23.04.2019
О первых днях "Композиторских читок" в Казани рассказывают журналисты Елена Черемных и Надежда Травина
Электронная музыка - это очень весело
А еще это очень увлекательно, хотя, конечно, не очень просто. В этом можно убедиться на композиторских читках в Казани, где второй день рассказывают об электроакустической музыке - и сначала приходится верить на слово, - правда, тут же, к счастью, показывают на видео такие вещи. которые пока нигде больше и не увидишь. В первые два дня уже сложился трудноватый, но затягивающий мини-сериал. Вот пусть теперь кинорежиссер Эжен Грин, умеющий снимать меланхоличные фильмы - лекции об искусстве барокко, нам завидует. У нас в Казани из музыковедческих лекций получается если не кино, то уж театр точно.
Две первых лекции об электроакустической музыке, ее технологиях и ее креативной неисчерпаемости в особняке Союза композиторов Татарстана прочли московский композитор, педагог Московской консерватории Николай Хруст и гость из Южной Кореи, руководитель тамошней Ассоциации современной музыки и сотрудник CREAMA (Институт электроакустических исследований в Сеуле) - Им Чон У ( Им - фамилия, Чом У - имя).
Их слушателями стали пятнадцать молодых композиторов, представляющих разные города России (Ростов-на -Дону, Саратов, Новосибирск, Екатеринбург, Москва и др.). Организаторы этого передвижного образовательного проекта - Союз композиторов России и Московский Ансамбль современной музыки (МАСМ) выбрали слушателей из тридцати претендентов, приславших свои сочинения, которые тут же на читках играют и обсуждают солисты МАСМ. Слушатели и гости этих ворк-шопов тоже включаются в обсуждения. Понятно, что пока электроакустикой занимаются не все, кто приехал в Казань. Но как знать, может, захваченные здешними рассказами об электронике, со временем и другие молодые композиторы повернутся к ней лицом. Тем более, что все оказалось не так сложно и за некоторыми идеями даже далеко не надо идти.
Если у вас в руках есть смартфон, а это - как считает корейский гость, - "настоящая фабрика, на которой вы можете производить видео, фото и ежесекундно узнавать новую информацию", просто загрузите соответствующую программу и алле-гоп! С лекции Чон У Има можно вынести целый мешок рекомендаций о том, как звуковым преобразователем в смартфоне можно моделировать скорость вашего движения и превращать это движение в звук. Смартфоном легко контролировать и преобразовывать звуки в рамках концертного номера. К примеру, берете трубу, подключаете дилэй (устройство, имитирующее повторы исходного сигнала или сигналов), включаете дорожку с электронной фонограммой, и полная иллюзия, что на сцене не вы один, - вас окружает целый оркестр и еще нечто, общеупотребительной музыкальной терминологии не слишком-то поддающееся.
Ну и что? Например, в первой части лекции Николая Хруста слушатели морщили лбы от обилия терминов - "модуляционный синтез", "гранулярный синтез", "коэффициент гармоничности", "индекс модуляции", "слышимый порог vibrato ( к слову, 20 Гц), зато второй частью выступления докладчик-диссертант рекомендовался режиссером настоящего авторского театра.
- Хотите услышать свое сочинение в Карнеги - холл, но не имеете возможность это осуществить? Прокрадитесь туда ночью с пистолетом и рекордером. Выстрелите в воздух холостым патроном и запишите акустический отзвук зала. Дальше - понятно...
Дома помещаете свое сочинение в этот отзвук и... voila, как говорят французы
Своего рода театр на видеоэкране показал и Чо У Им, который в одном из перформансов использовал систему kinekt (благодаря этой разработке компании Microsoft, пользователь может взаимодействовать с ней бесконтактным образом, заставляя считывать через контроллер устные команды, позы тела, амплитуду движений корпуса или смычка), получив " на выходе" танцора, чьими движениями "создается" не только видеоизображение, но и звук, а так же акустического музыканта, ставшего исходником для дуэтирующей с ним экранной видеопластики.
"Сейчас много хорошей музыки даже в компьютерных играх, но мне больше нравится соединять электронику с акустическими инструментами", - рассуждает веселый корейский автор, легко раскладывающий "на спектр" звук гонга и сочиняющий из этого музыку для реальных инструменталистов. Еще он умеет расчитать пропорции буддийского храма и превратить их в музыкальное сочинение. Ну а растянуть звукоряд народной корейской песни так, чтобы ее не сразу опознали соотечественники, - мастеру электронно-акустических дел из Сеула проще простого.
Сумасшедшая изобретательность (с акцентом на второе, а не на первое слово) выводит электроакустическую музыку из условного гетто с той же легкостью, с какой в свое время ваял свои первые композиции деточка-Моцарт. Достаточно спроецировать на зальцбургского малютку живость реакций и остроту ума сегодняшних людей, способных применить свои электроакустические прибамбасы ко всему, что, скорее, живо, чем мертво, скорее, весело, чем грустно, и, скорее, делается "чисто эвристики ради", а не для попадания в композиторские хрестоматии. Хотя, минимум один из перформансов Николая Хруста попадания туда достоин. - Однажды он просто записал фразу арт-критика, агрессивно изругавшего пластическую композицию его друга-скульптора и, осуществив электронную "свертку" ругани, превратил ее в бессловесный звук. Смысл критического "наезда" растворился в воздухе. Остался лишь звук Хруста и имя арт критика - Екатерина Деготь