Рыбников Алексей Львович
Алексей Рыбников родился в творческой семье – его отец был скрипачом, а мать – художницей. С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. В то же время, в числе самых ярких детских впечатлений, – кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алёша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова – фантазия «Багдадский вор» – написана под воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.
Одаренность ребенка подметили его близкие, и мама отвела Алёшу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения – Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ. Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся композитором ХХ века – Арамом Хачатуряном, который предложил Алёше заниматься в его классе.
Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре. В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого, в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем оставляет преподавательскую деятельность. В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы. Несмотря на то, что период 60-70-х гг. в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька» режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров.
Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом. С 1979 Алексей Рыбников – член Союза кинематографистов. За четыре десятилетия в кинематографе Рыбниковым написана музыка более чем к ста фильмам.
Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую сцену мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего, постановку все-таки разрешили).
С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.
Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979) известная широкому кругу публики, как «Юнона» и «Авось». В ней соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова – традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта – идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении. Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского – «Авось» и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.
Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера – в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.
Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова – «Литургия Оглашенных» – создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света…«Литургия» была поставлена в камерном зале в 1992 году. И с этого года начинается создание Театра. В 2017 году исполняется 25 лет Театру Алексея Рыбникова.
Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.
29 февраля 2000 года в легендарной пятой студии Дома звукозаписи прошла премьера сцен из музыкальной драмы Алексея Рыбникова «Оперный дом» в исполнении симфонического оркестра «Молодая Россия» и камерного хора радио под управлением дирижёра Марка Горенштейна. Музыка и исполнение были превосходны и возникла идея постановки музыкально-драматической композиции.
Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии «Заяц над бездной» (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова; «1612» (2007) Владимира Хотиненко и другим кинолентам.
В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора – «Воскрешение мертвых» (2005) для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. На фестивале «Черешневый лес» симфонией продирижировал Теодор Курентзис. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть – воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь – (Вторая часть – оплакивание всех погибших), в Третьей части – ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной жизни – в Четвертой части.
В 2005 году Алексей Рыбников отметил 60-летие юбилейным симфоническим концертом в Большом Зале Консерватории им П.И. Чайковского. Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, под руководством Марка Горенштейна исполнил произведения разных лет. В концерте принимали участие: скрипачка Алёна Баева и солистка Большого театра Ирина Долженко, концерт транслировался телеканалом «Культура». Триумф композитора сопровождался немыслимым количеством цветов!
В 2005 году Театр Алексея Рыбникова представил мюзикл – «Буратино» в Театре на Серпуховке совместно со звездами московских театров Светланой Немоляевой, Александром Лазаревым, Анной Большовой.
В новогодние праздники 2006-2007 годов Театр Алексея Рыбникова представил премьеру TJ шоу «Красная шапочка» на сцене концертного зала «Мир».
В 2007 году Театр Алексея Рыбникова представил в концертном зале «Мир» мюзикл для всей семьи «Буратино» совместно с рок-группой «Тайм-Аут». Мюзикл оказался грандиозным летним экспериментом, так как несмотря на «мертвый сезон» за лето прошло 120 спектаклей. Режиссером обоих спектаклей стал Александр Рыхлов, который десять лет работает с Рыбниковым и поставил почти все спектакли.
В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения – Concerto Grosso «Синяя птица» – работа, навеянная пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века – времени правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов. Ансамбль солистов ГАСО им. Светланова вместе с молодыми виртуозами Екатериной Мечетиной, Еленой Ревич, Борисом Андриановым и Дмитрием Илларионовым под руководством Сергея Гиршенко стали первыми исполнителями этих произведений, а фирма «Мелодия» выпустила отличный CD.
В январе 2008 года«Красная шапочка» была представлена в клубе «Эльдар» у Эльдара Рязанова. Осенью 2008 Театр Алексея Рыбникова представил на сцене концертного зала «Мир» – рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» при участии Дмитрия Колдуна, Светланы Светиковой, Игоря Сандлера, Дмитрия Четвергова и Валерии Ланской.
В 2009 специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы «Юнона» и «Авось», премьера которой прошла с грандиозным успехом 3 июля 2009 года.Уже на протяжении 8 лет «Юнона и Авось. Авторская версия»с успехом идет на лучших сценах России и зарубежья: США, Канада, Франция, Германия, Израиль, Финляндия, а также в странах Балтии, Беларуси и Украине.
Осенью 2012 года Театр Алексея Рыбникова представил в театральном зале Дома музыки спектакль «Аллилуйя любви» в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных фильмов (Рыбников написал музыку более чем к 100 лентам). Постановка была высоко оценена публикой и музыкальными критиками. Спектакль стал презентацией двух больших сцен из музыкальной драмы «Война и мир», над которой работает Рыбников последние 5 лет.
Алексею Рыбникову удается принимать активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной Церковью – Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского, и светскими организациями. Среди последних событий – присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». А также в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира».
30 января 2013 года в концертном зале им П.И.Чайковского с огромным успехом прошел концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности композитора Алексея Рыбникова. В программе, исполненной Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки прозвучали самые известные и любимые произведения Алексея Рыбникова, в том числе музыка к кинофильмам, ставшим легендами, во многом благодаря музыке.
В программе выступил также солист Дмитрий Илларионов (гитара),артисты Государственной творческой мастерской Алексея Рыбникова (Театр Алексея Рыбникова). Зал чествовал композитора бурными овациями. Те, кому не удалось попасть в концертный зал, могут увидеть запись концерта телеканала «Культура» на Youtube.
С 2013 по 2016 – очень плодотворный период в жизни театра и А. Рыбникова: поставлена новая версия рок-оперы «Хоакин Мурьета», состоялась премьера нового детского спектакля «Волк и семеро козлят», а также вместе с оркестром московской областной филармонии (худ. руководитель – Максим Дунаевский) были поставлены три одноактные оперы: Джанкарло Менотти «Телефон», Гаэтано Доницетти «Рита», Антонио Сальери «Сначала музыка, потом слова». На симфоническую музыку А. Рыбникова балетмейстер театра Жанна Шмакова поставила балет «Глазами клоуна».
В мае 2013 года Театр Алексея Рыбникова вернулся с успешных гастролей по США и Канаде, во время которых зрители по ту сторону океана увидели рок-оперу «Юнона и Авось» и мюзикл для детей и взрослых «Буратино».
23 октября 2013 года композитор Алексей Рыбников отметил 50-летие творческой деятельности юбилейным концертом в Большом Зале Московской Консерватории, где была представлена премьера концерта для виолончели с оркестром. Исполнителем был выдающийся музыкант – Александр Князев (ему же был посвящен концерт). Дирижер – Хориа Андрееску – известный румынский дирижер. И замечательный московский оркестр «Русская Филармония».
Симфоническую музыку Алексея Рыбникова исполняют многие оркестры России: Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (худ. руководитель Владимир Федосеев), Российский Национальный Филармонический оркестр (худ. руководитель – Владимир Спиваков), Государственный академический симфонический оркестр (худ. руководитель – Марк Горенштейн). Иркутский Симфонический оркестр, дирижёр – Илмар Лапиньш, Костромской Губернский симфонический оркестр, дирижер – Павел Герштейн, Петрозаводский, Воронежский, Нижегородский симфонические оркестры.
Одним из лучших исполнителей музыки Рыбникова является главный дирижер государственного симфонического оркестра Республики Татарстан – Александр Сладковский, с успехом исполнивший премьеры композитора и в Москве, и в Казани. Симфоническую музыку Алексея Львовича ждал большой успех в Будапеште и в Бухаресте в исполнении местных симфонических оркестров.
В 2015 г. в год своего 70-летия А. Рыбников написал и выпустил автобиографическую книгу «Коридор для слонов». В Ярославле прошел фестиваль, приуроченный к юбилею. В Таллине и Риге прошли юбилейные спектакли нашего театра «Юнона и Авось», «Хоакин Мурьета» и «Буратино».
С 2016 года Алексей Рыбников снимает кино. Он очень увлечен профессией режиссера и сценариста, ему это удается и скоро многочисленные поклонники композитора станут свидетелями его нового творческого восхождения. Уже снят фильм «Дух Соноры» по мотивам рок-оперы «Хоакин Мурьета», где почти все главные роли исполнили артисты Театра Рыбникова. И начались съемки музыкальных фильмов «Литургия Оглашённых» и фильма-балета «Каин», поставленного на симфоническую музыку композитора.
• Заслуженный деятель искусства РСФСР (1989)
• Народный артист РФ (1999)
• Лауреат Государственной премии РФ (2002)
• Кавалер Почетного золотого Знака «Общественное признание» (2005)
• Кавалер ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского (2005)
• Кавалер ордена Дружбы (2006)
• Лауреат Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2007)
• Кавалер ордена Дягилева (2007)
• Обладатель Международной Общественной Премии в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира» (2007)
• Орден Почёта (2010)
• Лауреат национальных премий «Ника», «Золотой Овен», «Золотой орел», «Кинотавр» в области кинематографии
• Кавалер ордена Орла
• Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2017)
Симфоническая, хоровая и камерная музыка
- «Магазин игрушек» (балет на льду)
- «Кот в сапогах», балет в 3-х действиях, 7 картинах, 1955
- Andante для скрипки и фортепиано, 1957
- Инвенция (Allegro)
- Инвенция для органа, 1957
- Инвенция трехголосная, 1957
- Последний лист, по мотивам рассказа О’ Генри, 1957
- Три пьесы для фортепиано (Скерцо, Интерлюдия, Адажио)
- Фуга двухголосная in G
- Фуга (Скерцо)
- Фуга трехголосная in C
- Фуга трехголосная in cis
- Сюита для скрипки с фортепиано в 3 частях, 1959
- Шесть прелюдий, 1960
- Сонатина для виолончели и фортепиано op.9, 1960
- Сонатина для фортепиано op.12, 1960
- Прелюдии op.6, 1960 (6 № 2, 6 № 3, 6 № 4)
- Токката для фортепиано (1963) в d, «Концертные произведения советских композиторов» для фортепиано, выпуск 6. — М.: «Советский композитор», 1977
- Соната для фортепиано № 1 «Хороводы», в 3-х частях (1961). Издана — М.: «Музыка», 1965
- Соната для фортепиано № 2, 1966
- «Аннушка», текст Петра Вегина
- «Светает», текст Петра Вегина
- «Мост Мирабо», слова Гийома Апполинера
- «Два романса» на слова Людвига Ашкенази,1967
- Концерт для скрипки с оркестром, 1967
- Русская увертюра, 1967
- Симфония № 1, 1967—1969
- «Скоморох», концертное каприччио для симфонического оркестра, 1968
- Концерт для струнного квартета и симфонического оркестра, 1970—1971
- Увертюра для оркестра народных инструментов, 1971
- Концерт для фортепиано solo, 1972
- Концерт для баяна и симфонического оркестра, 1972
- Музыка к аудиосказке «Кошка, которая гуляла сама по себе», 1974
- Симфония № 3, 1972—1973
- Симфония № 2 «Матерь Человеческая», 1973—1974
- Симфония № 4 «Vivo al mondо» («В мире живу я»), 1999
- Симфония № 5 «Воскрешение мертвых», 2005
- Сюита из балета «Кот в сапогах», 2005
- Concerto grosso «Северный сфинкс», 2006
- Concerto grosso «Синяя птица», 2006
- Симфония № 6, 2008
- Три концертные арии: «S’amor non e»; «Куплеты»; «Да, да, да, я Вас люблю»
- Хоровой концерт, 2012
Музыка к кинофильмам
- 1966 — Всадник над городом
- 1968 — Три дня Виктора Чернышёва
- 1969 — День и вся жизнь
- 1971 — Остров сокровищ
- 1972 — Без трёх минут ровно
- 1973 — Сто шагов в облаках — короткометражный
- 1974 — Большое космическое путешествие
- 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни
- 1975 — Приключения Буратино
- 1975 — Потрясающий Берендеев
- 1975 — Когда дрожит земля
- 1976 — Дневник Карлоса Эспинолы
- 1976 — Дневной поезд
- 1977 — Обратная связь
- 1977 — Про Красную Шапочку
- 1977 — Исчезновение
- 1977 — Усатый нянь
- 1978 — Иванцов, Петров, Сидоров…
- 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля
- 1978 — Шла собака по роялю
- 1979 — Примите телеграмму в долг
- 1979 — Чужая компания
- 1979 — Тот самый Мюнхгаузен
- 1980 — Вам и не снилось...
- 1980 — Желаю успеха
- 1980 — Ночное происшествие
- 1980 — Полёт с космонавтом
- 1980 — Через тернии к звёздам
- 1980 — Мнимый больной
- 1981 — Руки вверх!
- 1982 — Василий Буслаев
- 1982 — Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
- 1982 — Мать Мария
- 1982 — Сказки… сказки… сказки старого Арбата
- 1982 — Срочно… Секретно… Губчека
- 1983 — Карантин
- 1983 — Магистраль
- 1983 — Оглянись!…
- 1983 — Серафим Полубес и другие жители Земли
- 1983 — Сказка о Звёздном мальчике
- 1984 — Вера. Надежда. Любовь
- 1984 — Нам не дано предугадать…
- 1984 — Прохиндиада, или Бег на месте
- 1984 — Шанс
- 1985 — Вот моя деревня…
- 1986 — Гонка века
- 1986 — Русь изначальная (2 серии)
- 1989 — Утоли моя печали
- 1991 — Царь Иван Грозный (другое название — Князь Серебряный)
- 1992 — Воспитание жестокости у женщин и собак
- 1992 — Только не уходи…
- 1993 — Великая княгиня Елисавета
- 1993 — Кодекс бесчестия
- 1993 — Приговор
- 1993 — Я виноват
- 2000 — Я виноват — 2
- 2002 — Звезда
- 2003 — Жизнь одна
- 2003 — Эффект ириса (Изгнанник)
- 2004 — Апокриф: Музыка для Петра и Павла
- 2006 — Заяц над бездной
- 2006 — Волкодав из рода Серых Псов
- 2006 — Андерсен. Жизнь без любви
- 2007 — Дом на Английской набережной
- 2007 — Отец
- 2007 — 1612 (Хроники смутного времени)
- 2008 — Пассажирка
- 2009 — Поп
Музыка к телефильмам и короткометражным фильмам
- 1966 — Лёлька (к/м, в киноальманахе Пробуждение)
- 1974 — Ералаш
- 1976 — Мушкетёры 4 „А“
- 1976 — Эквилибрист
- 1979 — Та сторона, где ветер (2 серии)
- 1979 — Диалог
- 1979 — Осенняя история (2 серии)
- 1980 — Путь к медалям
- 1983 — Сказка о Звёздном мальчике
- 1985 — Дороги Анны Фирлинг (2 серии)
- 1986 — Где родятся «Жигули»
- 1989 — Чёрный принц Аджуба
- 1989 — Война и мир в ядерный век (ТВ, 11 серий)
- 1989 — Мы (5 серий)
- 1993 — Раскол (9 серий)
- 2000 — Дети из бездны (США) (1 серия из 5)
- 2001 — Леди Бомж (Леди Босс) (10 серий)
- 2001 — С новым счастьем — 2 (8 серий)
- 2002 — Леди Мэр (16 серий)
- 2003 — Спас под берёзами (12 серий)
- 2003 — Северный сфинкс
- 2004 — Самара — городок (4 серии)
- 2004 — Слова и музыка
- 2005 — Внимание, говорит Москва (4 серии)
- 2005 — Дело о «Мёртвых душах» (8 серий)
- 2008 — Братья Карамазовы
- 2010 — Последняя игра в куклы
Музыка к мультфильмам
- 1972 — Индекс
- 1973 — Только для взрослых (выпуск 2)
- 1973 — Паучок Ананси и волшебная палочка
- 1974 — Только для взрослых (выпуск 3)
- 1975 — Достать до неба
- 1975 — Фантик (Первобытная история)
- 1975 — Волк и семеро козлят на новый лад
- 1975 — Вот какой рассеянный
- 1975 — Чёрная курица
- 1977 — Журавлиные перья
- 1977 — Праздник непослушания
- 1978 — Бедная Лиза
- 1978 — Муми-Тролль и другие
- 1978 — Муми-Тролль и комета
- 1978 — Муми-Тролль и комета. Путь домой
- 1982 — Происшествие в музее
- 1985 — Знаки
- 1985 — Миниатюры
- 1987 — Стрелочник
- 2004 — Ключи от времени
Спектакли театра Алексея Рыбникова
- «Литургия оглашенных» («Мистерия оглашенных»), 1983—1989. Первая постановка — 1992.
- «Красная Шапочка», тексты песен Юлий Ким, тексты интермедий Александр Рыхлов, постановка Театра Алексея Рыбникова в 2007—2008.
- «Буратино», либретто Софьи Троицкой, тексты песен Юрий Энтин, постановка Театра Алексея Рыбникова в марте 2006 года.
- «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», 1975, первая постановка на сцене театра Ленком —1976. Восстановлен театром Рыбникова в 2007 году.
- «Юнона и Авось»: первая премьера прошла в Храме в Филях и спектакль назывался «Авось» (1979), затем первая постановка в театре в 1981 уже под названием «Юнона и Авось». Премьера обновлённой версии состоялась в июле 2009 года во Франции.
- «Аллилуйя любви». Вариации на тему любви, Сентябрь 2012 (включая премьерный показ сцен нового сочинения А. Рыбникова — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта „Война и мир“ по роману гр. Льва Толстого»).
- «Война и мир» — современная опера. Рабочее название — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“».