными интерлюдями, соавторами которых становились Леонид Десятников, Леонид Гайдай, Виктор Цой и сама Настасья Хрущёва, в чьих фортепианных пьесах материал Микаэла Таривердиева казался изложенным в технике Филипа Гласса. При этом Настасья Хрущёва не печалилась. Она тараторила лекцию в темпе presto, как сорока, будто понимая, что опоздай ее мысль на полсекунды, она уже окажется неверной в потоке истории. Например, сегодняшний «метамодерн» в ее понимании требовал интенсивных смысловых колебаний между прямым высказыванием и пародией на это же самое прямое высказывание, а что будет завтра? Тут первое главное – не сбавить темпа, и второе главное – помнить про рефлексию и дистанцию, ни в коем случае не быть «внутри».
Согласимся с Настасьей Хрущёвой в том, что в искусстве выходных нет. Поэтому в субботу и в воскресенье кураторами «Композиторских читок» выступят еще два композитора – профессор Московской консерватории Юрий Воронцов, от которого все мы ждем взвешенной золотой середины, и лидер авангарда Дмитрий Курляндский, символизирующий – в противоположность Настасье Хрущёвой – принципиальные поиски авторского начала.
Зимой произведения некоторых участников, а также кураторов «Композиторских читок» планируется исполнить в Зале имени Мясковского в Московской консерватории. Концерт 6 декабря 2018 года будет посвящен 85-летию «Музыкальной академии», на нем также состоится награждение лауреатов «Открытого конкурса музыковедческих работ о творчестве современных российских композиторов».
Пётр Поспелов