Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Парфентьева Наталья Владимировна

Парфентьева Наталья Владимировна

Парфентьева Наталья Владимировна

Музыковед
Челябинское областное отделение Союза композиторов России

Родилась 21 марта 1955г. в г. Дрездене. Доктор искусствоведения (1998), профессор (2000), член. Союза композиторов России (1995), член.-корр. Петров¬ской академии наук и искусств (2000), Председатель общественного Совета по культуре, искусству и молодёжной политике Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Челябинской области (2001-2005), заслуженный Деятель искусств РФ (2005).

В 1974 г. окончила музыкальное училище им. П. И. Чайковского (класс ф-но). В 1976-81 гг. училась в ЧГИИК, одновременно работала педагогом в детской школе искусств. В 1989-92 гг. – директор детской школы искусств, в 1992-97 гг. – председатель комитета (позднее – начальник Управления) по делам культуры и искусства администрации города Челябинска. Во Всероссийском институте искусствознания (Москва) защитила кандидатскую диссертацию (1994); в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского – докторскую (по истории и теории древнерусской музыки). С 1997 г. на преподавательской работе в Челябинском государственном университете: доцент, профессор, зав. кафедрой истории и теории искусства (с 1999). С 2001 – профессор кафедры искусствоведения Южно-Уральского госуниверситета, научный руководитель Зала искусств Челябинского государственного университета (ЮУрГУ). В 2006-2016 гг. являлась деканом исторического факультета. Руководит научной работой студентов и аспирантов. Является членом советов по защите кандидатских и докторских диссертаций (ЮУрГУ, СибФУ).

Н. В. Парфентьева – специалист в области истории и теории древнерусской музыки ХI – ХVII вв. и духовной музыки России ХVIII – ХХ вв., автор более 100 научных трудов, в том числе трёх монографий. Имеет публикации в центральных изданиях Российской Федерации и зарубежом. Разработала метод реконструкции формул и формульного анализа древнерусских песнопений. Впервые ввела в научный оборот и расшифровала многие произведения распевщиков Новгородской, Московской и иных школ. Впервые провела комплексное исследование творчества мастеров Строгановской школы. По материалам исследований снят телефильм «Храм: Страницы вечности» (ЧГТРК), получивший диплом конкурса «ТЭФИ» (1997). По инициативе Н.В. Парфентьевой открыт Зал искусств ЮУрГУ, в котором с 2003 года проходят выставки произведений искусства, творческие встречи с композиторами, художниками и артистами, вечера и концерты. Научный руководитель Зала искусств ЮУрГУ.

Совместно с заслуженным деятелем искусств А. Кривошеем организует творческие конкурсы и концерты молодых композиторов. Имя Н. В. Парфентьевой авторитетно в научном мире, о чем свидетельствуют публикации в престижных московских и петербургских сборниках, а также написание раздела по истории духовной музыки России в учебнике «История современной отечественной музыки» (вып. 3) для студентов музыкальных вузов. Учебник подготовлен кафедрой истории отечественной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и выпущен в 2000 г. издательством «Музыка». Впервые ученому-искусствоведу нашего края предложено сотрудничество на столь высоком уровне.

Н.В. Парфентьева – член диссертационных советов по истории, искусствоведению, культурологии. Ею выиграны гранты Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Минобразования России.

  • член.-корр. Петров¬ской академии наук и искусств (2000)
  • Лауреат Премии и Медали Законодательного собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области (2004)
  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ» (2005)
  • Учёное звание профессор (Аттестат професора от 12 июля 2000 г. № 311-п)
  • Учёная степень доктор искусствоведения (диплом доктора наук от 27 ноября 1998 г. № 40 д/62.)
  • Международные конференции: «Восток-Запад» Московская гос. консерватории им. П.И. Чайковского, Москва (2003-1008), «Бражниковские чтения» Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова (20010-10016) ,Санкт-Петербург, Рождественские чтения, МГУ, 1015, 2016) и др.
  • Международные, всероссийские, региональные конференции на базе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, ЮУрГУ, ЧГИК: «Актуальные проблемы музыкальной культуры», «Культура и искусство в памятниках и исследованиях», «Традиции и новации в отечественной духовной культуре», «Музыкальные традиции современной России», «Вопросы современного музыкознания», «Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы», «Композитор в современном мире», «Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур», «Искусство и культура современной России: траектории творчества, науки, образования», «Прокофьевские чтения» (Челябинск, 2001 - 2016) и др.

Москва

  • 2014 Международная конференция «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации» / МГК им. П.И. Чайковского (Москва, 12-17 мая 2014). Доклад: Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Особенности воплощения принципа творчества «на подобен» в произведениях царя Ивана Грозного. (В печати).
  • 2016 Международная конференция «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования» / Государственный институт искусствознания (Москва, 24-26 мая 2016). Доклад: Реформирование древнерусского церковно-певческого искусства в контексте перехода к новому музыкальному искусству в XVII в.». Опубл.: Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы межд. науч. конф. – М., 2016. - С.18-25.

Санкт-Петербург

  • 2012 «Радуйся, Русская земле!». Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения – 2012» / Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская национальная библиотека, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург, 23-28 апреля 2012). Доклад: Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. О методике освоения нового певческого репертуара мастерами школы Фёдора Крестьянина на рубеже XVI–XVII вв. Опубл.: Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П. Освоение репертуара мастерами певческой школы Федора Крестьянина на рубеже XVI–XVII вв. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2012. – Вып.19. – С.83–90.
  • 2014 «Преподобный Сергий Радонежский и судьбы древнерусской певечкой традиции». Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения – 2014» / Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская национальная библиотека, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2014). Доклад: Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Из истории творчества распевщиков Троицкой обители преп. Сергия Радонежского. Дьякон Иона Зуй (вторая половина XV – начало XVI в.). Опубл.: Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П. Из истории авторского творчества в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. Диакон Иона Зуй (XVI в.) // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – С.1029–1038.
  • 2016 «Восточнохристианская певческая традиция». Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения – 2016» / Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская национальная библиотека, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург, 10-12 апреля 2016). Доклад: Образ высшей власти в музыкально-гимнографическом творчестве Ивана Грозного. (В печати)

Международное общество «История и теория монодии»

(Вена)

  • 2012 VII Международная конференция «Проблемы истории и теории монодии» / Австрийское общество Византинистики, Венский университет. Рук. проф. Герда Вольфрам (Вена, 3-7 октября 2012), доклад: Парфентьев Н.П. Textkritische Strukturformelmethode und ihre Anwendung bei der Dekodierung und Analyse der Autorenwerke in der altrussischen Monodie [Текстологический структурно-формульный метод и его применение при расшифровке и анализе авторских произведений древнерусской монодии]. Опубл.: Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2012. – Band 2. – Brno, 2014. P. 693–707.
  • 2014 VIII Международная конференция «Проблемы истории и теории монодии» / Австрийское общество Византинистики, Венский университет. Рук. проф. Герда Вольфрам (Вена, 1-4 октября 2014), доклад: Парфентьев Н.П. Zum Problem der Attribution von Gesangwerken des Zaren Iwan des Schrecklichen [К проблеме атрибуции певческих произведений царя Ивана Грозного]. Опубл.: Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2014. – Band 2. – Brno, 2016. P.501-509.
  • 2016 IX Международная конференция «Проблемы истории и теории монодии» / Австрийское общество Византинистики, Венский университет. Рук. проф. Герда Вольфрам (Вена, 21-24 сентября 2016), доклад: Парфентьев Н.П. Die Kirchlichen Gesangskunst auf dem Hof des Zaren Iwan der Schrecklichen [Церковно-певческое искусство при дворе царя Ивана Грозного].
  1. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI–XVII вв.: монография. Челябинск, 1993;
  2. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков): монография. Челябинск, 1997;
  3. Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХ в. Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев – Челябинск: ЮУрГУ, 2000. – с 154 с.
  4. Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХ в.: монография. Челябинск, 2001;
  5. Творческие принципы древнерусских мастеров и их воплощение в духовной музыке ХХ века. Гимнология. Вып. 3.: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Запад. Материалы межд. науч. конф. // Сост. и отв. ред. И.Е. Лозовая, Московская гос. консерватории им. П.И. Чайковского. – М., 2003. – С. 366-379
  6. О творческих принципах мастеров Московской и Усольской школ в древнерусском певческом искусстве / Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Сб. науч. тр.: Вып. 3 – Челябинск: ЮУрГУ, 2003. – С. 29 -50
  7. О методах исследования музыкально-теоретических основ творчества Фёдора Крестьянина. Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат. Южно-Уральской межвуз. Научно-практической конф. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.
  8. Изучение теоретических основ творчества мастеров древнерусского музыкально-письменного искусства (на примере авторских произведений) / Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат. Южно-Уральской межвуз. Научно-практической конф. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – С. 11 – 28
  9. Стихиры евангельские в творчестве московского распевщика Фёдора Крестьянина (стихира третья) / Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Сб. науч. тр. Вып.4 Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 74 – 100
  10. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. 2008. – V.1 (3);
  11. Principles of Author's Art Creativity in Ancient-Russian Church Musical-Written Chanting of the XVI–XVII Centuries // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. V.2 (2).
  12. О принципах формирования ресурсной базы художественно-эстетического образования студенчества на примере создания художественной коллекции университетского Музея искусств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – Вып.14. – С.55-62 (0,5 п.л.)
  13. Авторские произведения древнерусских мастеров церковно-певческого искусства в старообрядческой книжно-рукописной традиции Урала // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – Вып.15. – С.91-96 (0,5 п.л.)
  14. Basic principles of author’s Creativity in the works Feodor Кrestjanin (d. ok. 1607)/(Основные принципы авторского творчества в произведениях Фёдора Крестьянина (ум. ок. 1697) - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №1 С.78-91. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).
  15. About Feodor Krestjanin’s creative activity in the 1598–1607 years (О творческой деятельности Фёдора Крестьянина в 1598-1607 гг - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2 С.60-70. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).
  16. Симфонизм в творчестве М. К. Чюрлениса (к изучению специфики преломления музыкальных жанров в живописи) - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2 С.71-76. (в соавторстве с Андреевой Е.А.).
  17. Поэзия Анны Ахматовой и Иосифа Бродского в творчестве композитора Анатолия Кривошея - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №3 С.103-108. (в соавторстве с Шадриной Е.А.).
  18. Музыкальное развитие цикла «Тропари иорданские» (По древнерусским рукописям XII-XVII вв.) - статья в Наука ЮУрГУ [Электронный ресурс]: материалы 66-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015.
  19. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15. - №4. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).
  20. Basic principles of author’s Creativity in the works Feodor Кrestjanin (d. ok. 1607)
  21. (Основные принципы авторского творчества в произведениях Фёдора Крестьянина (ум. ок. 1697) – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №1; С.78-91. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).
  22. About Feodor Krestjanin’s creative activity in the 1598–1607 years (О творческой деятельности Фёдора Крестьянина в 1598-1607 гг.) – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2. С.60-70. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).
  23. Симфонизм в творчестве М.К. Чюрлениса (к изучению специфики преломления музыкальных жанров в живописи) – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2. С.71-76. (в соавторстве с Андреевой Е.А.).
  24. Поэзия Анны Ахматовой и Иосифа Бродского в творчестве композитора Анатолия Кривошея – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №3. С.103-108. (в соавторстве с Шадриной Е.А.).
  25. Музыкальное развитие цикла «Тропари иорданские» (По древнерусским рукописям XII-XVII вв.) – материалы 67-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015.
  26. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15. - №4. С.83-99. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).
  27. Ivan the Terrible’s Stichera: The Idea of Russia’s Spiritual Elevation [Стихиры Ивана Грозного: идея духовного возвышения Российского царства]. Quaestio Rossica. - 2016. - Vol. 4. - № 1. - Р.137–156. DOI 10.15826/QR.2016.1.146. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).
  28. Художественный образ Ивана Грозного как пример отражения культурной национальной идентичности: Прокофьевские чтения: сб. материалов всерос. науч.-практич. конференции (8 окт. 2016) / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск: ЧГИК, 2016. С.91 - 103
  29. Image of Ivan the Terrible in creativity of the composers: on question of national identity in musical art: Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016. V.9. №8.
  30. Воплощение русской национальной идентичности в образе Ивана Грозного в музыкальном искусстве - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2016. Т.16. № 4. С.99-102.
  31. Подобен «О дивное чудо» как музыкально-гимнографический образец для богородичных стихир Ивана Грозного: Вопросы современного музыкознания: сб. науч. трудов всерос. науч.-практич. конференции (14-15 апр. 2016). – Челябинск: ЧГИК, 2016. – Вып.5. С.20-39.
  32. Большой распев XV-XVII вв. как воплощение национального менталитета русского народа: Наука ЮУрГУ: материалы 68-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2016. С.421-429.
  33. О становлении теологии на Южном Урале как образовательного напрвления: Дискурсология: методология, теория, практика. 2016. Т.1. №10 (10). С.397-411.
  34. Художественный образ Ивана Грозного как символ национального самосознания в произведениях искусства: Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: сб. науч. тр. междунар. науч.-практич. конф. (29 дек. 2016) / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И. Чайковского. – Челябинск, 2016. – С.24-31.
  35. Вузовские музеи и изучение процессов формирования культурной идентичности студенчества: Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: сб. науч. тр. междунар. науч.-практич. конф. (29 дек. 2016) / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И. Чайковского. – Челябинск, 2016. – С.56-65. (в соавторстве с Ворошиным С.Д.).
  36. Образ Ивана Грозного в контексте выражения русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве: к постановке проблемы: Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: сб. науч. тр. междунар. науч.-практич. конф. (29 дек. 2016) / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И. Чайковского. – Челябинск, 2016. – С.131-137. (в соавторстве с Самойловой А.В.)
  37. Стихиры «на подобен» в творчестве царя Ивана Грозного: Теория и история монодии: доклады междунар. конф. (Вена, 2014) / под ред. М. Черни, М. Пишлёгер. – Брно, 2016. - Т.8. С.533-544.
  38. Stichera “na Podoben” im Schaffen von Zaren Iwan dem Schrecklichen: Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2014. – Band 8. – Brno, 2016. P. 521-532.
  39. Творчество Мелетия Грека в контексте особенностей переходного периода в музыкальном искусстве второй половины XVII в.: Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы межд. науч. конф. / Государственный институт искусствознания (Москва, 24-26 мая 2016). – М., 2016. С.25
  40. “Shine, shine, New Jerusalem”: The theme of the “Holy City” in the work of Old Russian chant master Feodor Krest’anin: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 40. Proceedings of the 3rd International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2016). Atlantis-press, 2017.
  41. Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований. Материалы 3-й Международной конференции по образованию, языку, искусству и межкультурной коммуникации (ICELAIC 2016). – Т.40. – Atlantis-press, 2017]. С.559-564. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).