04.07.2019
В Москве завершился проект Союза Композиторов России и Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Надежда Травина рассказывает о том, как это было.
2 июля, вторник
Глиссандо с кружкой, или Что скажет товарищ пианист?
Что день грядущий нам готовит? Сегодня в роли медиума между участниками и МАСМ – композитор, профессор Александр Радвилович из Санкт-Петербурга. К общению с молодыми коллегами он подготовился по-консерваторски: прочитал лекцию о способах трактовки текста в современной музыке и проиллюстрировал примерами из собственного творчества. Получилось несколько категорий, среди которых особый интерес вызвали методы работы с фонемами. Александр Юрьевич показал свою пьесу Waldes Musik (где женский хор имитировал звуки леса), а потом и сам воспроизвел шипящие и свистящие звуки для того, чтобы показать их изначально неслышимую разницу. Сидящие в зале впечатлились и попросили продемонстрировать уже какие-нибудь необычные инструментальные приемы. Куратора не пришлось уговаривать, и вот уже «студенты» берут профессора в круг у рояля, вооружаются смартфонами и фиксируют, как можно создавать глиссандо по струнам при помощи кружки или зажигалки.
Долгожданные reading-сессии ждешь, как показа любимого сериала и никогда не угадаешь, куда повернет сценарий. В первом эпизоде сегодняшнего воркшопа прослушали и разобрали сочинение «Долина “Эркене Кун”» Алсу Сунгатуллиной из Казани, которая обратилась к тюркской легенде (по преданию, через эту долину с красивым названием переходили предки тюркских народов). Музыкантам не понравилось однообразие ритма и отсутствие разных регистров – композитор ответила, что сделала это намеренно для того, чтобы показать специфику звучания народной музыки. Начали спорить, но истина так и не родилась. Следующая участница – Мария Николаева из Ростова-на-Дону, написавшая Четыре эскиза для флейты, – получила всяческие комплименты от солиста Ивана Бушуева, который, впрочем, заметил, что «после музыки Фернихоу нельзя не написать «вилки» и оттенки». В пьесе Performance of memory Лилии Исхаковой (также Казань) долго выясняли, когда Олег Танцов (бас-кларнет) должен вступить с электроникой. Радвилович нашел самый верный способ – он сказал: «Поехали!», «он взмахнул рукой». Обсуждение чрезвычайно изобретательного сочинения Владимира Ладомирова из Санкт-Петербурга растянулось на долгое время, и в, конце концов, куратор признал, что «”Белый шум” – по потенциалу хорошая музыка». Завершила дневной блок «Читок» Анастасия Зубаровская (Москва) со своим мини-саундтреком The Last Letter к некому короткометражному фильму (все так и не поняли, к какому именно). Радвилович решил проанкетировать участницу (ваш любимый композитор? какой стиль вам ближе?), а ей было интересно, что скажет «товарищ пианист» (он же – профессор Михаил Эмильевич Дубов). Сошлись на том, что нужно больше слушать хорошей музыки и решили этим заняться на индивидуальных занятиях после обеденного перерыва.
3 июля, среда
В этом такте – Ренессанс, а в следующем – Pink Floyd, или От простого к сложному
«Композиторские Читки» плавно подошли к своему завершению, а участники за это время уже окончательно сдружились. И неудивительно: им подает пример отличная команда Союза Композиторов, которая, помимо всего прочего, окружила ребят любовью и заботой – кормят два раза в день, дарят подарки от фирмы «Мелодия» и готовы в любое время суток ответить на любые вопросы. В заключительный день лаборатории куратором выступил композитор Сергей Невский. На лекции он продемонстрировал этапы трансформации заданного материала в партитуре: например, как проявляются изменения на банальном уровне или изменения приводят к переосмыслению контекста. Прослушали и посмотрели на экране несколько сочинений Невского, в том числе фрагмент Скрипичного концерта Cloud Ground с Теодором Курентзисом за дирижерским пультом, а также «спойлер» – пьесу Track#3, который будет звучать на следующий день в рамках Нелектория «Петя и Волки».
Дневные воркшопы прошли как-то быстро, но не менее увлекательно, чем в предыдущие разы. Андрей Руднев из Сызрани под звучным псевдонимом Рэй Андерсонс признался, что хотел приблизить свое сочинение к классикам и поэтому назвал его Сонатой. И пока Иван Бушуев выяснял у композитора, где здесь главная партия, а где побочная, Сергей Невский заметил, что в одном такте у него слышно Pink Floyd, а в другом – Ренессанс. Подошла очередь Инги Чинилиной, которая придала «Читкам» статус Международного проекта, ибо приехала из Бостона. Изучив ее пьесу Sky every day, куратор посоветовал отказаться от попытки разогрева и постепенной подготовки слушателя к дальнейшему процессу. Константин Комольцев из Перми (который также является помощником режиссера небезызвестного Театра оперы и балета) добавил к своему квинтету SOMMERNACHT электронное лаундж-сопровождение и погрузил всех в некий релакс (но не скрипача Евгения Субботина, которому нужно было в одном эпизоде читать текст в микрофон). Игорь Комар (ударение на первый слог) из Минска с пьесой Nevienmērīga kustība и москвич Лев Тернер с «шаманским» опусом Invocation of Urban Spirits стали последними героями этого дня – на равных побеседовали с куратором и музыкантами, получили ценные замечания и присоединись ко всем на общее фотографирование. Итак, «Композиторские Читки» завершены – да здравствуют «Композиторские Читки!»
Источник