Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Ушёл из жизни Олег Леонидович Проститов

22.01.2021

22 января 2021 года на 66 году жизни после тяжелой болезни скончался Олег Леонидович Проститов – композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, педагог, общественный деятель, около 30 лет проживший в Красноярске.

Для сибирской, в первую очередь красноярской музыкальной культуры, его имя значит многое. Он был в составе легендарного «питерского культурного десанта», благодаря которому стало возможным создание в Красноярске центра профессионального музыкального искусства – института искусств (1978), а затем и Красноярской организации Союза композиторов России (1983). Он – автор официального музыкального символа города – Гимна Красноярска, который с 2003 года исполняют во время официальных церемоний. «Мира и радости городу нашему, света и счастья тебе, Красноярск»… Кто сейчас не знает эту пронизанную гордостью и любовью к нашему городу торжественную песнь? А какой хоровой детский коллектив не знает сюиту «В стране Вообразилии» и не исполнял хотя бы одну её часть?..

Масштаб, сила и глубина, яркость и самобытность – все эти качества были присущи личности и композиторскому дарованию О.Л. Проститова. Он был не только Учителем, воспитавшим в своем классе целую плеяду композиторов, ныне успешно работающих по всей Сибири. Его опыт общения во время учебы в Ленинградской консерватории с выдающимся отечественным сольфеджистом Ароном Львовичем Островским стал основой его методики занятий по сольфеджио в КГИИ со студентами-вокалистами, среди которых был Дмитрий Хворостовский – первый исполнитель великолепных «Пушкинских сцен» О.Л. Проститова в 1988 году,а также исполнявший другие вокальные сочинения композитора.

О.Л. Проститов – южанин. Родился 7 сентября 1955 г. в Ставрополе. Свой путь в музыке он начинал как юный певец. Его вокальные данные и пианистический талант развивались в этом городе педагогами, за плечами которых был опыт общения с представителями лучших российских школ: вокальной, идущей от практики общения с Ф.И. Шаляпиным и фортепианной – от Г.Г. Нейгауза и А.В. Шацкеса. Уже в музыкальном училище, на Всероссийском конкурсе вокалистов прозвучало первое сочинение О.Л. Проститова – вокальный цикл на стихи А. Блока. Положительный отзыв Г. Свиридова о музыке цикла стал на всю жизнь для композитора той «точкой опоры», которая позволяла двигаться вперед, к новым вершинам, поддерживала уверенность в своих силах, не позволяла уклоняться от выбранного пути.

Мощная профессиональная база, полученная во время учебы в Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова в классе профессора А.Д. Мнацаканяна (ученика О.А. Евлахова и Д.Д. Шостаковича), была привнесена и внедрена на благодатную сибирскую почву. Стремление О.Л. Проститова создать композиторскую школу в Красноярске получило реальную поддержку у ведущих педагогов-теоретиков Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича: композитора Ф.П. Веселкова и музыковеда Б.Т. Плотникова.

В 1999 г. была сформирована кафедра теории музыки и композиции, где в классе композиции О.Л. Проститова обучались С. Пучинин, К. Туев, Ч. Комбу, А. Огнева, А. Михалев, У. Хомушку. В настоящее время все они– члены СК России. Множество молодых музыкантов других специальностей, ставших сегодня заметными фигурами каждый в своей сфере деятельности, также занимались у О. Проститова по различным предметам.

Для студентов-композиторов общение с О.Л. Проститовым всегда было своеобразным экскурсом в творческие лаборатории лично известных ему композиторов: А. Пярта, С. Слонимского, Б. Тищенко, Д. Кабалевского, А. Петрова, его учителя в консерватории А. Мнацаканяна,а также зарубежных коллег по цеху, в частности – болгарских композиторов. Постоянная забота о юных талантах проявилась в активном участии композитора в организованных кафедрой теории музыки и композиции КГАМиТ совместно с красноярским отделением СК региональных конкурсов юных композиторов Сибири (2002, 2005). На этих конкурсах О.Л. Проститов возглавлял жюри из коллег композиторов и музыковедов.

С 1997 по 2007 гг. О.Л. Проститов руководил работой Красноярского отделения Союза композиторов России. Для всех, кто работал рядом, всегда было понятно, что педагогическая, творческая, общественная деятельность для Олега Проститова были неразрывны. Умение организовать свое время, выявить приоритетные задачи и направления в жизни и творчестве позволили О.Л. Проститову за короткий жизненный срок создать максимум сочинений в различных музыкальных жанрах, преподавать в институте и в училище (колледже) искусств, работать музыкальным редактором Красноярской телерадиокомпании, и принимать участие в работе лектория Красноярской филармонии, для которого он написал свои замечательные детские мюзиклы.

Постоянным и плодотворным было тесное сотрудничество О.Л. Проститова с выдающимися исполнителями, руководителями различных творческих коллективов. Тесная дружба связывала его с такими мэтрами красноярской культуры как дирижер И.В. Шпиллер и писатель В.П. Астафьев. Глубокое понимание русской музыкальной традиции, казачьего фольклора сближали его с известным сибирским фольклористом В. Шульпековым. Их публично представленные диалоги о специфике и корнях российской ментальности были откровениями для слушателей. Изложенные в них малоизвестные широкой аудитории исторические факты перемежались пением дуэтом удалых казачьих и русских песен.

Теплыми дружескими чувствами было пронизано общение О.Л. Проститова с талантливыми красноярскими музыковедами В. Плотниковым, П. Юхвидиным, Л. Гавриловой, И. Ефимовой, Н. Еловской, О. Колпецкой, пианистом Е. Лауком, вокалисткой Л. Елесиной (Поповой), баянистом Е. Юристом, флейтистом А. Ивановым, актером К. Вощиковым и многими другими. Музыка композитора не раз становилась предметом изучения красноярскими и новосибирскими музыковедами.

В творческом багаже О.Л. Проститова в начале наступившего столетия было свыше 40 произведений в различных жанрах. Среди них: соната для виолончели и фортепиано (1987); соната-фантазия «Амадей» для фортепиано (1988); Соната для фортепиано «Свастическая» (2007); «Ночи Мессалины» для квартета саксофонов (1990); «Пасторали» для флейты и фортепиано; терцет для двух скрипок и фортепиано (1993); моноопера «Черный человек» (1994); современная музыкальная комедия по пьесе В. Шленского «Возле старого пруда – где стреляют иногда» (2003); симфонии «Памяти Игоря Стравинского» (1983), «Романтическая» (1986) и «Саянский триптих» – программная симфония в 3-х частях(«Красный яр», «Шаманка», «Большая вода» 1980-1983); камерная кантата «Пушкинские сцены» (1987), удостоенная первой Пушкинской премии губернатора Красноярского края (1999);вокальные циклы на стихи А. Навои (1981), И. Северянина (1992); концерты для фортепиано, скрипки, баяна с оркестром; свыше 200 песен, среди которых и официально утверждённый Гимн города Красноярска (1998). Сочинения О.Л. Проститова исполнялись в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Софии, Баку, Лунде (Швеция) и других городах и странах.

В 2014 г. О.Л. Проститов, в это время уже проживающий в Краснодаре, приезжал в Красноярск на IIIСибирский фестиваль современной музыки. Сибирская тема, ярко выраженная в симфоническом творчестве,даже после отъезда из Красноярска, продолжала волновать О.Л. Проститова. В январе 2016 г. в рамках X зимнего Суриковского фестиваля искусств прозвучала оратория О.Л. Проститова на стихи А. Третьякова «Суриков – сын земли красноярской», а в ноябре того же года в Томске состоялась премьера оперы «Ермак».

Краснодар, куда переехал О.Л. Проститов в 2009 году, стал городом, где творческая, педагогическая и общественная активность были столь же кипучими и позитивными, как и в Красноярске. Продолжая заниматься в Краснодаре с молодыми композиторами, Проститов инициировал открытие в местном вузе композиторского отделения.

Ушел из нашей жизни талантливейший Музыкант, наделенный от природы мелодическим даром и великолепным чувством формы, мастерски владеющий фортепиано, чуткий и отзывчивый на все явления жизни, мужественный и, в то же время, глубоко ранимый в душе человек. Здесь, на красноярской земле, талант Олега Проститова возмужал и обрел ту самобытность и неповторимость, которая характеризует зрелого мастера, а его неповторимый, полный благородного достоинства облик, останется навсегда в сердцах и памяти красноярцев.

И.В. Белоносова, кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой звукорежиссуры СГИИ имени Д. Хворостовского, член СК России.

Союз композиторов России приносит свои соболезнования родным и близким Олега Леонидовича Проститова