Союз Композиторов России

Всероссийская общественная организация

uc@unioncomposers.ru

+7 (495) 629-52-18

Композиторы и музыковеды

Трембовельский Евгений Борисович

Трембовельский Евгений Борисович

Музыковед
Воронежская региональная организация Союза композиторов России

Я родился 5 августа 1939 года в Алма-Ате, где по окончании музыкальной школы-семилетки (класс фортепиано) и общеобразовательной школы-десятилетки учился один год на музыкально-теоретическом отделении специальной музыкальной школы-одиннадцатилетки им. Куляш Байсеитовой. Пройдя за этот год программы 8, 9, 10 и 11 классов и успешно сдав экстерном выпускные испытания, продолжил обучение в Алма-атинской консерватории им. Курмангазы, музыковедческое отделение которой окончил в 1962 году по классу профессора И.И. Дубовского и доцента М.Р. Копытмана.

В 1962-1964 годах работал преподавателем Музыкального училища в Караганде. В 1964-м был приглашен в Специальную музыкальную школу-одиннадцатилетку Алма-Аты (на должность заведующего теоретическим отделением) и Алма-Атинскую консерваторию, где работал последующие 13 лет преподавателем, доцентом, а с 1971 по 1976 годы заведующим кафедрой гармонии и сольфеджио.

С первых послевузовских лет основную работу совмещал с ведением авторской программы на телевидении, с публицистикой, выступлениями в филармонии, сотрудничеством с общественными творческими организациями. В 1972 году принят в Союз композиторов СССР, в 1975 году - в Союз театральных деятелей (в то время Театральное общество) СССР. Со студенческих лет печатался в газетах, первые научные публикации вышли в 1967 году. В 1973 году в Ленинградской консерватории защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы казахской симфонии (на материале симфоний Е.Г. Брусиловского)». В 1963 году женился, имею двух дочерей и шесть внуков.

В августе 1977 года решил сменить место жительства, получив приглашение на работу из шести музыкальных вузов России. Выбрал Воронеж, куда и переехал по вызову Воронежского государственного института искусств и Воронежской Областной администрации. Вся моя дальнейшая жизнь связана с этим институтом: в 1979-1983 годах был заведующим отделом науки, с 1981 года – заведующим кафедрой теории и истории музыки, после ее разделения с 2007 года и по сей день являюсь заведующим кафедрой теории музыки. В 1981 году избран на должность профессора, в 1993 году получил ученое звание профессора, в 1994 году в Российском институте искусствознания (Москва) защитил докторскую диссертацию «Особенности ладогармонического мышления Мусоргского».

Другая сторона моей деятельности связана по большей части с Воронежской региональной композиторской организацией Союза композиторов РФ. До 1993 года был руководителем ее музыковедческой секции и председателем ревизионной комиссии, а в последующие 20лет (1993 – 2012) – председателем правления.

На VII съезде СК России (1995 год) избран членом Секретариата этой организации (переизбирался в этом качестве на очередных съездах, оставаясь секретарем организации до 2015 года). На внеочередном съезде в 2017 году избран членом Совета СК РФ.

Работа на указанных должностях и постах стимулировала к сочетанию научной, учебно-методической, преподавательской, административной, общественно-организаторской, публицистической и лекторской деятельности. В Алма-атинском и Воронежском вузах доводилось вести практически все основные музыкально-теоретические дисциплины на музыковедческом, композиторском и исполнительских отделениях. В моем специальном классе обучалось и обучается в общей сложности свыше 50 студентов-музыковедов и аспирантов, некоторые из которых защитили диссертации, получили почетные и ученые звания, стали членами Союза композиторов РФ.

В качестве музыкального просветителя и публициста регулярно выступал в газетах, журналах, на радио, телевидении и в концертных залах. Инициировал создание: «Общественного Университета музыкальной культуры» при Воронежском педагогическом институте (1980), ряда музыкальных клубов («Юных композиторов», «Молодежный», «Композитор и исполнитель») при Воронежском Союзе композиторов (1995 – 2012). Возглавил оргкомитеты: «Первого съезда юных композиторов России» (Воронеж, 2000), «Всероссийского конкурса на лучшее произведение по воронежскому фольклору им. К.И. Массалитинова» (Воронеж – Москва, 2005), ряда межрегиональных композиторских конкурсов, посвященных Пушкину, Платонову, Мандельштаму и Пятницкому (1998 – 2009), конкурса гимнов городу Воронежу (2003 – 2004), Всероссийского конкурса юных композиторов «Постигая искусство классиков» (1999 – 2000) и, совместно с Центром духовного возрождения, межрегионального конкурса детской песни «Разноцветный мир» (1998). Кроме того, был членом жюри «Народного кинофестиваля 2000», с 1997 года и по настоящее время вхожу в жюри ежегодных театральных конкурсов «События сезона» (с 2015 года – «Браво!»). Являюсь членом Совета ежегодной Платоновской премии, учрежденной в 2011 году правительством Воронежской области. По научной линии выполняю обязанности члена Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Ростовской консерватории им. Рахманинова (до 2010 года эти же функции выполнял в Совете Саратовской консерватории им. Собинова), членом редакционных коллегий российских журналов «Проблемы музыкальной науки» (Уфимская консерватория), «Гуманитарные и социальные науки» (Университет Ростова-на-Дону), «Научный вестник Московской консерватории».

В 1988, 1990 и 1992 годах собрал и опубликовал межвузовские сборники научных трудов: «Проявление контраста в музыке», «О взаимодействии традиционных и новаторских черт в искусстве», «Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования» (Изд-во Воронежского университета). Являюсь автором более 200 научных и публицистических трудов (в том числе 7-и монографий) по теории и эстетике музыки, методологии, проблемам стиля российских и казахстанских композиторов, связей фольклора и профессионального творчества, национального симфонизма, взаимодействия столичных и периферийных культур, краеведения (см. прилагаемый Список основных публикаций).


  • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (07 июня 1996 г.);
  • Орден Дружбы (Награда № 7131, 19 декабря 2002 г.);
  • Почетная грамота Президента Российской Федерации «За заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную работу» (26 октября 2015 года);
  • Почетная грамота правительства Воронежской области «За многолетнюю плодотворную. Творческую деятельность. Большой личный вклад в развитие музыкального искусства Воронежской области и в связи с 70-летием со дня рождения» (13.07.2009 № 595);
  • Знак отличия «За заслуги перед Воронежской областью» (№ 089, 2012);
  • Почетный деятель Союза композиторов России «За многолетнюю и плодотворную творческую деятельность в композиторских организациях РФ» (5 декабря 2000 года);
  • Золотая пушкинская медаль, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, за вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры; оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции; развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве деятелей искусства и культуры, граждан России и представителей зарубежья (1999);
  • Медаль Министерства культуры РФ, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1999);
  • Золотая медаль Союза московских композиторов: за содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки (2009);
  • Премия им. Д.Д. Шостаковича за 2008 год «За работы по музыкознанию и культуроведению» (2009);
  • Воронежская областная премия им. М.Е. Пятницкого «За монографию «стиль Мусоргского: лад, гармония, склад» (16 ноября 200 года);

Со второй половины 60-х годов и до настоящего времени доводилось быть вдохновителем, организатором и участником различных форумов и творческих акций. К этому, помимо личного интереса, побуждала почти полувековая работа в должности заведующего кафедрой алматинского и воронежского вузов и не менее продолжительная деятельность по линии Союза композиторов СССР и РФ (в том числе как члена Секретариата СК РФ и председателя Воронежской композиторской организации – с 1993 до 2012), а также сотрудничество с Союзом театральных деятелей (членом этих общественных творческих организаций состою, соответственно, с 1972 и с 1975годов).

1. Был организатором и участником многих музыкальных фестивалей, пленумов, циклов тематических и авторских вечеров, студенческих олимпиад, научных конференций и семинаров, в том числе :

- Цикла семинаров для музыковедов и композиторов Средней Азии и Казахстана «Роль музыкально-теоретического образования в воспитании музыканта» (с 1968 по 1977 в Алма-Ате, Ташкенте, Фрунзе, Караганде, Павлодаре, Уральске); цикла аналогичных семинаров для специалистов Центрального Черноземья (с 1978 по 1998 в Воронеже, Белгороде, Губкине, Ельце, Курске, Липецке, Тамбове);

- Двадцати международных и всероссийских фестивалей современной музыки в Воронеже «Созвучие» (с 1993 по 2012);

- Конференций «Музыка и жизнь» (Москва, 1980), «Традиции и новаторство в современном искусстве» (Воронеж, 1981), «Взаимообогащение национальных музыкальных культур» (Казань, 1981), «60 лет культурного строительства в СССР» (Ростов-на-Дону, 1982), «Развитие творческой активности студентов вузов Министерства культуры РСФСР (Воронеж, 1982);

- Цикла семинаров Всероссийской секции оперных критиков, возглавляемой М.Е. Таракановым (Талин, 1985; Свердловск, 1987; Тбилиси, 1988);

- Четырех Выездных Секретариатов СК РФ в Воронеже, совмещенных с тематическими конференциями и фестивалями – «Традиции и творческий поиск: взгляд на музыку в конце ХХ столетия» (1997), «Музыка и время» (2003), «Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования» (Воронеж, 2006), «На Воронежских просторах» (2008);

- Цикла концертов «Антология музыкального авангарда ХХ века» при участии ансамблей «Студия новой музыки МГК», «Каприччио» Ростовской консерватории и коллективов из Белгорода (Воронеж – Москва – Ростов на Дону – Белгород, 2006-2012).

2. Инициировал:

- создание Общественного Университета музыкальной культуры при Воронежском педагогическом институте (1980);

- ряда музыкальных клубов («Юных композиторов», «Молодежного», «Композитор и исполнитель» - ведущие А. Украинский и Л. Чернышев, Н. Казарян, Л. Вахтель) при Воронежском Союзе композиторов (1995 – 2012);

- проведение Всероссийского конкурса юных композиторов «Постигая искусство классиков» (1999-2000);

- Проведение по итогам конкурса «Первого съезда юных композиторов России» (Воронеж, 2000);

«Всероссийского конкурса на лучшее произведение по воронежскому фольклору им. К.И. Массалитинова» (Воронеж –Москва, 2005);

возглавил оргкомитеты и жюри межрегиональных и всероссийских композиторских конкурсов, посвященных Пушкину, Платонову, Пятницкому, конкурса гимнов городу Воронежу (2003-2004), а также и конкурса детской песни «Разноцветный мир» (1998); член жюри «Народного кинофестиваля 2000» и ежегодных театральных конкурсов «События сезона» (с 1997).

3. С докладами также выступал:

- на «1-м Всесоюзном семинаре по машинным аспектам формализованного анализа музыкальных текстов», организованном В.Л. Гошовским (Ереван–Дилижан, 1975),

- на международных конференциях: «Мусоргский и современность» (Свердловск, 1979), «Актуальные проблемы ладогармонического мышления» (Астрахань, 1982), «Проблемы музыкальной жизни и творчества» (Новосибирск, 1982), «Пути совершенствования музыкально-теоретического образования» (Москва, 1983), «Наследие Б.В.Асафьева и задачи музыкальной культуры» (Москва, 1984), «Модест Мусоргский – личность, творческая судьба» (Великие Луки, 1989), «Моцарт– Прокофьев» (Ростов-на-Дону, 1991), «Памяти Ю.Н. Тюлина: к 100-летию со дня рождения» (Москва - Санкт-Петербург, 1993), «Судьба России – судьба культуры» (Москва, 1996), «Искусство на рубежах веков» (Ростов-на-Дону, 1999), «Культура и образование на рубежах тысячелетий» (Тамбов, 2000), «Современные проблемы музыкознания» (Новосибирск, 2001), «Творчество С.В.Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры» (Тамбов, 2003), «Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования» (Алматы, 2004, 2008), «Музыкальное искусство в современном мире: композиторское творчество, исполнительство, наука, образование» (Магнитогорск, 2006), «V Серебряковские чтения» (Волгоград, 2007), «Композитор в современном мире» (Челябинск, 2008), «Культура и средства массовой информации» (Вологда, 2008) «Современное музыкальное творчество и проблемы вузовского образования» («Московская осень 2009»), «Наследие Ю.Н. Холопова и современное музыкознание» (Москва, 2012), «Искусство в пространстве современной культуры» (ВГУ, 2011), «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия» (Москва, 2013), «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» (Москва, 2015), «Творческие союзы и композиторское творчество на постсоветском пространстве» (Ростов-на-Дону, 2014), «Музыкальное искусство и наука в современном мире» (Астрахань, 2015), «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» (Москва, 2016), «Научные идеи В.П. Бобровского в контексте современного музыкознания» (Уфа, 2016), на ежегодных «Болховитиновских чтениях», учрежденных О.А. Скрынниковой (Воронеж, с 2007 по 2017) и на ряде других.

Книги:

1. М.П.Мусоргский: принципы ладового развития. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1992.

2. Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад. – М.: Композитор, 1999.

3. Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад (2-е издание, исправленное и дополненное). – М.: Композитор, 2010.

4. Алматинские симфонии Евгения Брусиловского (теоретические проблемы национального симфонизма). – Алматы: Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, 2006.

5. Теоретические проблемы национального симфонизма. Алматинские симфонии Евгения Брусиловского. – М.: Композитор, 2010.

6. Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края (соавтор Шалагина А.В.). – Воронеж, Изд. «Кварта», 2010.

7. Горизонты музыки: прошлое в настоящем и будущем. – М.: Композитор», 2015.

Статьи:

  • Песни семиреченских казаков (о народной памяти) // Народная музыка в Казахстане. – Алма-Ата, 1967.
  • О драматургии (симфонизме) Четвертой симфонии Е.Брусиловского // Музыкознание, вып.3. – Алма- Ата, 1967.
  • Плодотворный синтез // Советская музыка, 1971, № 2.
  • Три статьи о симфонизме Е.Брусиловского: 1. Народно-национальные основы стиля, 2. Образно-художественная концепция, 3. О формообразовании // Музыкознание, вып. 5, Алма-Ата, 1971.
  • О цитировании и национальной сути // Советская музыка, 1973, № 3.
  • Анатолий Бычков (буклет). Алма-Ата, 1974.
  • Газиза Жубанова // Творчество: Вестник композитора, вып. 2. – М., 1976.
  • О методе порождающего описания // Алгоритмический формализованный анализ музыкальных текстов. – Ереван, 1977.
  • Непринужденное музицирование // Советская музыка, 1979, № 2.
  • От приема – к концепции // Советская музыка, 1980, № 12.
  • Promenade М.Мусоргского. О модальном развитии // Актуальные проблемы ладогармонического мышления. – М., 1982.
  • Несхожесть дарований // Советская музыка, 1983, № 4.
  • К проблеме терминологии – о выражении «художественное открытие» // Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики, М., 1984.
  • К проблеме организации научного творчества студентов в вузах искусств (соавтор с В.В.Бугров) // Развитие творческой активности студентов вузов культуры и искусств. – М., 1984.
  • Диалектика взаимодействий (полемические заметки) // Советская музыка, 1985, № 4.
  • К проблеме ладового развития // Б.В.Асафьев и советская музыкальная культура. – М., 1986.
  • Михаил Зайчиков // Композиторы Российской федерации. – М., 1987.
  • Контрасты «Картинок с выставки» – феномен парадоксального мышления Мусоргского // Проявление контраста в музыке, Воронеж, 1988.
  • Монодийно-гетерофонная природа мышления // Советская музыка, 1989, № 3.
  • В поисках новой концепции // Советская музыка, 1989, № 11.
  • Раскрывающийся лад в народной и профессиональной музыке (на примере сочинений М.П.Мусоргского) // Песенное многоголосие народов России, М., 1989.
  • Некоторые современные аспекты ладогармонического мышления Мусоргского // М.П.Мусоргский и музыка ХХ века. – М., 1990.
  • Модальное развитие – одна из основ мышления Мусоргского // Музыкальная академия, 1993, № 1.
  • Полиопорность // Музыкальная академия, 1994, № 4.
  • Порождающее описание // Музыкальная академия, 1995, № 1.
  • Книга стала событием // Музыкальная академия, 1966, № 3-4.
  • Гетерофония как рефрен музыкально-исторического процесса // Искусство на рубежах веков, Ростов-на-Дону, 1999.
  • Современное многовековое // Музыкальная академия, 1999, № 1 (Вариант статьи // Подъем, 1999, № 7.
  • Прошлое в настоящем: приношение Учителю // Музыкальная академия, 1999, № 4.
  • Музыкальный эпицентр // Союзу композиторов России: 40 лет. – М., 2000.
  • Гетерофония: типология фактур, эволюция ткани // Музыкальная академия, 2001, № 4.
  • Столица и провинция // Подъем, 2003, № 3.
  • Организация культурного пространства России: отношение центров и периферии // Музыкальная академия, 2003, № 2.
  • Музыка должна идти от сердца // Творчество С.В.Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. – Тамбов-Ивановка, 2003.
  • Utmost precision in Music Theory // Mark Kopytman (Voices of memories). – Israel Music Institute, 2004;
  • Past in the Present: Homage to my Teacher // Mark Kopytman (Voices of memories). – Israel Music Institute, 2004;
  • Культурное пространство: отношения российских центров и периферии // Музыкальное искусство сегодня (новые взгляды и наблюдения). – М., 2004.
  • В защиту своей гильдии // Музыкальная академия, 2005, № 4.
  • Два эскиза о предустановленном и импровизационном компонентах в музыкальном творчестве: 1. Некоторые общие аспекты проблемы; 2. Ладогармонический фактор как стабильный компонент импровизационного становления // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования. – Воронеж: Воронежский государственный институт искусств, 2006.
  • Два этюда к проблеме аналогий. Этюд первый: Аналогия как метод познания музыкально-художественных явлений. // Музыкальная академия, 2006, № 1.
  • Два этюда к проблеме аналогий. Этюд второй: О выражении «Художественное открытие» // Музыкальная академия, 2006, № 2.
  • Предустановленное и импровизационное: Взаимодействие в композиции; Часть первая: Исторический аспект проблемы; Часть вторая: Ладогармонический фактор как стабильный компонент импровизационного становления. // Музыкальная академия, 2008, № 1.
  • Столицы и провинция: взаимодействие культур // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова. 2008.
  • Вспоминая учителя // Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со дня рождения. – СПб: Санкт-Петербургская государственная консерватории им. Римского-Корсакова, 2008.
  • О переменности функций центра и периферии в культуре современной России // Культурное пространство России: прошлое, настоящее (материалы Болховитиновских чтений). – Воронеж: ВГАИ, 2008
  • «Pro et contra»: контрапункты мнений о статусе творческих организаций // Композитор в современном мире. – Челябинск, 2009.
  • Истинный художник не может не быть мыслителем (Тет-а-тет. Беседовал Лев Кройчик). – Газета «Воронежский курьер», 01.08. 2009.
  • Чему учить студентов? Современные проблемы гармонии: характер их обсуждения и решения // Проблемы музыкальной науки, вып. 5. – Уфа, 2009.
  • Диссонансы и консонансы. Творческие союзы в перекрестье проблем и суждений // 50 лет Союзу композиторов России. – М., 2010.
  • Культурное пространство: отношения российских центров и периферии // 50 лет Союзу композиторов России. – М., 2010.
  • Портрет композитора в интерьере региональной организации [о В.А. Горянине] // Музыкальная академия, 2010, № 4.
  • «Il vecchio castello» М. Мусоргского в соотнесении с типологически родственными явлениями // Русское искусство в мировом художественном процессе. – Воронеж: Воронежская государственная академия искусств, 2011.
  • Евгений Борисович Трембовельский: о музыкальной науке, творчестве и о себе (интервью Л.Н. Шаймухаметовой) // Проблемы музыкальной науки, 2011, № 2 (9).
  • Иосиф Игнатьевич Дубовский (1892 – 1969): учителю, наставнику, коллеге к 120-летию со дня рождения / Проблемы музыкальной науки, № 2 (11). – Уфа: Уфимская государственная академия искусств, 2012,.
  • От года культуры – к веку культуры ? // Искусство и СМИ. – Воронеж: ВГУ, 2012.
  • Вольному воля (Галина Сысоева и крестьянская песня) // Подъем, 2012, № 3.
  • Юрий Борисович Романов. Слово о композиторе // Моя отрада – Воронеж: Воронежская государственная академия искусств, 2012.
  • Общее в единичном: «Старый замок» М.П. Мусоргского в перекрестье параллелей, влияний и соотнесений // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2012.
  • Путь к слушателю (интервью) // Воронежский телеграф: приложение к газете «Воронежский курьер», 2012, № 146 (февраль).
  • Перерастет ли год культуры в век культуры? // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. – М.: Гос. класс. Академия им. Маймонида, 2013.
  • Концептуальность и архитектурность: одна страница из наследия Михаила Зайчикова // Искусство в контексте современной культуры (материалы Болховитиновских чтений). – Воронеж: Воронежская государственная академия искусств, 2013.
  • Произведение искусства и его внетекстовая составляющая // VII Болховитиновские чтения. Искусство в современном мире: Текст. Контекст. Гипертекст. – Воронеж: Воронежская государственная академия искусств, 2014.
  • Две страницы из наследия Михаила Зайчикова // Музыкальная академия. – 2014, № 2.
  • Точнее, чем точно: о музыковедческих трудах М.Р. Копытмана // Проблемы музыкальной науки, 2014, № 1. – Уфа: Уфимская государственная академия искусств.
  • О стиле и жанровом диапазоне газеты «Музыкальное обозрение» // Южно-российский музыкальный альманах. – 2015. - № 1. Ростов на Дону: Ростовская государственная консерватория.
  • Творческие союзы в перекрестье проблем и суждений // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория, 2015.
  • Полиопорность как вид полигармонии // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. – М.: Гос. класс. Академия им. Маймонида, 2015.
  • О внетекстовой составляющей в произведениях искусства // Музыкальное искусство и наука в современном мире. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2015.
  • Стань музыкою, слово»: Алексей Кольцов в сочинениях композиторов Воронежа – претворяя общероссийские музыкальные традиции // Человек в искусстве: в поисках национальной идентичности. – Воронеж: Воронежский государственный институт искусств, 2016 (материалы международной научной конференции – 7-8 декабря 2015 года).
  • Порождающее описание в свете проблемы произведения и его внетекстовой составляющей // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. – М.: Гос. класс. Академия им. Маймонида, 2016.
  • Два примера национальной идентификации музыкальных объектов // Южно-российский музыкальный альманах. – 2016. № 3. Ростов на Дону: Ростовская государственная консерватория.
  • Общительность таланта (к 60-летию Р.Ф. Калимуллина) / Казань: Союз композиторов республики Татарстан, 2017. – В печати.
  • О функциональном понимании музыкальных явлений в методе порождающего описания // Научные идеи В.П. Бобровского в контексте современного музыкознания. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося ученого, педагога, музыканта: Уфа, 22 – 24 ноября 2016 года). – Москва: Московская государственная консерватория, 2017. – В печати.
  • Новое – хорошо забытое старое: современные проблемы гармонии в науке и учебной практике // Болховитиновские чтения – 2017: Композитор и его эпоха: тексты и контексты искусства. Материалы Всероссийской научной конференции (10 – 12 октября 2017 года). – Воронеж: Воронежский государственный институт искусств, 2017. – В печати.
  • «Старый замок» Мусоргского в соотнесении с типологически сходными явлениями // Проблемы музыкальной науки, 2017, № 4. – Уфа: Уфимская государственная академия искусств. – В печати.

О Трембовельском Е.Б. и его трудах:

  • Белогрудов О. Удачный дебют. – Газета «Огни Алатау», Алма-Ата, 31.03.1965.
  • Советские композиторы и музыковеды. Справочник в 3-х томах. Т.3, ч. 1. – М., 1989.
  • Скрынникова О. Откровение Мусоргского: взгляд исследователя на пороге XXI века. – ж-л «Музыкальная академия», 2000, № 2.
  • Ноткин И. Книга, ставшая событием. – Газета «Коммуна», Воронеж, 16.05.2000.
  • Шалагина А. Поздно, да вовремя. – Газета «Коммуна», Воронеж, 27.10.2009.
  • Трембовельский Евгений Борисович // Кто есть кто в Воронеже и Воронежской области. Энциклопедическое издание. – Воронеж, 2003.
  • Воронежская организация Союза композиторов России // Воронеж: культура и искусство. Буклет. – Воронеж, 2006.
  • Трембовельский Евгений Борисович // Воронежская историко-культурная энциклопедия. – Воронеж, 2006.
  • Лютая Р. Трембовельский Евгений Борисович // Воронежская энциклопедия: в 2 т. – Воронеж, 2008;
  • Библиографическое пособие: Евгений Борисович Трембовельский. – Воронеж: Воронежская государственная академия искусств, 2009.
  • Сысоева Г. Яркий, талантливый, масштабный // Библиографическое пособие: Евгений Борисович Трембовельский. – Воронеж: Воронежская государственная академия искусств, 2009.
  • Синюгина Л. Отдавая – обретать! – Там же.
  • Скрынникова О. О Мусоргском и не только: идеи исследователя на рубеже веков – Там же.
  • Носырева Э. Профессор на велосипеде: штрихи к портрету Евгения Трембовельского // газета «Коммуна», Воронеж, 04.08.2009.
  • Райгородский П. Неутомимый Евгений // газета «Музыкальное обозрение», М., 2009, октябрь (№ 310).
  • Скрынникова О., Украинская А. Евгений Борисович Трембовельский // ж-л «Проблемы музыкальной науки». – Уфа, 2011, № 2 (9).
  • Украинская А. Евгений Борисович Трембовельский // Воронежцы: известные люди в истории края. Библиографическое издание – Воронеж: Кварта, 2011.
  • Задерацкий В.В. Слово редактора об авторе и его книге // Вступительная статья к книге: Евгений Трембовельский. Горизонты музыки: прошлое в настоящем и будущем. – М.: Композитор, 2015.
  • Украинская А.В. В диалоге со временем, или формула скачка // ж-л «Проблемы музыкальной науки». – Уфа, 2016, № 1.
  • Украинская А.В. Поэтика музыковедческой мысли (Фундаментальный труд музыковеда Евгения Трембовельского) //ж-л «Подъем», 2016, № 11.