Союз Композиторов России

Всероссийская общественная организация

uc@unioncomposers.ru

+7 (495) 629-52-18

Композиторы и музыковеды

Гуревич Леонид Иосифович

Гуревич Леонид Иосифович

Композитор
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»

Родился 5 ноября 1936 г. в Баку. Учился в Бакинском музыкальном учи-лище, сначала на дирижерско-хоровом, а затем на композиторском отделении (1952–1956, класс проф. Б.И. Зейдмана). В 1957 г. поступает в Азербайджанскую консерваторию им. У. Гаджибекова в класс композиции ученика Д.Д. Шостаковича, выдающегося отечественного мастера Кара Караева, который оказал решающее воздействие на формирование творческого облика молодого композитора. Этому способствовала также и музыкальная жизнь Баку, весьма насыщенная в то время. Рубежным произведением консерваторских годов, позволившим поверить в свои силы, композитор считает Сонату для скрипки и фортепиано, написанную на 3-м курсе и отмеченную на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов (1961). Его дипломной работой стала четырехчастная Симфония До мажор для большого симфонического оркестра, две последние части которой были исполнены на государственном экзамене Азербайджанским симфоническим оркестром под управлением Н. Рзаева. (Впоследствии композитор неоднократно возвращался к этому произведению, совершенствовал его, рассматривая как наиболее значительное из написанного им). Будучи студентом вуза, Л.И. Гуревич уже преподавал теоретические дисциплины в Бакинском музыкальном училище, а после окончания с отличием консер-ватории в 1964 г. был приглашен на консерваторскую кафедру композиции. В 1966 г. по рекомендации К. Караева молодой композитор был принят Союз композиторов СССР.

С 1967 г. Л. Гуревич живет и работает в Свердловске-Екатеринбурге, преподает в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Кандидат искусствоведения (подготовил и защитил диссертацию в Московской консерватории, 1975 –1979), доцент (1980), заслуженный деятель искусств РФ (1997), профессор (1998), заведующий кафедрой композиции УГК (2005–2007), заместитель председателя (1996–2001), сопредседатель (2001–2006, совместно с В. Кобекиным), председатель Уральского отделения Союза композиторов России (2006-2013). За сорок три года преподавания в Уральской консерватории (класс композиции и инструментовки) в классе Л.И. Гуревича тайны оркестра постигали большинство композиторов – выпускников консерватории, музыковеды, будущие профессора этого учебного заведения: Л.П. Синявская, Л.А. Се-ребрякова, Т.И. Калужникова, Е.А. Рубаха, ряд известных оперно-симфонических дирижеров: народный артист России, организатор и многолетний руководитель знаменитого театра «Новая опера» Е. Колобов, а также возглавляющие известные оркестры А. Самоиле, В. Платонов, М. Щербаков. Ориентацию на преемственность лучшим традициям классической и современной музыки Гуревич исповедует, ведя специальный класс сочинения, где он воспитал 14 композиторов, среди которых ныне живущие в разных городах страны члены Союза композиторов России: А. Бызов (Екатеринбург), В.Пантус и М. Козлов (Пермь), П. Дамиранов (Улан-Уде), Л. Табачник (Асбест, Свердловская область), Е. Рычкова (Петербург). Среди специалистов Л. Гуревич известен как автор научных статей по вопросам теории и истории оркестровки и вузовского учебника «История оркестровых стилей» (М., 1997).

До середины 80-х в творчестве Л.И. Гуревича преобладали симфонические и камерно-инструментальные произведения. Центральными опусами данного периода можно назвать Концерт для скрипки и малого оркестра, начатый еще в Баку, и Лирическую сюиту «Образы детства» для симфонического оркестра. В это время он также активно сотрудничает со свердловскими театрами (более 20 спектаклей), много работает в песенном жанре. Затем происходит ощутимое расширение жанрового диапазона: появляется череда значительных камерно-вокальных и хоровых сочинений: монокантата для меццо-сопрано и камерного оркестра «Суровый край свободы» на стихи М. Лермонтова, поэма для хора без сопровождения «Баллада о дикой яблоне», коллаж-сюита для сопрано и фортепиано «Сердце Шопена», серия концертов для духовых инструментов с оркестром, ряд партитур для оркестра народных инструментов. Его оркестровые про-изведения звучат под управлением известных дирижеров (М. Павермана, А. Фридлендера, Д. Лисса, Н. Калинина, В. Вишневского, А. Людмилина), инструментальные и вокальные опусы исполняются народными артистками России С. Зализняк и М. Владимировой, заслуженными артистами России, скрипачами А. Михлиным (Москва), Л. Мирчиным, С. Уманской, виолонче-листом С. Пешковым, певцами Л. Белобрагиной (Москва), Ю. Яковлевым и др. В 1997 г. Гуревич получил Третью премию на Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио (Япония), а в 1999 г. на том же конкурсе был удостоен Почетного диплома.

Первое десятилетие XXI в. привнесло новые штрихи к портрету композитора. Он обращается к еврейскому фольклору («Аллюзии», «Клезмер-фантазия», «Зовы любви», хоровые «Колыбельные песни», два детских хора: «Мальчик идет в школу» и «Дети учат буквы»), проявляет неподдельный интерес к джазовой музыке, стремясь сочетать ее с академической традицией (симфоническая сюита «Эвансиана»), уделяет большое внимание созданию педагогического репертуара. Много времени и сил занимают текущие дела по руководству Союзом композиторов Урала. Тем не менее география исполнений произведений Гуревича за последние годы весьма представительна. Только крупные сочинения композитора звучали в Ярославле («Пасторальный концерт» для валторны с оркестром), Нижнем Новгороде («Вальс-элегия» для оркестра народных инструментов), Казани («Клезмер-фантазия» для скрипки и камерного оркестра), Москве (Приветственная увертюра, Струнный квартет in D; поэма для скрипки с оркестром «Памяти великого композитора»). Состоялись два масштабных юбилейных авторских концерта в Большом концертном зале Уральской консерватории (2001 и 2006), вышли в свет двойной альбом «Траектория творчества. Симфонические произведения Леонида Гуревича» (2006), компакт-диски «На волне памяти (песни разных лет)» и «Родом из детства (детские песни и произведения для детского хора)» (2010), выпущена мо-нография «Траектория творчества. Композитор Леонид Гуревич и его музыка» (2006).

1. Почётное звание «Заслужен-ный деятель искусств РФ» (Указ Президента РФ №1240 от 19.11.1997, Удо-стоверение З№ 69802);

2. Значок «За отличную работу» Министерства куль-туры СССР (Приказ Министра культуры СССР №683-К от 11.11.1984);

3. Медаль «Ветеран труда» (решение Свердловского областного Совета народных депутатов от 29.09 1984);

4. орден «За вклад в просвещение» (удостоверение №590 от 02.11.2009);

5. Почётная грамота исполкома Ленинского райсовета народных депутатов (март 1984);

6. Почётная грамота Управления культуры Свердловского облисполкома (04.12.1989);

7. Почётная грамота Министерства культуры Свердловской области (Приказ Министра культуры Свердловской области №363-к от 07.10.1999);

8. Почётная грамота Законодательного собрания Свердловской области (21.11.2006 №2688);

9. Диплом Союза композиторов России (№0226, декабрь 2006)

Симфонические произведения

1963 Симфония до мажор в 4 ч. (2-я ред. – 1971)

1967 Концерт для скр. и малого орк. в 3 ч. (2-я ред. – 1989)

1973 «Симфонический дифирамб»

1975 «Два старинных танца» (Павана и Менуэт) для камер. орк.

1980 Лирическая сюита («Образы детства») для симф. орк. в 4 ч.

1985 Дивертисмент для стр. орк. в 5 ч.

1985 «Поэма» для виолонч. с орк.

1986 Концерт для фагота и симф. орк. в 3 ч. (2-я ред. – 1997. Кон-церт для тенор-сакс. и симф. орк.)

1988 «Пасторальный концерт» для валторны и симф. орк. в 2 ч.

1992 «Аллюзии», концерт для трубы и стр. орк.

1995 «Галоп» для 2 фп, стр., удар. и синтезатора (2-я ред. – 2001, для 2 фп и мал. симф. орк.)

1997 Концерт для тенор-сакс. и симф. орк.

1997 «Ночная музыка» для скр. и симф. орк. (2-я ред. – 2003. Поэма для скр. и симф. орк. «Памяти великого композитора»)

1998 «Приветственная увертюра» для симф. орк.

1999 «Клезмер-фантазия» для скр. и камер. орк.

2003 «Каприччио» для скр. и симф. орк. (посв. С. Прокофьеву)

2003 Поэма для скр. и симф. орк. «Памяти великого композитора»

2004 «Эвансиана», симф. сюита на осн. джаз. муз. Б. Эванса в 3 ч.

2005 «Неопартита», 4 концертных танца для скр. и камер. орк.

2008 «Нам нравится джаз», коллекция «золотых» джаз. хитов в аранжировке для стр. орк. (7 пьес)

2009 Dolce-concertino для тромб. и стр. орк. в 3 ч.

Произведения для орк. народных инструментов

1986 Симфониетта для орк. нар. инстр. в 3 ч.

1987 «Вальс-элегия», фантазия для орк. нар. инстр.

1990 Две песни («Дорога земная» и «Гусляры») для тенора с орк. нар. инстр. на ст. В. Лазарева и И. Кобзева.

1991 «Каприччио», концертино для домры с орк. нар. инстр. (посв. С. Прокофьеву).

1996 «Торжественная музыка» для орк. нар. инстр.

1999 «Здравица», уверт. для орк. нар. инстр.

2001 «Два вальса» для домры с орк. нар. инстр. (2-я ред. – 2006, для балалайки с орк. нар. инстр.): «В городском саду», «Экс-центрический вальс»

Хоровые произведения (без сопровождения)

1986 «Баллада о дикой яблоне», поэма для смеш. хора без сопров. (сл. Б. Пустового).

1987 «Ручеек» для дет. хора, сл.В. Зуенка

2001 «Дети учат буквы» (обр. еврейской. нар. песни) для дет. хора

2005 «Колыбельные песни», пять еврейских песен для жен. хора без сопров.

Камерно-вокальные произведения

1986 «Суровый край свободы», монокант. для меццо-сопр. и камер. орк. на ст. М. Лермонтова в 7 ч.

1988 «Сердце Шопена», коллаж-сюита в пяти романсах на ст. совр. поэтов для сопр. и фп

1991 «Музыка для детей», три песни для гол., скр. и фагота на ст. совр. поэтов: «Картина» для сред. гол., сл. В. Степанова; «Четыре утенка» для выс. гол., сл. Р. Алдониной; «Скрипоч-ка», сл. В.Данько

2001 «Зовы любви», пять еврейских песен для меццо-сопр., бари-тона и камер. орк.

Камерно-инструментальные произведения

1957-74 Двенадцать прелюдий для фп (в изданиях – шесть прелюдий)

1960 Соната для скр. и фп в 3 ч. (2-я ред. – 2003, 1 ч.)

1961-68 Струнный квартет в 4 ч.

1979 Пять пьес для флейты и фп: «Прелюдия», «Вальс», «Интер-меццо», «Напев», «Скерцо»

1984 Сонатина для фп в 3 ч.

1985 «Поэма» для виолонч. и фп

1986 «Багатели», пять пьес для фп

1988 «Бурлески», три пьесы для фагота и фп

1990 Четыре пьесы для готово-выборного баяна

1994 «Арабески», пять пьес для квинт. дух. инстр.

1996 «Три картинки» для 2 фп в шесть рук: «Наперегонки», «Гру-стинка», «Принцесса»

1998 «Пять характерных пьес» для фп: «Китайская мелодия», «Кавказский танец», «Еврейская мелодия» (обр.), «Русский напев», «Болеро»

1998 «Два настроения» для 2 фп в 6 рук.

2000 «Клезмер-фантазия» для скр., виолонч. (кларн.) и фп

2002 Струнный квартет in D в 2 ч.

2002 «Клезмер-фантазия» для квинт. сакс.

2002 «Простые пьесы» для стр. кварт.: Вальс, Интермеццо, Скер-цино

2003 «Когда смычок коснется струн» для скр.и фп

2003 «Простые пьесы» для фп: «Утренняя песня» (диатоника), «Причудливая игра», «Сельский танец», «Танец марионеток»

2004 «Ноктюрн», «Две пьесы» для валторны и фп

2004 «Три концертных танца», «Две пьесы» для трубы и фп

2005 «Призывные сигналы», произв. для трубы и фп

2006 Шесть пьес для скр. и фп: «Напев», «Жесткий вальс», «Ев-рейский танец», «В городском саду», «Галантный танец», «Скерцо»

2007 «Светлый путь», девять пьес для кларн. и фп

2008 «По белым и черным», произв. для фп в 4 руки

2010 «Зигзаги», три пьесы для тенор-сакс. и фп

2010 «Золотой рог», пять пьес для валторны и фп

Песни в сопровождении симфонического оркестра

1971 «Партия – сердце народа» (сл.Т. Одудько) для сол. (баса), смеш. хора и симф. орк.

1980 «Первое свидание» (сл. В.Елисеева) для жен. вок. дуэта и симф. орк.

1980 «Баллада об отцах» (сл. В.Елисеева) для солистки (меццо-сопр.), хора и симф. орк.

1983 Ленинская правда» (сл.В. Машина) для сол. (баса), смеш. хора и симф. орк.

2006 «Рабочая юность» (сл. И. Ляпина) для сол. (баса), смеш. хора и симф. орк.

2006 «Гимн Уралу» для смеш. хора (дет. хора) и симф. орк.

Песни в сопровождении оркестра (ансамбля) народных инструментов

1969 «Вечерняя песня» для сол. (тенора) и орк. нар. инстр., ст. Н. Горбачева (инстр-ка Б. Осипова, 1970)

1971 «По веснам да по зимушке» («Гусляры») для сол. (тенора) и орк. нар. инстр., сл. И. Кобзева (инстр-ка авт., 2001)

1975 «Сапоги солдатские» для муж. вок. дуэта и орк. нар. инстр., сл. Н. Куштума (инстр-ка Н. Олейникова, 1981)

1977 «Родники» для муж. вок. дуэта и орк. нар. инстр., сл. Н. Шу-макова (инстр-ка Н. Олейникова, 1981)

1979 «Родная граница» («Солдаты стоят на посту») для муж. вок. дуэта и орк. нар. инстр., сл. Б. Кежуна (инстр-ка А.Захарова 1981)

1980 «Солнышко» для сол. (тенора) и орк. нар. инстр., сл. В. Елисеева (инстр-ка авт., 2010)

1982 «Дорога земная» («Ветка полыни») для сол. (тенора) и орк. нар. инстр. (инстр-ка авт., 2001)

1971 «Фронтовики» для сол. (баса) и инстр. анс., сл. Ф. Архипова

1971 «Песня верхолаза» для сол. (баритона) и эстр. орк., сл. В. Елисеева

1978 «Напиши мне в Певек» для жен. вок. кварт. и инстр. анс., сл. Д. Лившица

1978 «Мамин праздник» для жен. вок. кварт. и инстр. анс., сл. Н. Красильщикова

1979 «Песня о Неизвестном солдате» для сол. (баса), жен. вок. кварт. и инстр. анс., сл. Н. Доризо

Песни

1968 «Старый дом» для сол. (баса) в сопров. фп, сл.А. Воловика

1968 «Наш учитель» для сол. (баса) в сопров. фп, сл. Л. Сорокина

1978 «Любовь-беда» для сол. (тенора) в сопров. фп, сл. М. Гет-туева)

1979 «Песня о России» для сол. (тенора) в сопров. фп, сл. Б. Кежуна

1980 «Ой, березки милые» для жен. вок. кварт. без сопров., сл. В. Елисеева

1982 «Детство» для сол. (баса) в сопров. фп, сл.Б. Вторушина

1983 «Отчий хлеб» для сол. (баритона) в сопров. фп, сл. Е. Нефедова

Детские песни в сопровождении малого симфонического оркестра

1971 «Клятва» для дет. хора и орк., сл. Н. Банщикова

1976 «Подарили краски» Васе», ст. Е. Александровой.

1979 «Скрипочка» для сол., дет. хора и орк., сл. В. Данько

1979 «В музее» для сол., дет. хора и орк., сл. Е. Александровой

1979 «Рассказ о буденовцах» для сол. (альта) и орк.

2001 «Мальчик идет в школу» (обр. еврейской песни) для трех солистов, дет. хора и орк.

Детские песни в сопровождении фортепиано

1976 «Самовар» для мл. дет. хора в сопров. фп, сл. Г. Анохина

1976 «Козленок» для мл. дет. хора в сопров. фп, сл. С. Вигдорова

1976 «В гостях у Ленина в Горках» для дет. хора в сопров. фп, сл.Е. Александровой

1977 «Песня о пионерской мечте» для дет. хора в сопров. фп, сл. Д. Лившица

1979 «Хоккей» для дет. хора в сопров. фп, сл. Е. Александровой

1979 «Дружный класс» для дет. хора в сопров. фп, сл. Е. Алек-сандровой

1980 «Если рядом верный друг» для дет. хора в сопров. фп, сл. Е. Александровой

Музыка к драматическим спектаклям (более 20), в т. ч.:

1969 «Снежная королева» (Е. Шварц) – Свердл. театр кукол, реж. Р. Виндерман

1970 «Али-баба и разбойники» (В. Маслов) – Свердл. театр кукол, реж. Р. Виндерман

1970 «Сказание о Робин Гуде» – Свердл. телевидение, реж. Л. Диковский

1973 «Три мушкетера» (по А. Дюма) – Свердл. ТЮЗ, реж. Ю. Жигульский

1981 «Красная шапочка» (Е. Шварц) – Свердл. ТЮЗ, реж. Д. Астрахан

1982 «Доходное место» (А. Островский) – Свердл. ТЮЗ, реж. Д. Астрахан

1983 «Пять романсов в старом доме» (В. Арро) – Свердл. акад. драм. театр, реж. А. Попов

1984 «Синее небо, а в нем – облака» (В. Арро) – Свердл. акад. драм. театр, реж. А. Попов

1991 «Сотворившая чудо» (У. Гибсон) – Свердл. ТЮЗ, реж. С. Лосев

Научные труды

Роль темброво-фактурных средств в Третьей симфонии Кара Караева // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 8. Свердловск, 1973. С. 222-249; Роль оркестрового варьирования в симфонической драматургии Кара Караева // Кара Караев. М., 1978. С. 203-218; Роль фактурно-тембровых средств в симфонической драматургии Кара Караева: Автореф. дис. ... канд. искусство¬ве¬д. М.: Изд-во Моск. консерватории, 1979; Формообразующая и драматургическая роль оркестровых средств в симфонических произведениях Кара Караева // Вопросы оркестровки: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 47. М., 1980. С. 95-111; Некоторые особенности оркестровой фактуры произведений Кара Караева // Проблемы музыкальной фактуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 59. М., 1982. С. 124-138; Об одном аспекте анализа оркестровки // Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 76. М., 1984. С. 127-139; Выразительные свойства оркестровой ткани // Вопросы инструментоведения: Тез. докл. на Второй междунар. инструментоведческой конф. «Благодатовские чтения». СПб., 1995; История оркестровых стилей: Учеб. пособие для муз. вузов. М.: Комп., 1997;

Публикации в СМИ

За дирижерским пультом – полвека // Веч. Свердл. 1982. 12 июня; Под знаком семи нот // Веч. Свердл. 1982. 12 окт.; Возвращение к успеху // Веч. Свердл. 1983. 17 окт.; Едва смычок коснется струн... // Веч. Свердл. 1985. 20 дек.; Такой оркестр нужен! // Веч. Свердл. 1987. 16 февр.; Дом, где не звучит музыка (под псевд. Л. Осипов) // Веч. Свердл. 1990. 6 марта; Культурный вакуум // Ур. рабочий. 1990. 7 марта.