Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Радвилович Александр Юрьевич

Радвилович Александр Юрьевич

Радвилович Александр Юрьевич

Композитор
Санкт-Петербургский филиал Союза композиторов России

Родился в Санкт-Петербурге в 1955 году. В 1962-1973 гг. учился в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории по классам фортепиано и композиции (класс В.Г.Арзуманова). В 1978 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора С.М.Слонимского. Позднее посетил ряд композиторских курсов в Польше, Голландии и Германии, где стажировался у Витольда Лютославского, Богуслава Шеффера, Тон де Лееува, Клауса Хубера, Пауля-Хайнца Диттриха, Брайана Фернихоу.

Среди сочинений композитора — четыре симфонии, симфонические поэмы «Легенда о скрипаче», «Клаустрофобия», «Музыка на уход души», 3 инструментальных концерта – Концерт для английского рожка и камерного оркестра, Камерный концерт для клавесина и струнных, Концерт для скрипки, струнных и ударных, камерная симфония «Пушкин», Sinfonia sacra для хора и ансамбля, камерные оперы «Помеха» и «Давай писать сказку» – обе на слова Д.Хармса, Четыре псалма для двух фортепиано De profundis temporum, «Сны Пьеро» и «ШОА» для ансамбля, «Мальчик у Христа на елке» для струнного квартета, ударных и записи (по рассказу Ф.Достоевского), антиутопия «Большой Брат», «Иуда» – страсти для солистов, хора и оркестра на текст апокрифа, «Альпийский реквием», камерная кантата «Сияние тьмы» на слова Т.Тцары, хоровые, вокальные, инструментальные произведения, музыка для детей.

В своем творчестве композитор проявляет интерес к поиску новых средств выразительности, к истинно новому слову в музыке. Острота музыкального языка, неординарность звуковых образов, парадоксальность решений музыкальной формы вызывают интерес к его музыке в России и за рубежом. Порой экстремальные средства выразительности не закрывают его творчества и для широкой публики.

Радвилович – лауреат конкурса «Юность, творчество, мастерство» (СПб, 1989), дипломант Международного конкурса королевы Мари-Хосе (Женева, 1992). В 1998 году Артистическая гильдия Германии (Die Künstlergilde) удостоила его Специальной премии имени Иоганна Венцеля Стамица. В 2007 году всероссийская газета «Музыкальное обозрение» назвала его «ПЕРСОНОЙ ГОДА» в номинации «Композиторы».

С конца 80-х годов музыка композитора исполняется на фестивалях и концертах в России в Австрии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Голландии, Израиле, Испании, Корее, Македонии, Мексике, Монголии, Норвегии, Польше, США, Украине, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и записана многими радиостанциями этих стран. Сочинения издаются в России, Голландии и США.

Основатель и бессменный художественный руководитель Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» (1989), президент одноименной Творческой ассоциации и художественный руководитель Ансамбля новой музыки «Звуковые пути». Член Союза композиторов России (с 1984), член Правления СК СПб (1991-2010), секретарь по иностранной работе Союза композиторов Санкт-Петербурга (2006-2010). Член жюри международных конкурсов в России, Германии, Украины, Франции, председатель жюри Международного композиторского конкурса им. С. Слонимского.

С 1990-х гг. читает лекции о проблемах современной музыки и преподает в российских и зарубежных высших учебных заведениях и на международных мастер-курсах в России, Австрии, Великобритании, Германии, Македонии, Монголии, США. А.Радвилович — первый российский композитор, читавший доклады на Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте (1992, 1994). Кандидат искусствоведения, автор книги «Инструментарий новой музыки» (LAP-Verlag, Saarbruecken, 2009) и ряда музыковедческих статей. Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.

1. Пять русских песен для фортепиано 1973-74, 6’

2. Камерная сюита для флейты и ударных 1975, 6’

3. Элегия для камерного оркестра 1975, 8’

4. «Грустные песни» для сопрано и фортепиано на стихи Леопольда Стаффа 1976, 7’

5. Поэма для скрипки с оркестром 1976, 12’

6. Три песни для женского хора на тексты старинных французских песен

Посвящается Ирине Родионовой 1976, 6’

7. Симфония №1 для симфонического оркестра и мужского хора. Текст Катри Валы 1977, 16’

8. «Египетские песни» для смешанного хора 1978, 14’

9. Sotto voce - три пьесы для фортепиано 1976/80, 8’

10. Плач по Озирису для сопрано и смешанного хора 1981, 6’

11. Соната для фортепиано 1982 14’

12. Четыре стихотворения Р.М.Рильке для баритона и фортепиано 1982, 8’30

13. Вокальный цикл на стихи Александра Блока для тенора, скрипки и фортепиано 1983, 7,20”

14а. «Легенда о скрипаче», одноактный балет 1984, 27'

14b. «Легенда о скрипаче», симфоническая поэма 1984, 19’

15a. «Невероятные истории» для чтеца и трех гитар (или фортепиано) на тексты Дональда Биссета (варианты на русском, английском и немецком языках) 1984 16’

15b. «Невероятные истории» для чтеца и оркестра на тексты Д.Биссета 2008, 18’

16. Элегия и серенада для двух гитар 1985, 6’

17а. Ария для трубы и органа 1985, 8’

17b. Ария для сопранового саксофона и органа 1985, 8’

18a. Концерт для английского рожка и струнного оркестра 1986, 22’

18b. Концерт для сопранового саксофона и струнного оркестра 1986, 22’

19. Драматические фанфары для трех труб и ударных 1987, 8’40”

20. «Ленинградские песни» для смешанного хора на тексты Окуджавы, Кушнера, Шефнера, Маршака 1986, 18’

21. Камерный концерт для клавесина и струнных 1987, 12’

22. Симфония No 2 для симфонического оркестра 1989, 26’

23. «Перевернутый мир» - восемь интермедий для сопрано, баритона, скрипки и клавесина на немецкие народные тексты 1990, 16’

24. «О музыкантах, о дирижере и о себе» - веселая фантазия для струнного оркестра 1990, 10’

25. De profundis temporum четыре псалма для двух фортепиано 1991/92, 24’

26. Pater noster для баритона и органа 1991, 7’

27. «Мольба» - композиция для фортепианного квартета 1992, 13’

28a. Композиция для скрипки соло 1992, 7’50”

28b. Композиция для альта соло 2016, 8’

29. Baltic Music для квинтета медных духовых, колоколов, органа и поющей публики 1992, 12’

30. «Галоши счастья» - для чтеца и фортепиано в четыре руки по сказке Г.Х.Андерсена 1993, 36’

31. Verlorgegangener Brief (Потерянное послание) для гобоя, виолончели и фортепиано 1993, 10’

32. Spiegel («Зеркала») для кларнета и скрипки 1994, 7’20”

33. Se(a)iten для расширенного фортепиано 1994, 9’50”

34. «Mузыка для троих» для кларнета, скрипки и фортепиано 1994, 7’50”

35. Flautissimo для сопрановой, альтовой и басовой флейт 1994, 7’

36a. «Через Стикс» для пяти разновидностей флейт (один исполнитель) и ударных 1995, 19’

36b. «Через Стикс» версия для пикколо, большой альтовой, басовой флейт и ударных 1997, 17’

37. Splitter - размышления для двух чтецов, квинтета медных духовых, органа и колоколов на тексты Йоганнеса Йордана (на немецком языке) 1995, 22’

38. «Пифия» для скрипки и фортепиано. Посвящается Александре Савиной 1996, 10’

39. «Der Lesende» (Читающий) - вокальная поэма для сопрано и камерного ансамбля на слова Р.М.Рильке (на немецком языке) 1997, 10’

Варианты состава ансамбля: Cl., V-la., V-c., P-no+ Perc. или Cl., Cor, V-no, P-no+Perc.

40. Brave New World («О, дивный новый мир»), для фортепиано по прочтении О.Хаксли 1997, 10’

41. «Из сказок Андерсена» - пьесы для фортепиано в четыре руки 1997, 18’

42. «Пушкин» - камерная симфония в пяти эпиграфах для 12 музыкантов 1998, 11’

43. «Flamme(r)» - концертный этюд для фортепиано 1999, 5’15”

44. «Лабиринт» для двух фортепиано 1999, 8’

45. «Лента Мёбиуса» для бас-кларнета, контрабаса и фортепиано 1999, 5’

46. Прелюдия и хорал BACH - DSCH для фортепиано 2000, 2’

47. BACH-DSCH - музыка букв для гобоя и пяти облигатных инструментов 2000, 3’

48. «Давай писать сказку» - мини-опера для двух солистов и хора на слова Д.Хармса 2001, 11’

49. Sinfonia sacra для смешанного хора, валторны, скрипки, баяна и ударных 2001, 13’

50. Cadenzi concertanti для флейты, кларнета и камерного ансамбля 2001, 5’

51. Götter Dämmerung - постлюдия памяти Дж.Верди для ансамбля 2001, 3’ (Fl., Cl., Tr-ne, V-no, V-la, V-c, C-b)

52. «Сфинкс» для баяна и фортепиано 2002, 10’

53. «Помеха» - миниопера для трех солистов и камерного ансамбля на текст Д.Хармса 2003, 9’

54. «Зеркальная музыка» для камерного ансамбля Fl/Picc., Cl., Trba, Perc., Vno, Vc) 2004, 9’

55. «Клаустрофобия» для симфонического оркестра 2004, 6’30’’

56. «Мальчик у Христа на елке» для струнного квартета, ударных, аудиозаписи по рассказу Достоевского 2004, 27’

57. «Сны Пьеро» для пяти музыкантов (Fl/Alt.fl., Cl/Cl.basso, Vno, Vc, Pno) 2005, 9’

58. Секвенция памяти Лючано Берио для женского хора, струнного оркестра и ударных 2006, 6’30’’

59. Концерт для скрипки, струнного оркестра и ударных 2007, 11’

60. «Улыбка классика», посвящение С.Слонимскому для фортепиано 2007, 3’30”

61a. «Большой Брат», антиутопия для баритона, баса-профундо, двух чтецов и ансамбля на тексты Дж.Оруэлла, Е.Замятина, О.Хаксли и Г.Гессе 2007, 18’

(Cor., Trba, Trne, 2 Percussion, Arpa, Accordion, Vno, Vla, Vc. Партия баса-профундо идет в виде аудиозаписи)

61b. «Большой Брат», антиутопия для баритона, баса-профундо, двух чтецов и оркестра на тексты Дж.Оруэлла, Е.Замятина, О.Хаксли и Г.Гессе 2008, 18’

(2,2,2,2,- 4,2,2 – Timp., 2 perc., Arp, strings, партия баса-профундо идет в виде аудиозаписи)

62. Code of the Universe (Код универсума) – концертный этюд для фортепиано 2008, 4’

63. ИУДА. Страсти для солистов, хора и оркестра на текст Евангелия Иуды и Л.Андреева 2008, 34’ Tenor, Baritone, Bass, Mixed choir, Orchestra: 2 (II=Picc.), 2, 2 (II=Cl.b.), 2 – 4,2,2, - 3 perc., Arp, Strings.

64. Waldes Musik (Лесная музыка) для женского хора 2008, 3’

65. «Очень страшная музыка» для симфонического оркестра 2009, 9’

2 (II=Picc),2,2 (II=Cl.b.),2(II=C-fag) – 4,2,2,Tuba, - 3 perc., Arpa, Strings.

66. Два стихотворения Тристана Тцара для меццо-сопрано и ансамбля (на французском) (Fl/Alt, Perc., Vno, Vc, Pno) 2009, 9’30”

67. «Мечты русалочки» для блок-флейты, альтового саксофона и ударных 2009’ 7’

68. «Музыка на уход души» для симфонического оркестра 2010, 13’

2 (II=Picc.),2,2 (II=Cl.b.),2 (II=C-fag) – 4,2,2,0 - 3 perc., Arpa, Strings.

69. ЧЕХОВЪ симфония (Симфония № 3) для симфонического оркестра 2010, 20’30”

2 (II=Picc.),2,2 (II=Cl.b.),2 (II=C-fag) – 4,2,2,0 – Timp., 3 perc., Arpa, Strings.

70. «Чайковский. Итальянские каникулы» для оркестра 2011, 11’

2 (II=Picc.), 2, 2, 2 – 4, 2, 2, 0 – Timp.+perc. (2 исп.), Strings

71. Симфония № 4 для малого оркестра и поющей публики 2011, 14’

2 (II=Picc.), 2 (II=Engl. horn), 2 (II=Cl.b.), 1 – 2, 0, 0, 0 – Timp., 1 perc., – 4, 3, 2, 2, 1

72. «Предчувствие зимы» для басовой флейты, английского рожка и бас кларнета 2011, 4’

73. Dramma per musica для девяти музыкантов (Fl/Picc, Cl, Fag, Cor, Pno, 2 Vns, Vla, Cello) 2012, 14’

74. l’éclat des ténèbres («Сияние тьмы»), камерная кантата для меццо-сопрано и ансамбля на стихи Тристана Тцара. (Fl/Picc/Alt, Cl/Cl.bass, Vno, Cello, Percussion, Piano) 2013, 20’

75. Musica lugubre для фортепиано и ансамбля (Fl, Cl/Cl.bass, Vno, Vla, Cello) 2014, 14’

76. SHOAH для ансамбля (Fl, Cl/Cl.bass, Percussion, Piano, Vno, Vla, Cello) 2015, 16’

77. «Галоши счастья» - для чтеца и оркестра по сказке Г.Хр.Андерсена. 2016, 20’

2 (II=Picc.), 2, 2, 2 – 4, 2, 3, Tuba – Timp.+ perc. (2 performers), Strings

78. Альпийский реквием для усиленного вокального квартета, фортепиано и ударных на литургические тексты Реквиема. 2017, 32’

79. «Про Нильса и Мартина» для женского хора 2017, 3’

80. «Под дождем» для женского хора 2018, 3’

81. «Витгенштейн», интермеццо для фортепиано и малого барабана 2018, 5’

82. S’élognant dans le brouilliard («Уходя в туман») для кларнета и ансамбля 2019, 7’30”

83. «В те дни, когда в садах лицея» для ансамбля (Fl, Cl, Vno, Vc, Pno) 2019, 5’40”

Восьмой выпуск передачи "Начало времени композиторов"