17.06.2025
Команда Центра современной музыки Московской консерватории при поддержке Союза композиторов России и Минкультуры России продолжает изучать координаты современного музыкального пространства на страницах просветительского онлайн-ресурса о новой музыке «Время слышать».
Тема третьего номера — «Слышимое видно». В этом выпуске исследуется большой пласт композиций XX и XXI веков, в которых музыка сосуществует с театральными, визуальными, телесными и цифровыми элементами. Рассказываем, что внутри:
Раздел «ТЕМА НОМЕРА»
- Нужны ли мы нам, или Как опера поживает в современности. Музыкальный критик Ая Макарова рассуждает об актуальности оперного жанра в XXI веке
- Это не инструментальный театр. Музыковед Татьяна Яковлева объясняет, почему не каждую пьесу второй половины XX – начала XXI века, содержащую перформативный компонент, можно назвать инструментальным театром
- Три кита «Новой дисциплины». Музыковед Марат Ингельдеев комментирует эссе «Новая дисциплина» (2016), в котором композитор и перформер Дженнифер Уолш фиксирует свои наблюдения за тем, как создаются интермедиальные и мультимедийные проекты второго десятилетия XXI века.
- От звука в театре к «театру звука». Композитор Владимир Горлинский представляет собственный взгляд на процессы существования музыки в российских театральных проектах, охватывая последние 10–15 лет
- Пространственный параметр в творчестве Владимира Горлинского. Исполнитель и исследователь Роман Малявкин рассказывает о сайт-специфик театре и о том, как композиции Владимира Горлинского связаны с этим направлением
- Звуковые картины — звуковые миры. Композитор Ольга Бочихина — музыкальный руководитель и соавтор киноконцерта «Кафка в Афинах» — представляет авторское исследование этого проекта
Раздел «НОВАЯ МУЗЫКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»
- Неполный и неокончательный дайджест зарубежных музыкальных фестивалей. Куратор и звуковой художник Данила Матросов рассказывает о европейских и американских фестивалях прошедшего сезона и подчеркивает общее в их темах — ориентированность на актуальные проблемы, касающиеся сложных отношений локального и глобального, новых технологий и нашего будущего
- Оперные фантомы, тревожные глитчи и бесплотный хор: как звучит новая музыка Тбилиси. Журналист Иван Нечаев знакомит с культурной средой современного Тбилиси — города, где звучат постоперы, нойз и архивные шорохи, а композиторами называют диджеев, превращающих свои тревоги в электронные пульсации
- Кафка с перигелием. Музыковед и журналист Владимир Жалнин подводит итоги прошедшего сезона и рассказывает о главных событиях артхаусной музыки в России
- Беседа Фархада Бахтияри с Туфаном Имамутдиновым, Нурбеком и Алёной Батуллой о современном искусстве Татарстана, творческом объединении «Алиф» и одноименном спектакле. Композитор и музыковед Фархад Бахтияри беседует с участниками «Алифа» — одного из передовых сообществ современного искусства Татарстана, сочетающего в своих проектах новые театральные практики со звучанием традиционных тюркских инструментов
- Посвятив себя главному и наивысшему. Музыкальный критик Илья Овчинников анализирует шесть произведений Софии Губайдулиной. Текст посвящен памяти композитора
- Большой огонь в маленьком швейцарском городе. Журналистка Мария Милагрос рассказывает, как прошла премьера оперы «Большой огонь» Беата Фуррера в Цюрихском оперном театре
Раздел «ПРОЕКТ»
- Иосиф Барданашвили: «Вокруг были люди невероятного интеллектуального масштаба»
- В рамках проекта «Старшее поколение» Алёна Верин-Галицкая берет интервью у композитора Иосифа Барданашвили – классика грузинской и израильской новой музыки
Раздел «В СТУДИИ»
- Булез.doc. Музыковед Ангелина Самойлова делает обзор научно-популярного проекта «Булез.doc», посвященного 100-летию со дня рождения Пьера Булеза, анализирует новый формат читок, отсылающий к практикам документального театра
- Студия новой музыки: семь главных событий сезона. Музыковед Анастасия Ким рассказывает о проектах Студии новой музыки в сезоне 2024/2025