Тихомиров Анатолий Александрович
Родился 4 августа 1943 года в Козьмодемьянске республики Марий Эл. Музыкальное образование получил в Йошкар-Олийском музыкальном училище им. И. С. Палантая. Сначала учился на отделении народных инструментов (окончил в 1964 году), затем теоретическом (окончил в 1968 году). Занимался композицией под руководством П. М. Двойрина. В 1968 году поступил Горьковскую государственную консерваторию им. М. Глинки в класс композиции профессора А. А. Нестерова. Последние 2 года перед выпуском вёл теоретические предметы в музыкальном училище города Буя Костромской области.
После окончания консерватории в 1973 году переехал в Москву. Сначала несколько лет преподавал в ДМШ сольфеджио, композицию, баян и аккордеон, а с 1980 года стал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин на отделении «эстрадно-джазового искусства» государственного музыкального училища им. Гнесиных, преобразованного в 1994 году в Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ). В настоящее время имеет статус колледжа.
А. Тихомиров ведёт активную методическую работу: им, в 1985 году создана программа «Сочинение» для ДМШ (эстрадная специализация). В 2005 году разработана и издана программа «Гармония», специальность № 0505 для музыкальных училищ повышенного уровня среднего профессионального образования.
С 1973 года и по настоящее время Анатолий Тихомиров ведёт класс композиции в ДМШ № 23 им. Скрябина г. Москвы Бабушкинского района. Его ученики постоянно выступают на городских концертах, районных концертах, принимают участие в конкурсах классов композиции г. Москвы и нередко занимают призовые места. А. Тихомиров организует творческие встречи учеников своего класса с композиторами, в том числе дважды с А. Я. Эшпаем.
Многие его ученики продолжили занятия композицией, став студентами Московских музыкальных училищ и ВУЗов. Двое из них стали профессиональными композиторами, один из которых, Пётр Климов, ныне является членом Союза Композиторов РФ.
Творчество Тихомирова разнообразно по жанрам. У него есть сочинения для симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, оркестра духовых инструментов, камерно-инструментальные, вокальные, хоровые, для отдельных инструментов (скрипки, виолончели, контрабаса, фортепиано, трубы, саксофона, баяна и др.)
Он широко использует, особенно в сочинениях последних лет, интонации марийского и русского фольклора, успешно сочетая порой интонации народной музыки с элементами джаза.
Композитор стремится выразить свою музыкальную мысль простым и понятным, но, в то же время, современным языком. Его музыка очень выразительна, красочна, образна.
С 2001 года Анатолий Тихомиров является членом Союза Композиторов Российской Федерации от республики Марий Эл.
«Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (11 октября 2004г.)
- 1968 г. V пленум Союза композиторов Марийской АССР.
- 1971 г. Юбилейный пленум правления Верхневолжской организации СК РСФСР, посвящённый 750-летию г. Нижнего Новгорода – Горького.
- 1974 г. Второй творческий конкурс педагогов-композиторов отделов народных инструментов музыкальных школ г. Москвы.
- 1995 г. Юбилейный пленум, посвящённый 55-летию Союза композиторов и 75-летию Республики Марий Эл.
- 2002 г. XXIV Международный фестиваль современной музыки «Московская осень».
- 2004 г. Музыкальный фестиваль «Панорама музыки России». (г. Москва).
- 2006 г. Февраль. IV съезд композиторов республики Марий Эл. (г. Йошкар Ола).
- 2006 г. Ноябрь. XXVIII Международный фестиваль современной музыки «Московская осень».
- 2008 г. Музыкальный фестиваль искусств «Марийская осень». (г. Йошкар Ола).
- 2013 г. XXV Всероссийский фестиваль композиторов Поволжья, Урала и республики Коми. (г. Саранск).
- 2014 г. Ноябрь. XXVI Всероссийский фестиваль композиторов Поволжья, Урала и республики Коми. (г. Уфа).
- 2017 г. XXVIII Всероссийский фестиваль композиторов Поволжья, Урала и республики Коми. (г. Йошкар Ола).
- «Из мира детства». Фортепианный цикл, 10 пьес. (1967 г.)
- Сатиры. Вокальный цикл для баритона и фортепиано на слова советских поэтов, 4 номера. (1969 г.)
- Квартет для двух скрипок, альта и виолончели в 4-х частях. (1970 г.)
- Две картины-поэмы для симфонического оркестра. (1973 г.)
- «Сельские эскизы». Цикл для баяна. 4 номера. (1975 г.)
- Семь обработок сибирских народных песен для женского хора (ансамбля) a cappella. (1976 г.) Три из них: «Дрёма» , «Ты, берёза моя» и «Пахал Ваньша огород» обработаны для смешанного хора a cappella.
- «Четыре состояния души». Для контрабаса и фортепиано. (1982 г.) Переложение для виолончели и фортепиано.(2003 г.)
- Марш памяти С.С. Прокофьева. Для фортепиано. (1993 г.)
- Сюита старинных европейских танцев для фортепиано. (1996 г.)
- 1. Аллеманда. 2. Куранта. 3. Сарабанда. 4. Менуэт. 5. Гавот. 6. Жига.
- Юбилейная ода». Слова С. Калиша. Для детского хора, чтеца и симфонического оркестра. (1997 г.)
- «Какое диво-дивное». Триптих для двух детских хоров и ударных инструментов. (2001 г.) 1. Эхо. 2. Полярное сияние. 3. Грибной дождь и радуга.
- Соната для фортепиано в 3-х частях. (2001 г.)
- Соната-фантазия. Для саксофона (альт) и фортепиано. (2003 г.)
- Поэма памяти. Для трубы и фортепиано. (2005 г.)
- Праздник цветов (Пеледыш пайрем). Для трио баянистов. (2005 г.). Авторское переложение для оркестра русских народных инструментов в 2013 году.
- «Полярное сияние» из хорового триптиха «Какое диво-дивное». Версии: для струнного оркестра. (2005 г.) Для камерного оркестра и смешанного хора. (2006 г.)
- Танец луговых мари. Для смешанного хора и камерного оркестра. (2005 г.)
- «Когда-то в парке». Для оркестра духовых инструментов. (2005 г.). Версия для фортепиано (2004 г.), для баяна (2004 г.).
- «Тихий вечер на Кокшаге». Для флейты и дуэта баянистов. (2006 г.). Версия для флейты и оркестра русских народных инструментов. (2013 г.).
- «На поляне, на лугу». Обработка марийской народной песни для камерного оркестра. (2005 г.)
- Марш-шутка. Для трио труб и ударных инструментов. (2007 г.)
- Шесть басен. Слова Семёна Вишневского. Для сопрано (тенора) и фортепиано. (2007 г.)
- Соната № 1. Для скрипки и фортепиано в двух частях.. (2007 г.)
- «Москва – душа России». Слова Татьяны Коти. Для тенора и баритона с оркестром духовых инструментов. (2008 г.) Оригинал для тенора, баритона и фортепиано. (1996 г.)
- «Вдохновение». Вокальный цикл для баритона и струнного квартета. (2010 г.)
1. «Моя молитва». Сл. А. Рюминой.
2. «Вдохновение». Сл. А. Рюминой.
3. «Осень». Сл. В. Бороздинова.
4. «На встречу с Богом». Сл. В. Бороздинова.
- Вариант для баритона и струнного оркестра. (2012 г.)
- «Землячество Мари». Сл. Юрия Ерофеева. Гимн Землячества Мари в Москве. Для хора и симфонического оркестра. (2010 г.).
- Соната № 2. Для скрипки и фортепиано. (2011 г.).
- «Превращение». Тексты В. Бороздинова. Кантата для чтеца, солистов, детского хора и симфонического оркестра. (2012 г.).
- Фортепианный триптих. (2012 г.)
1. Баллада. 2. Бассо остинато. 3. Токката.
- «Наигрыш».
- «Частушки». Пьесы для оркестра русских народных инструментов. (2013 г.).
- «Пересечения». Для двух саксофонов (альт,тенор), трубы и ритм секции. (2013 г.)
- «Пастораль». Для флейты и оркестра русских народных инструментов. (2013 г.).
- «Три зверолова». Перевод с английского С.Я. Маршака. Для детского хора, солистов и фортепиано. (2016 г.).
- «Вот какой рассеянный». Текст С.Я. Маршака. Для детского хора, солистов и фортепиано. (2016 г.).
- Прелюд in A. Для виолончели соло. (2017 г.).
- Гимн ДМШ им. А.Н. Скрябина. (г. Москва). Сл. Н. Наумушкиной. Для детского хора, симфонического и духового оркестров. (2017 г.).
- «Счастливый день». Для ансамбля струнно-смычковых инструментов с солирующей флейтой. (2017 г.).
Список изданных сочинений
- «Наигрыш пастуха». Из цикла для баяна (аккордеона) «Сельские эскизы».
- «На завалинке». Из цикла для баяна (аккордеона) «Сельские эскизы».
- Издательство «Музыка». Москва – 1980 г.
- Рэгтайм. Для фортепиано.
- ООО Издательство «Научтехиздат». Москва – 2014 г.
- Гавот. Для виолончели и фортепиано.
- Пастораль. Для флейты и фортепиано.
- «Когда-то в парке» (Вальс). Версия для баяна.
- «Вместо вальса». Из фортепианного цикла «Из мира детства».
- «Пчела укусила». Из фортепианного цикла «Из мира детства»
- Два посвящения. Для фортепиано.
- Марш памяти С.С. Прокофьева. Для фортепиано.
- ООО Издательство «Научтехиздат». Москва – 2015 г.
- Соната № 1. Для скрипки и фортепиано.
- ООО Издательство «Научтехиздат». Москва – 2017 г
Изданная запись сочинения
- Соната № 1 Для скрипки и фортепиано.
- Исполнители: Л. Дмитерко (скрипка), Т. Рубина (фортепиано).
- ООО «Национальное музыкальное издательство». Москва – 2013 г.
Отзывы СМИ
- Журнал «Советская музыка» за декабрь 1966 г. Статья Г. Хаймовского «Музыкальное будущее Мари». Стр. 110. (г. Москва).
- Газета «Марийская правда» за 9 апреля 1967 г. Статья Л, Гурова «Самобытно – неповторимо. (г. Йошкар Ола).
- Газета «Марийская правда» за 8 марта 1968 г. Статья Р. Артищевой «Творчество юных». (г. Йошкар Ола).
- Газета «Молодой коммунист» за 14 марта 1968 г. Статья М. Кац «Форум музыкантов». (г. Йошкар Ола).
- Газета «Марийская правда» за 15 июня 1968 г. Статья Г, Левина «Их зовёт музыка». (г. Йошкар Ола).
- Газета «Марийская правда» за 19 июня 1968 г. Статья Б. Турбина «Желаем им успеха». (г. Йошкар Ола).
- Газета «Горьковский рабочий» за 21 июня 1973 г. Статья В. Блиновой «Концерт – экзамен». (г. Горький).
- Буклет посвящённый пятидесятилетию Йошкар Олинского музыкального училища им. И.С. Палантая. Статья П.Н. Никифорова «Взгляд в прошлое училища». (г. Йошкар Ола -1981 г.).
- Газета «Родники» № 162, за 15 апреля 1994 г. Заметка от редакции «Областной конкурс в Мытищах». (г. Мытищи).
- Газета «Завтра» № 12, за март 2004 г. Статья А. Лыскова «Огни окраины». (г. Москва).
- Газета «Край горномарийский» за 20 апреля 2004 г. Статья Ю. Ерофеева «Город Козьмодемьянск». (г. Козьмодемьянск).
- Газета «Музыкальное обозрение» №11 за 2004 г. «Распоряжение президента Российской Федерации. Стр. 16. (г. Москва).
- «Композиторы и музыковеды республики Марий Эл». Справочник. Стр. 148 – 150. (г. Йошкар Ола – 2006 г.).
- Газета «Марий Эл» за 28 октября 2008 г. Статья Ю. Григорьева «Шуко семыштыже – Марий кундемнан йöратымаш». (г. Йошкар Ола).
- Газета «Марий Эл» за 22 ноября 2008 г. Статья Ю. Серковой «Его имя становится известным». (г. Йошкар Ола).
- Журнал «Ончыко» за декабрь 2008 г. Статья Р. Артищевой «И композитор и педагог». Стр. 172 – 174. (г. Йошкар Ола).
- Л.Л. Женжурист. Исторический очерк «Страницы истории музыкального училища им. И.С. Палантая». Стр. 105, 157, 169. (г. Йошкар Ола – 2012 г.).
Видео на YouTube «Композитор Анатолий Тихомиров. Соната №1 для скрипки и ф-но. В двух
частях»: