29.04.2019
«Композиторские читки» – проект Союза Композиторов России – без преувеличения, можно назвать уникальным. Его суть такова: известный ансамбль современной музыки играет свежеиспеченные опусы композиторов-участников, разбирает партитуры по кусочкам вместе с композиторами-наставниками, помогая молодым коллегам не просто найти свой маршрут на карте современной музыки, но и не сбиться с выбранного пути. О таком, как говорится, можно было только мечтать. Это на Западе подобные вещи – дело привычное: в США похожие «читки», названные «чтением партитур», и вовсе входят в систему музыкального образования. В нашей же стране молодые авторы пишут преимущественно для друзей-исполнителей, чтобы представить свое творение в галереях и музеях звука или же в стенах консерватории на очередном зачете. Результатом становится не творческий диалог композитора с музыкантом и попытка придать граням сочинения совершенную форму, а, в лучшем случае, видеозапись для соцсетей и восторженные отклики пользователей.
«Композиторские читки» предлагают профессиональное погружение в мир конкретной пьесы. Прилюдно, во всеуслышание и на глазах у автора – но не в духе советских партийных заседаний или «разбора полетов», а в почти семейной обстановке, в атмосфере радости и воодушевления. Творческая образовательная лаборатория успешно стартовала прошлым летом в Москве, и уже тогда стало ясно, что продуктивное начинание потребует продолжения. В этот раз местом притяжения молодых композиторов из России и Ближнего Зарубежья стала Казань – практически родина патриарха современной музыки Софии Губайдулиной, где активно действует Центр ее имени.
В течение нескольких дней Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) провел так называемые reading-сессии. Евгений Субботин, Илья Рубинштейн, Олег Танцов, Иван Бушуев и Михаил Дубов обсуждали с композиторами штрихи, приемы игры, особенности формы и другие нюансы партитуры. Дневные воркшопы обрамлялись утренними лекциями и вечерними индивидуальными занятиями кураторов проекта – опытных композиторов, под руководством которых и проходили «читки». В этом году обучать молодых и начинающих пригласили молодых и успешно продолжающих – Александра Хубеева, Николая Хруста и «местного» композитора Эльмира Низамова. Компанию им составил почетный гость проекта – профессор университета Ханянь (Южная Корея) Им Чон У.
Ключевой объединяющей темой форума оказалась не просто новейшая музыка, а электроакустическая, представленная во всем своем многообразии – от изобретений вроде интонарумори до компьютерных программ обработки и синтеза звука наших дней. И если Александр Хубеев и Николай Хруст подробно рассказали как и каким способом создавались различные электронные и мультимедиа-композиции (в том числе, и на примере своего творчества), то Им Чон У, помимо всего прочего, презентовал деятельность Центра исследований электроакустической музыки Creama, директором которого он является. Круглый стол с участием кураторов и примкнувших к ним музыковедов Александра Маклыгина и Виктории Коршуновой подвел итог разговорам о модуляционных синтезах, секвенсорах и других атрибутах из арсенала электроакустики, затронув актуальные проблемы ее анализа и понимания. И выяснилось, что положение у нас весьма удручающее: книг по электроакустике на русском языке почти нет, равно как нет и ясного, доходчивого объяснения «устройства» подобной музыки. Впрочем, как изменить ситуацию, так никто из спикеров и не заявил, видимо, предложив слушателям самим найти ответ на этот вопрос.
Главными героями «Композиторских читок» были, собственно, пятнадцать композиторов, отобранных среди большого количества заявок. Преобладали, понятное дело, «хозяева»: композиторскую школу Казани представляли целых пять авторов – Лилия Исхакова с пьесой, возникшей под впечатлением от выставки в галерее современного искусства; Ильдар Камалов с обработкой народной татарской песни в джазовом стиле; Анастасия Костюкова, которая языком музыки поведала о легенде розы Чероки; Елена Шипова, чья «Чакона» для скрипки соло приятно удивила техническими сложностями; Роман Пархоменко, в пьесе которого отсутствие ударных инструментов заменили… ноги музыкантов. Сергей Шестаков (Новосибирск) и Нина Голова (Ростов-на-Дону) предложили свой взгляд на многовековой жанр фантазии: получились симпатичные стилизации (кстати, за них кураторы никого не ругали, хотя и советовали продолжать искать индивидуальное лицо). Для сочинения «Erinia» Елизаветы Лобан (Беларусь) исполнителям пришлось выстроить синхронизацию с фонограммой – вышло не совсем удачно, хотя автор объяснила, что для нее это, прежде всего, эксперимент. «Еврейской» для кларнета и фортепиано Ольги Дудиной (Екатеринбург – Нижний Тагил), по мнению самих музыкантов, не хватило свободы для импровизации.
Пьеса «Pray» москвича Кирилла Архипова впитала в себя похожие приемы развития, наблюдаемые у греческого авангардиста Яни Христу, а тонкий чувственный квинтет Дмитрия Мазурова во многом напомнил музыку итальянцев Шаррино и Филидеи. Гости из Армении – композиторы Джемма Минасян и Гор Испирян – решили избежать ожидаемых «восточных мотивов», представив изощренные партитуры в лучших европейских традициях. А сочинения Вадима Генина из Саратова и Евгения Морозова из Ростова-на-Дону будут помнить еще долго. Первый составил компанию МАСМ – спел свои «Рыцарские песни», тряся бубном в такт, а второй умудрился в финале целиком поместить бессмертный хит «Мурка».
Что советовали таким разным и, безусловно, талантливым людям? Помимо чисто технических вещей – не бояться выйти за рамки привычного, глубже исследовать собственный материал, избегать прямолинейности и формальности, пытаться переосмыслять подход к инструментам и т.д. С утра и до глубокой ночи, в зале Союза композиторов республики Татарстан или на улицах ее столицы, творческое взаимодействие, обмен опытом и просто профессиональное общение, которых сейчас не хватает, не прерывались. Финальной точкой этого грандиозного проекта стал концерт МАСМ в Центре современной культуры «Смена», где публика услышала пьесы кураторов и забавную миниатюру «Lipstick» для флейты и видео голландца Якоба TV. Казань взяли, Астрахань – пока нет, но не исключено, что «Композиторские читки» доберутся и до этого города, ведь пока неизвестных молодых композиторов у нас, оказывается, еще очень много.
Текст Надежды Травиной