Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Присяжнюк Денис Олегович

Присяжнюк Денис Олегович

Присяжнюк Денис Олегович

Композитор
Нижегородская региональная организация Союза композиторов России
Член союза композиторов России

Денис Олегович Присяжнюк родился 2 апреля 1973 года в поселке Смолино Нижегородской (Горьковской) области. Закончив в 1997 году Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (специальности «Композиция» – класс профессора Б.С. Гецелева, «Музыковедение» – класс профессора Б.Ф. Егоровой, аспирантура – 1999, класс профессора Б.С. Гецелева), в этом же году он начинает преподавательскую деятельность в ННГК (кафедра композиции и инструментовки). С 2005 года – доцент ННГК. Параллельно с 1994 по 2000 годы работает в Дзержинском (с 1997 по 2000 – зав. теоретическим отделением), а с 2004 года – в Нижегородском музыкальном училище (колледже) им. М.А. Балакирева.

В каждом из названных учебных заведений Присяжнюк ведет класс композиции, студенты которого не раз заявляли о себе на фестивалях и композиторских конкурсах Всероссийского и Международного уровней. Класс композиции Присяжнюка постоянно выступает с концертами на различных площадках Нижнего Новгорода и области.

Список сочинений Присяжнюка весом и охватывает практически все жанры, кроме, пожалуй, кантат и ораторий. Прежде всего, здесь можно упомянуть три оперы композитора: «Тень» (по пьесе Е. Шварца, в 3-х актах,1996), монооперу для мужского голоса и сопрано за сценой «Отчет о происходящем, или Цветы для Элджернона» по рассказу Д. Киза, 2006, а также созданную для трех голосов и инструментального ансамбля оперу «Затерянные» (2016). Либретто опер композитор выполнил сам.

Среди оркестровых жанров представлены Симфония, концерты - Альтовый, Кларнетовый, Фортепианный; «Файоли и Дос Муэртос» для большого духового оркестра, посвященный памяти Р. Желязны; «Опыт жизнеописания» для гобоя и ОРНИ (в трех частях), и др. Заслуживают внимания несколько концертино для различных, порой парадоксальных, составов (например, 8 виолончелей в «Cellento-Celrandino», или солист- ударник, противостоящий струнному оркестру – «Оксимороны-III»). При этом автор регулярно заявляет о себе в «ортодоксальных» тембровых сочетаниях. Пример тому - опусы для струнного оркестра, 6 Струнных квартетов.

Разнообразно вокальное творчество Присяжнюка – как в плане отбора поэтических текстов, так и в смысле версий их художественного прочтения. Монологическая лирика ранних циклов на стихи В. Ходасевича сменяется характерными «гумилевскими» зарисовками; «отражающие отраженья» романсы «Городского ангела» (стихи А. Головиной) соседствуют с интерпретацией хлесткой и пронзительной поэзии В. Гафта («Человечьи мысли»)…

В своем творчестве композитор часто обращается к одному и тому же программному подзаголовку, что ведет к созданию «многосерийных» композиций на «заданную тему». Вполне способные исполняться по отдельности, эти произведения образуют программные циклы, свободные от догматической фиксации как вектора прочтения, так и инструментальных комбинаций. В итоге такого рода программность может воплотиться и в сочинении для оркестра («Вероятная музыка-II»), и в скромной по масштабам камерной композиции (Первая «Вероятная музыка» написана для виолончели соло).

Еще одной стороной деятельности Д.О. Присяжнюка является научная работа. Начав изыскания в области проявлений комического в инструментальной музыке, в дальнейшем он все более интересовался вопросами музыкальной семантики, знаково-языковой функции музыки, проблемой адекватного авторской идее прочтения произведения. В конечном итоге исследователь сконцентрировал свои усилия на музыкальном риторизме, в частности, в искусстве звуков XX–XXI веков. Данной проблематике посвящена и защищенная в 2004 году кандидатская диссертация «Музыкальный риторизм и композиторская практика ХХ века» (научный руководитель – доктор искусствоведения профессор Т.Н. Левая).

В настоящий момент Д. Присяжнюк реализует себя как композитор, ученый и педагог. Возникают новые сочинения, пишутся статьи и отзывы на диссертации коллег, продуктивно функционирует класс композиции. Д. О. Присяжнюк – лауреат композиторских форумов различных уровней, постоянный участник представительных музыкальных фестивалей, председатель, либо член жюри ряда конкурсов молодых композиторов.

Автор трех опер, Симфонии, инструментальных концертов, сочинений для симфонического, струнного и духового оркестров, ряда концертино для различных составов, 6 Струнных квартетов, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.

  • Лауреат Всероссийского конкурса композиторов, (Москва), 1994.
  • Лауреат Международного конкурса (Линц-Эссен-Филадельфия-Тампере), 2005.

Фестивали

  • «Панорама музыки России», Нижний Новгород, 2000.
  • «Музыкальные букеты от Алексея Любимова», камерный музыкальный фестиваль. Нижний Новгород, 2002.
  • «От Рейна до Волги», международный фестиваль, Нижний Новгород, 2003.
  • Первый международный фестиваль «Картинки с выставки», Нижний Новгород, 2003.
  • Второй Международный фестиваль «Картинки с выставки», Нижний Новгород, 2005.
  • Международный фестиваль современной музыки, Скопье, Македония, 2005.
  • «Панорама музыки России». Екатеринбург, 2007.
  • Фестиваль молодых композиторов с 10-летию фонда П.Юргенсона. Москва, 2008.
  • «Панорама музыки России». Москва, 2010.
  • Х Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани». Астрахань, 2011.
  • Четвертый Международный фестиваль «Картинки с выставки», Нижний Новгород, 2012.
  • ХI Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани». Астрахань, 2013.
  • Международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки», Одесса, Украина, 2013.
  • Пятый Международный фестиваль «Картинки с выставки», Нижний Новгород, 2014.
  • Международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки», Одесса, Украина, 2014.
  • Шестой Международный фестиваль «Картинки с выставки», Нижний Новгород, 2017.
  • Эксперт Международных фестивалей молодой музыки «Экспозиция XXI», Нижний Новгород, 2011, 2012, 2013.

Сценические сочинения

1996 «Тень», опера в трёх актах с Прологом и Эпилогом. Либретто Д. Присяжнюка по пьесе Е. Шварца.

2006 «Отчёт о происходящем или Цветы для Элджернона», моноопера в одном действии, трёх картинах для баритона (и сопрано за сценой). Либретто Д. Присяжнюка по рассказу Д. Киза.

2016 «Затерянные», Opera Ricerca для трех голосов и инструментального ансамбля. Либретто Д. Присяжнюка по мотивам рассказов Р.Желязны.

Сочинения для оркестра

1997 Концерт для альта и оркестра (одночастный). 27’

1998 Концерт для кларнета с оркестром (одночастный). 16’.

1999 Лицейская увертюра для симфонического оркестра. 7,5’.

2000 Симфония-апелляция. 25’.

2000 In memoriam для симфонического оркестра.

2000 «Оксюмороны – III», концертино для ударных и струнного оркестра. 16’.

2002 Концерт для фортепиано с оркестром (одночастный).

2003 Lux aeterna для струнного оркестра. 7,5’.

2005 «Wie schade!..» для струнного оркестра.

2008 Файоли и Дос Муэртос для большого духового оркестра.

2010 Вероятная музыка-II для симфонического оркестра.

2011 «Сказки старого волшебника» для симфонического оркестра.

2014 «Опыт жизнеописания», концерт для гобоя и оркестра народных инструментов в трех частях: (1. «Genius loci», 2. «Sui generis…», 3. «Extra muros»).

2017 «Странные танцы», минибалет-секвенция для струнного оркестра.

Вокальные сочинения

1993 О себе. Вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи В. Ходасевича.

1994 О ней. Вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи В. Ходасевича

1997 4 романса для баритона и фортепиано на стихи Н. Гумилёва. 10’.

2004 Городской ангел. Семь отражений для меццо-сопрано и фортепиано на стихи А. Головиной. (2005 – редакция для голоса, струнного оркестра и фортепиано).

2007 «Человечьи мысли», вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи В. Гафта (1.О кошке, 2.О цапле, 3.О змее, 4. О жирафе, 5. О слоне, 6. О собаке).

2009 Параллельная музыка – IV для народного голоса, гобоя и рояля на сцене на народные слова.

2009 Маргиналии для народного голоса (альт), сопрано, деревянных духовых, ударных и БГ.

2011 «Tempora mutantur…» для любого женского голоса, любого деревянного духового и любого клавишного инструментов.

2012 «Параллельная музыка – V» для народного голоса, блок-флейты и фонограммы на народные слова (адаптация О.Ланского).

2013 «A la legere…». «Багатель» для голоса и гитары на стихи А.С.Пушкина.

Камерно-инструментальные сочинения

1993 Акция – I для виолончели соло. 7’.

1993 Соната для ударных инструментов в 4-х частях (3 исп.). 12’.

1994 Фантазия-соната для фортепиано (одночастная). 14’.

1995 Струнный квартет №1 (в 3-х частях). 24’.

1996 4 пьесы для кларнета соло. 9’. Исп. Февраль 1996, ННГК,

1996 Притча для альта и органа.

1997 Dell’Quintetto per Oboe, Fagotto, Silofono, Violino, Violoncello. (одночастный). 13’.

1997 Акция –II (Доктор и дзанни) для виолончели соло. 7’.

1998 Струнный квартет №2 (в 3-х частях). 21’.

1998 Оксюмороны –I для кларнета соло. 9’.

1999 Оксюмороны – II для органа, малого барабана и двух ассистентов.

1999 Акция – III (Actio immanens) для двух скрипок. 8’.

1999 Сellento-Celrandino, концертино для солистов и ансамбля (8 виолончелей).

2000 «The Hand of Mustery» для квартета деревянных духовых, контрабаса и магнитофона.

2001 Аберрации, концертино для 4-х групп солистов (13 исполнителей).

2001 Струнный квартет №3 (Quartum non datur). 13’.

2002 Фантомы барокко для двух скрипок и клавесина (в 7-ми частях). 1.Intrada (inventio), 2. Con brio. 3. Cadenza-1 (elocutio), 4. Andantino, 5. Cadenza-2 (elaboratio), 6. Quasi allegretto, 7. Cadenza-3 (pronuntiatio). 18,5’.

2002 Одинокое фанданго для скрипки соло. 5,12’.

2005 Танцующие в пустоте для скрипки и фортепиано. 7,5’

2005 Лимерик для фортепиано.

2006 Вероятная музыка- I для виолончели соло.

2005 Параллельная музыка-I для 2-х фортепиано.

2005 Секундочки-2 для фортепиано, «не совсем детские». 1.Ночная песня. 2.Солнечный зайчик. 3. Самовар. 4. Свет сквозь листву.5.Сломанный вальс. 6. Это был не я!.. 7. Ворона. 8.Бабочки. 9.Незнакомый дядя. 10. Вьюга за окном. 11. Колыбельная.

2006 Три хокку Масахиро Ито для альтовой флейты и бас-кларнета. 1.Миг. 2. Иллюзия. 3. Листопад.

2006 Акция IV (actio transiens) для фортепиано и отзвуков.

2006 Оксимороны – IV для скрипки и баяна (на слова В. Розанова и М. Чулаки).

2007 Секундочки-1 для фортепиано, «совсем детские».

1. Страшная история. 2. Абракадабра. 3. Бармаглот.

4. Дюдюка.5. Бабай. 6. Бука. 7. Пыхтушка. 8. Бубук.

9. Кукарямба. 10. Беголо-Леголо. 11. Совсем не страшно!

2007 Секундочки-3 для фортепиано, «совсем не детские».

2007 Параллельная музыка-II («Знаки EDES») для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.

2008 Timeline для альтового саксофона, виолончели и механического метронома.

2009 Orpheus: of no return для флейты и фонограммы.

2009 Тест-максимы для фортепиано, Пианиста и Собеседника.

2009 Параллельная музыка –III («…et Praeludium»…) для фортепиано.

2010 Notturno di molto sensibile для фортепиано.

2010 «Силуэты дождя», Квартет №4 для двух скрипок, альта и виолончели в 2-х частях (по мотивам эскизов Н.В.Гоголя).

2010 «Акция-V» (Шопен. Фермата) для двух фортепиано. Может исполняться отдельно, как вставная каденция в «Notturno…», либо внутри любой миниатюры Ф.Шопена.

2011 «Вероятная музыка-III» для Piatto sospeso, Legno и ряда других инструментов.

«Акция-VI (Actio per Cristian)» для исполнителя и ударной установки.

2012 «Акция – VII (Музыка изДали)» (по мотивам картины С.Дали «Солнечный столик») для варьированного состава.

2012 «Inside-sonata» for viola and piano (в двух частях). 21.’

2012 «Акция – VIII» («…Ad oculus…») для произвольного состава нестационарных инструментов.

2012 «Inside-sonata» for accordion solo.

2012 «Inside-sonata» for violin solo.

2013 «Omnes simul» ( «Акция-IX», «Параллельная музыка-VI», «Оксюмороны-V», «Вероятная музыка-IV») для флейты, скрипки и альта.

2013 «HARLEQUIN ENSOLEILLE» («Параллельная музыка-VII») для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (в трех разделах). Памяти Б.Ф.Егоровой.

2013 5-8 тихих нот для препарированного фагота и двух танцующих виолончелей на слова О.Ланского.

2013 Акция-Х для кафе, его ничего не подозревающих посетителей, инструментального ансамбля и фонограммы (аккордеон, флейта, скрипка, виолончель).

2013 Лики Каиссы для кларнета in B, контрабаса и Аллегории Игрока (в трех явлениях).

2013 «Solitutti» («Акция-XI») для дирижера-контрабасиста, его контрабаса, тени и фонограммы.

2013 «КИСкА-ГИЗкА», четыре «с хвостиком» пьески для фортепиано.

2013 «Inside-sonata» for Bassoon and piano.

2013 «Entre nous…» («Акция XII») для двух любых духовых инструментов и скрипки.

2013 «Сталкер» для фагота, тенорового тромбона и виолончели.

2013 Струнный квартет № 5 («До утра») для 2013 года и воспоминаний.

2014 Трилатерация. «Quasi (uno) teatro» для скрипки, виолончели и фортепиано.

2014 «Сны Омурасаки» для гобоя соло.

2014 «Ключ от двери…» для восьми гитар.

2014 «Вероятная музыка-V» («Quasi una cadenza») для гитары и струнного квартета.

2014 «T M E S I S» для английского рожка и фонограммы.

2014 «Omnes simul – II?» (, «Акция-XIII», «Параллельная музыка-VIII», «Оксюмороны-VI», «Вероятная музыка-VI») для флейты, скрипки, фортепиано и инструментального ансамбля.

2015 «Spell rain» («Заклинание дождя») for «rainstick» and maracas.

2015 «Параллельная музыка-IX» для двух виолончелей и двух фортепиано.

2015 Акция-XIV («actio transiens») для (оркестра) соло. (Интрада. Дуэт. Вероятности. Монолог. Интрада №…).

2015 Квартет №6 («Déjà vu») для двух скрипок, альта и виолончели (в трех частях). 1.Интродукция. 2. Ария. 3. Хор, сцена и финал.

2015 Портрет штрихами для фортепиано (Б.С.Гецелеву)

2015 Три детские пьесы для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1.Восход в горах. 2. Сталагнат. 3. У горных королей).

2016 «Inside-sonata» for Piano.

2016 Портрет штрихами для дирижера и инструментального ансамбля (ансамблю «Tempore versus»).

2016 Акция-XV («Mobile in stabilis») для дирижера, виолончели соло и ансамбля нестационарных инструментов.

Некоторые музыковедческие работы

  • - О проявлениях комического в инструментальной музыке ХХ века (на примере жанра бурлески) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Н.Новгород, 1999;
  • - О семиотических возможностях музыкальных структур (на примере музыкально-комического) // Четвертая Нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук. Т.II. – Н.Новгород, 2000;
  • - Комическое под знаком игры (игровая генеалогия скерцо) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 2. – Н.Новгород, 2001.;
  • - Жанр бурлески: перевертыши кривозеркалья // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. – Н.Новгород, 2001.
  • - Семиотика музыкальных конструкций(комическое как результат контекстуальных трансформаций)//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 3. НН., 2002
  • - …И слышать обречены…//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.4. НН., 2002.
  • - Комедиант Пьеро(опыт семиотического анализа «Лунного Пьеро А. Шенберга)//Вопросы композиции и оркестровки. НН., 2003.
  • - О жанровой природе «Сарказмов» С. Прокофьева//Вопросы композиции и оркестровки. НН., 2003.
  • - Комическое как культурологический феномен (к проблеме интерпретации понятия)//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.5. НН., 2003.
  • - Смех сквозь маску//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.5. НН., 2003.
  • - Музыкальный риторизм: шифр или ключ?//Искусство ХХ века: элита и массы. НН., 2004. С. 208-219.
  • - Музыкальный риторизм и композиторская практика ХХ века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. НН., 2004.
  • - О музыке немой и говорящей (к проблеме интерпретации в риторическом поле)//Искусство ХХ века как искусство интерпретации. НН.,2005.
  • - Оркестр, которого нет (о риторических метаморфозах инструментального письма В. Екимовского). Москва, 2009.
  • - Чужие слова (о риторических возможностях цитат, монограмм, лейтмотивов). //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.8. НН., 2007.
  • - К вопросу о методике риторического анализа музыкальных произведений на примере «Лунного Пьеро» А. Шенберга (учебно-методическое пособие для студентов ИТКФ консерваторий). Машинопись. 42 стр. (2010)
  • - К вопросу о методике анализа музыкальных произведений (проблема толкования). Машинопись. 11 стр. (2011)
  • - Риторический подход как способ адекватной исполнительской интерпретации. Издательство ННГК, гриф ВАК РФ. Допущен в качестве учебного пособия для студентов музыкальных ВУЗов РФ (2012).
  • - Аспекты эволюции и периодизации творчества В.Екимовского//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №3(33). НН., 2014.
  • - К проблеме эволюции творчества В.Екимовского на рубеже XX-XXI веков//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №4(34). НН., 2014.
  • - Под знаком «индпроекта» (Композиции В.Екимовского конца ХХ века) //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №2(36). НН., 2015.
  • - Музыкальная риторика на рубеже ХХ-ХХI веков («заметки на полях проблемы»// Материалы международной научной конференции. Астрахань, 2015.
  • - В.Екимовский. Виртуальные грани риторики//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №1(39). НН., 2016.
  • - Закон преодоленья (о Композициях В.Екимовского начала XXI века) //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №2(40). НН., 2016.
  • - Музыкальный риторизм как искусство диалога: из «вчера» в «завтра»//Материалы международной научной конференции к 70-летию ННГК, 2017.