Ройтерштейн Михаэль Иосифович
Композитор
Родился 22 ноября 1925 г. в Москве.
Композитор, музыковед.
Кандидат искусствоведения (1970).
Профессор (1989).
Окончил Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (1946–1948).
Преподаватели – Е.О. Месснер, Г.С. Фрид (композиция). Затем – Московскую государственную консерваторию (1948–1953): Н.П. Раков, М.И.Ч улаки (композиция), В.А. Цуккерман (теория музыки).В 1953–1957 учился в аспирантуре (там же; В.А. Цуккерман).
- Орден Отечественной войны II степени (1985)
- Заслуженный деятель искусств РФ (1996)
- Золотая медаль Союза московских композиторов (2010).
- опера «Бунт» (либр. Д.Голубкова и собств., 1953);
для симфонического оркестра - Симфония (1955), Симфоническая поэма «Звезда» (по Э.Казакевичу, 1949);
- для ф-но и симфонического оркестра Concerto piccolo (1979);
- для скрипки и симфонического оркестра Рапсодия Чешские песни (1952);
- для ф-но и струнного оркестра Маленькая увертюра (1969);
- для гобоя и струнного оркестра Элегия (1984);
- для ансамбля скрипачей и ф-но Дифирамб (1970), Романс памяти Рахманинова (1973);
- для скрипки, виолончели и ф-но детские трио Курочка Ряба (1967) и Колобок (1970);
- для скрипки и ф-но Колыбельная и Шуточная (1972), «Привет!» (1999);
- для виолончели и ф-но Литовская рапсодия (1992);
- для флейты и ф-но Сонатина (1986), Мойдодыр (7 музыкальных картинок к сказке К.Чуковского, 2009);
- для 2-х флейт Повздорили и Помирились (2012);
- для 2-х кларнетов Старинные немецкие песни (6 пьес, 1990);
- для саксофона и ф-но Юмореска (2010);
- для тубы и ф-но Концертная сонатина (1986, 2-я ред. 2012);
- для ф-но в 4 руки Венок моравских напевов (1967), Арабская мелодия (1970), Приснившийся танец (1993), Восемь пьес из «Маленького альбома» (2006);
- для ф-но Сонатины: I (1940, 2-я ред. 2000), II (1947, 2-я ред. 1994), III (1949, 2-я ред. 1998), IV (1955), V (1972), VI (1974), VII (1987), VIII (1989), IX (1996)
циклы: - Деревенские странички (1966),
- Летняя тетрадь (1972),
- 13 этюдов (1974),
- Мы были в цирке (1980),
- Моя первая музыка («Антошкин альбом», 2009);
- Старинная сказка (1970),
- Скерцо (1971),
- Часы (1973),
- Пассакалья (1976),
- Прелюдия и Фуга (1977),
- Цветок на могилу Шопена (1981),
- Рондино (1982),
- Превращения песенки (1985),
- Короткие вариации на тему Сергея Слонимского (1990),
- Ступеньки (1991), Грустная песенка (1993),
- Три старинных танца (Менуэт, Гавот, Жига, 1999),
- Три не очень старинных танца (Вальс, Мазурка, Полька, 1999),
- Три не очень новых танца (Рэгтайм, Бостон, Шимми, 2002),
- Утренняя пробежка (этюд, 2007),
- Постлюдия памяти Н.А.Долматова (2007),
- Вспоминая Шитте (этюд, 2010),
- Ёжик-этюд (2011),
- Этюд-вариация (2012),
- Кадриль школьная (2012);
- для баяна Маленький альбом (11 пьес, 1979);
для голоса и ф-но:
- Путь солдата (сл. П.Воронько, 1953),
- Двенадцать хокку (пер. В.Марковой, 1960),
- Игрушки (сл. А.Барто, 1962),
- Димкины песенки (сл. И.Токмаковой, 1965),
- Пять песенок на тексты из шотландской нар. поэзии (пер. И.Токмаковой, 1966),
- Весело и грустно (10 вокальных миниатюр, сл. И.Токмаковой, 1968),
- Шутки-прибаутки (сл. нар, 1970),
- Веселые небылички (сл. И.Бурсова, 1972),
- Четыре дет. песенки (сл.М.Садовского, 1975),
- Три стихотворения Владислава Ходасевича (1977),
- Переходя дорогу (сл. Ёко Кусака, пер. Е.Штейнера, 1983),
- Во мне и вовне (сл. Н.Искренко, 1991, 2-я ред. 2004),
- Три стихотворения Пушкина (2008);
- Пробуждение (сл. М.Алигер, 1969),
- Смелый повар (сл. Г.Остера, 1987),
- Аллилуйя (1996),
- Колыбельная (сл. И.Бродского, 1997),
- Сольфеджио (1998),
- Коробка с красками (сл. Тали Сорех, пер. Л.Хлыновой, 2007);
для голоса соло
- Во лесах во дремучих (сл. из записей А.Пушкина, 1990),
- Между гор по каменью (сл. из записей А.Пушкина, 1991),
- Аллилуйя (1991),
- Тёща зятя почитала (обр. рус. нар. песни, 1996);
для детского хора без сопровождения
- Хоровые забавы (сл. нар., 1978),
- сюита Хороший день (сл. М.Садовского, 1975),
- Возложение венков (сл. К.Ваншенкина, 1980),
- кантата Плоды раздумья Козьмы Пруткова (1988),
- Слова Гоголя (Чуден Днепр и Эх, тройка! 1988),
- Триптих Слова Жака Превера (пер. Л.Цывьяна и М.Яснова, 1989),
- Отче наш и Богородице дево радуйся (1991),
- Плач о ратнике (сл. Ф.Берана, пер. Г.Стариковского, 2012),
- Латинские изречения (2011) для мужского хора без сопровождения;
- Для хора и оркестра кантаты Страшен Бог (сл. из Псалтыря, 1995) и Пасхальные песни (сл. из Исхода и нар., 1996);
для хора и ф-но:
- Песенки весенние (сл. А.Стройло, 1976),
- Вечерины (сл. нар., 1984),
- Три хоровые зарисовки (сл. А.Шевченко, 1985),
- кантата Вот пришла весна! (сл. нар., 1986),
- кантата-пантомима «Багаж» (сл. С.Маршака, 1993),
- Хороша столица наша (сл. М.Матусовского, 1995),
- маленькая кантата-сюита Человек построил дом (сл. Р.Мухи, 2008),
- Слава (к 50-летию музфака МПГУ, сл. собств., 2009),
- Проводы (сл. Р.Мухи, 2011);
песни:
- Осенняя песня (сл. Н.Найдёновой, 1958),
- Автомобиль (сл. О.Высотской, 1961),
- Про дорогу (сл. Ю Кортнева, 1963),
- Уходит ласковое лето (сл. Э.Дубровиной и Л.Никольской, 1963),
- Воздушные шары (сл. Я.Акима, 1965),
- Золотое колесо (сл. А Крестинского, 1968),
- Школьный друг (сл. С.Вигдорова, 1968),
- Хорошо с велосипедом! (сл. С.Вигдорова, 1972),
- Футбол (сл. И.Бурсова, 1973),
- У Кремлёвской стены (сл. И.Бурсова, 1973),
- Первый наш учебный год (сл. Н.Саконской, 1978),
- Ручей (сл. Н.Саконской, 1979),
- Тогда и потом. Три песни о войне (сл. собств., 1944, 1964, 1984),
- Отгремела война (сл. П.Григошкина, 1985),
- Три летние песенки (сл. Н.Слепаковой и Е.Трутневой, 1985),
- Песенка-небылица (сл. О.Высотской, 1989),
- Зимняя загадка (сл. Е.Тарховской, 1991),
- Миллион (сл. Д.Хармса, 1991),
- Про кузнечика (сл. И.Бурсова, 1992),
- Змей (сл. Г.Сапгира, 1995),
- Тихая песенка (сл. Э.Дубровиной, 1999),
- «Из шкатулки» (три песни на сл. А.Усачева, 2005).
ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАБОТЫ
1. Книги и брошюры
- Музыкальные формы. М., 1961;
- Как анализировать музыкальное произведение. М., 1961;
- Как слушать и понимать музыку (совместно с Г.Поляновским). М., 1961;
- Скрипичный концерт Т.Хренникова. Пояснение. М., 1962;
- Практическая полифония. Уч. пособие. МГПИ, 1972;
- Музыкальный язык. Уч. пособие. МГПИ, 1974;
- Книга о музыке (совм. С В.Бобровским, Г.Головинским и др.). М., 1975, 2-е изд. М., 1988;
- Введение в анализ гармонии. Уч. пособие. МГПИ, 1984; Практическая полифония. Уч. пособие. М., 1988;
- Основы музыкального анализа. Учебник. М., 2001; Полифония. Уч. пособие. М., 2002; Основы теоретического музыкознания (гл. 1, 2, 4, 6, 7, общая редакция). М., 2003;
- Основы теоретического музыкознания. Искусственные лады. М., 2006.
2. Статьи, фрагменты изданий (выборочно)
- Две сонаты Н.Ракова. «СМ», 1958, №2;
- Утверждение света (2-я и 3-я симфонии А.Эшпая). «СМ», 1965, №5;
- Тип изложения и структура. «СМ», 1966, №1;
- Нужна координация (о муз. воспитании в школе). «СМ», 1966, №4;
- О единстве сонатно-циклической формы у Чайковского // Вопросы музыкальной формы, вып. 1, М.,1967;
- Как писать для детей? (совместно с Д.Дараган). «СМ», 1967, №9;
- Граф и матрица как инструменты ладового анализа // Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973;
- Симфония с монологами (10-я М.Вайнберга). «СМ», 1969, №3;
- Хроматизм ли? (к изучению теории лада). «СМ», №8, 1969;
- Народная песня и её запись. «СМ», 1972, №11;
- Спорить доказательно. К дискуссии об общесоветском интонационном строе. «СМ», 1973, №9;
- «Музыкальные» структуры в поэзии А.Блока // О музыке. Проблемы анализа. М., 1974;
- Детская фортепианная энциклопедия (о музыке Д.Кабалевского – к 70-летию композитора). «СМ», 1974, №12;
- О классификации ладов и графов. Сегментация напева куплета. О терминах АРУНАК // МААФАТ’75. Первый всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Ереван, 1977;
- Двадцать четыре прелюдии Кара Караева // Кара Караев. Статьи, письма, высказывания. М., 1978;
- Припев и рефрен. «СМ», 1978;
- О моделировании в музыкальной педагогике // Обучение и воспитание учителя музыки. Куйбышев, КГПИ, 1980;
- Сложная двухчастная форма // В.Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы, гл. 2. М., 1983;
- Некоторые особенности анализа вокальной музыки // Музыковедческая подготовка школьного учителя. МГПИ, 1984;
- Музыкальный анализ – профессиональное умение школьного учителя // Музыкальное воспитание в школе, вып. 16, М., 1985;
- О современной музыке для детей // Музыкальное воспитание в школе, вып. 17, М., 1986;
- «Микрокосмос Белы Бартока как школа воспитания ладового слуха // Музыкальная культура и личность. Владимир,ВГПИ, 1987;
- С доверием к музыке. «СМ», 1988, №3;
- Нерегулярный ритм как предмет освоения в процессе обучения (совм. с О.Ивановской) // Проблемы методики музыкального воспитания. Ростов-на-Дону, 1989;
- Музыка для детей // Российская педагогическая энциклопедия, т. 1, М., 1993;
- Заметки о композиции и метро-ритме русских пословиц // Русский язык в научном освещении. М., 2005, № 1 (9);
- Заметки об искусственных ладах // Этот многообразный мир музыки… Сб. статей к 80-летию М.Г.Арановского. М., 2010.
Уч. Программы
- Полифония. Программа уч. курса для муз. факультетов педагогических вузов. М., 1966 (переизд. 1973, 1980, 1987, 2004);
- Анализ музыкальных произведений. Программа уч. курса для муз. факультетов педагогических
- вузов. М.,1966 (переизд. 1972, 1979, 1984, 1999);
- Композиция (сочинение музыки) (совм. с Б.А.Печерским). Программа по спец. ООП 050601.65 – «Музыкальное образование». Факультативный курс. М., 2009.