28.06.2020
Сергей Яковенко (19 июля 1937 – 28 июня 2020) был чрезвычайно многогранной личностью: певец, педагог, ученый, музыкальный деятель… Отмеченный многими наградами и званиями, он всегда особенно гордился степенью доктора искусствоведения. В интервью к 75-летию, я спросила, что побудило его обратиться к науке? «Всегда задавался “детским” вопросом: как это сделано? – ответил Сергей Борисович. – Например, изобилующий новациями “Рубайят” Софьи Губайдулиной. Сажусь за письменный стол, начинаю анализировать. Потом возникает статья, далее – книга. Так защитил докторскую диссертацию – по совокупности музыковедческих работ по теме, которой занимался всю жизнь: “Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки”, где исследую весь динамический ряд – от чистого чтения до чистого пения. Мне в равной степени интересно выходить на сцену, к роялю и думать, и писать о своей профессии».
Его сольная карьера довольно долго шла по двум, казалось бы, несовместным направлениям: эстрада и классическая музыка. « Я пел много песен на Радио, – рассказывал Сергей Яковенко, – и потом ушел, так как замучила идеология. Начались мои творческие контакты с Марией Гринберг, с Евгением Светлановым, и совмещать академическую концертную деятельность и выступление в эстрадных концертах с советскими песнями стало невозможно. Помню смешной случай, когда я как-то пришел репетировать к Гринберг, а она меня встречает такая грустная-грустная и сочувственно говорит: “Бедный вы мой, бедный, как же вам тяжело кусок хлеба достается!” Это она увидела по телевизору, моё выступление с эстрадным оркестром Юрия Силантьева. Если бы она на меня накричала, то я, может быть, отреагировал по-другому, но она с такой материнской жалостью все это сказала, что я понял: “Пора “завязывать”. И перешёл в Московскую филармонию…»
Особый вклад Сергей Яковенко внес в развитие современной отечественной музыки: благодаря его жадному интересу и искренней страсти многие композиторы писали свои произведения, зная, что в лице этого певца они найдут прекрасного интерпретатора. «Был период, когда по моему репертуару можно было сверять список членов Союза композиторов, и не только москвичей. Я отключал телефон, и до ночи учил новые произведения современных российских авторов, благо память была фотографическая. Композиторы несли мне свои произведения еще и потому, что, будучи солистов Радио, я мог не просто спеть сочинение в концерте, но записать его в радиофонд и на пластинку. Я очень дружил с Союзом композиторов России… Из дорогих мне людей назову Владислава Казенина, Ширвани Чалаева, Александра Кулыгина, Валентина Сильвестрова… Самым дорогим и близким из них я посвятил главы в своей книге “И довелось, и посчастливилось…”» Он стал первым исполнителем опер «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, «Письма Ван Гога» Г. Фрида, «Пьер и Люс» Д. Кривицкого.
Сергей Яковенко обладал и незаурядным литературным даром, и даже подумывал в годы учебы, не стать ли ему профессиональным писателем. До того, как прийти в ГМПИ имени Гнесиных, учился в Педагогическом институте на историко-филологическом факультете, посещал семинары знаменитого философа Алексея Лосева. В своих книгах он живо и правдиво воссоздал портреты современников, не только композиторов, но дирижеров, инструменталистов – Г. Рождественского, К. Кондрашина, Ю. Арановича, М. Ростроповича, И. Архиповой, Н. Казанцевой и многих-многих других.